Мудрое чтение – радость общения

Когда говорят о радости общения с книгой, обычно подразумевают общение с автором. Но ведь книга – это не только автор. Каждый читатель видит ее через призму собственного опыта, и при вдумчивом и эмоциональном чтении он оживляет мир книги, создает его для себя. Персонажи для него становятся реальными и живут собственной жизнью в своем мире. Именно об общении с этим миром я и хочу рассказать.

Многие читали книги о Гарри Поттере и очень любят их. Но некоторые учителя литературы говорят, что серия произведений о нем портит вкус юных читателей. Кто же прав?

Я писала исследовательскую работу о говорящих именах в книге «Гарри Поттер и философский камень». И мое восприятие мира Гарри Поттера разделилось на «до» и «после» исследования.

Говорящие имена – это авторский прием, его использовали и те писатели, которых у нас принято относить к классическим, – Д.И. Фонвизин, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, и многие другие. Этот прием позволяет лучше осознать авторский замысел, понять авторскую характеристику персонажа, те идеи, которые автор стремится донести до своего читателя. Герои начинают восприниматься как инструменты реализации авторского замысла, пешки на шахматной доске. Именно так я увидела серию книг о Гарри Поттере после написания работы. Волшебный мир превратился в шахматную доску, где герои полностью подвластны Джоан Роулинг, где автор – царь и бог. Здесь возможен только диалог между читателем и писателем, причем писатель захватывает внимание и ведет читателя за собой.

Общение с автором посредством книги, постижение его замысла и анализ инструментов ничуть не менее интересны, чем общение с самой книгой, однако такое общение куда менее эмоционально, что для детей, в частности, подростков, является решающим фактором, определяющим обобщенное «нравится / не нравится», от которого и зависит, будет книга перечитываться или нет.

Именно такое, эмоциональное, отношение было у меня к героям книги до написания работы. Я представляла себе, как персонажи существовали бы в том мире, где живу я, думала, на кого из них я больше похожа, с кем из них я бы хотела дружить, о том, как они живут между описанными автором эпизодами. И не я одна! Множество фанфиков написано по этому произведению. Они в основном пишутся подростками, которые воспринимают персонажей книги как своих друзей и не хотят с ними расставаться. Их не волнует, почему Гермиону назвали Гермионой, а не, например, Мэри, так же, как мы с друзьями не спрашиваем нашего знакомого Ювеналия, кто же его так назвал и зачем. Мы просто общаемся.

Также и подростки общаются с книгой, с миром, который они вместе создают, а не только с самим автором. Общение с персонажами – более эмоциональное, более человечное, приближенное к тому, что происходит в реальном мире, – соответствует их возрастным потребностям. Многие школьники, когда их просят задуматься над тем, что хотел сказать Александр Пушкин тем или иным своим произведением, представляют себе сеанс спиритизма или интервью, но живо могут вообразить, что сказали бы Евгений Онегин или Татьяна по тому или иному вопросу. Представить себе диалог с автором куда труднее, чем с персонажем.

Однако после анализа произведения становится сложно снова увидеть за задумкой автора те личности персонажей, с которыми ты общался. Гермиона (женский вариант имени Гермес, имени бога, которого никто не мог превзойти в ловкости, хитрости, воровстве и лукавстве. Он изобрел буквы и обладал безграничной памятью. В поздние времена Гермеса стали называть Трисмегистом («трижды величайший») в связи с тем, что он вхож как в этот мир, так и в потусторонний) становится символом мудрости и находчивости, а не девочкой-подружкой. Мне тоже стоило больших усилий увидеть тот волшебный мир, но уже другими, более зоркими глазами.

Этот мой опыт, как мне кажется, даёт понять, почему произведения школьной программы не нравятся многим учащимся. Ведь им раскрыли секрет фокуса, не показав сам фокус до конца. Анализ средств выразительности в данном случае предшествует сложению картины книги, школьника за шиворот оттаскивают от разговора с персонажами и заставляют очень логично, по-взрослому, хладнокровно беседовать с автором. Конечно, школьникам предписано летом спокойно и вдумчиво прочитать произведения программы на будущий год, но... по опыту некоторых моих одноклассников могу сказать, что реально читаются они ночью перед уроком, что не возбуждает желания ни с кем разговаривать, даже с реальными людьми.

А ведь для того, чтобы вжиться в мир хорошей книги, недостаточно одного прочтения. Общепризнанный факт: люди часто перечитывают одну и ту же книгу несколько раз в своей жизни, при каждом прочтении находя для себя что-то новое или переосмысливая уже известное.

Общение с миром книги всегда радостно, потому что он создается творческой работой читателя. Это не автор, мысль которого не изменишь. Это подвижный, живой, развивающийся мир, именно эту подвижность реализуют авторы фанфиков, продолжений, вариаций. Очень интересными всегда являются переложения книг на современную ситуацию, и пусть многие фанфики написаны подростками, не имеющими не только литературного дарования, но и представлений об особенностях литературного труда, инструментарии автора, нормах языка, на котором они творят, – они описывают свое индивидуальное и неповторимое общение с книгой. Они не всегда видят все то, что пытался донести до них автор, – но зато они видят и оживляют своим переживанием книги то, что автор и не думал туда закладывать. Это со-творчество, со-творение, которое, как мне кажется, очень важно для формирования любви к чтению, желания понять автора.

Именно оно является необходимым первым этапом для желания понять больше, для формирования желания вести диалог с автором и осознать его приемы. Только на основе этих двух этапов – общения с книгой и общения с автором – возможно развитие собственно мудрого чтения, при котором ты видишь тех же самых живых героев, но при этом понимаешь и авторскую позицию. Персонажи и замысел автора становятся единым целым и раскрываются с новой, подчас неожиданной стороны. Именно такое чтение приносит новые мысли, идеи и при этом доставляет радость эмоционального отношения с книгой и через нее – с автором. Появляется осмысленно-цельное понимание книги. Мудрое чтение – это то, к чему стоит стремиться, для него надо усердно работать над собой как над читателем, и тогда книги будут приносить радость общения.