День Культуры 2012 год
Пояснительный материал по теме «Помоги Земле Русской!»
2. О русском национальном характере
3. Найти достойный ответ на вызов истории
4. Новое планетарное мышление и Россия
5. Любите Родину
6. Под Знаменем Культуры
7. Самые опасные враги!
8. Россия – это …
9. Использованные материалы
10. Дополнительные материалы
1. Земля Русская
Русская земля – Россия, Русь (Русский орфогр. словарь / РАН. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999).
Русская земля – святорусье (Словарь синонимов ASIS, Тришин В.Н., 2010).
Издревле русские люди считали свою землю святой, боготворили ее как всеобщий источник жизни, мать всего живого и, наряду с водой, воздухом и огнем, представляли ее одной из четырех главных основ мироздания.
Начиная с языческих времен, понятие «земля» для русских людей отождествлялось понятиям «своего рода-племени», малой и большой Родины, Отечества, государства; образ Земли Русской выражал для русских единство и историческую преемственность. Уезжая на чужбину, русский человек брал с собой горсть родной земли и держал ее на груди до конца своей жизни. Возвращаясь на Родину, русские вставали на колени и целовали свою землю.
Земля представлялась воображению наших предков, обожествлявших природу, живым существом.
Через многие сотни лет, уже на несравненно более высокой ступени цивилизации человечество опять возвращается к пониманию Земли как одухотворенной сущности.
Русские люди в основной своей массе не считали хозяйствование на земле только средством обеспечения своего существования или способом обогащения. Для них всегда это было нечто большее, связанное со всей их духовной жизнью. Связь эта проходила, прежде всего, через глубокое понятие – Земля Божья, означавшее, что по происхождению своему и по долженствующему порядку вещей она принадлежит Богу. Земля Божья – этико-религиозное понятие, выражение целостного взгляда православного крестьянства на мир как творение. К тому же, представления русских крестьян об ограниченности любых прав на землю (поскольку истинный собственник ее – Сам Бог) вполне соответствует определению Священного Писания: “Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня” (Библия.Ветхий Завет. Левит. Глава 25, 23).
2. О русском национальном характере
Какие черты характера присущи русскому народу?
Для начала определим, что национальный характер есть категория как психологическая так и духовная – означающая наличие некоего стереотипа поведения, сформированного на основе усвоенных ценностей, идеалов, убеждений и отражающего общие для большинства представителей данной нации черты. Чтобы определить национальный характер народа, ещё недостаточно выявить часто встречающиеся черты характера его представителей в момент наблюдения. Систему (народ) необходимо рассматривать в целом в её историческом развитии. Таким образом, под национальным характером нужно понимать совокупность специфических норм поведения, типичных для представителей нации за определённый исторический период. Более всего о характере народа свидетельствует его исторический путь развития.
Исходя из анализа тысячелетнего опыта существования русского народа, исследователи выделяют базовые черты национального характера – его доминанты, непосредственно влиявшие на исторический процесс. К ним можно отнести: безмерность (широта души), национальную стойкость, мужество и героизм, справедливость, доброту, терпеливость, щедрость, простодушие, нравственную чистоту, ум, доброжелательство, отзывчивость, сопереживание и участливость (душевность). Православие как основа русского национального самосознания сформировало в русском народе религиозность, стремление к абсолютному добру, любовь к ближнему (братство), смирение, кротость, сознание своего несовершенства, жертвенность (готовность отдать свою жизнь за други своя), соборность и патриотизм. Эти качества формировались в соответствии с идеалами добра, правды, милосердия и сострадания. Источник русской стойкости и терпения, выносливости и силы жертвенности русского народа мы находим не только в религиозности. Даже многие поколения русских атеистов вместо христианской религиозности проявляли идейную религиозность (основанную на вере в идею, в идеал), искреннее стремление осуществить на земле своего рода Царствие Божие без Бога на основе научного знания и всеобщего равенства.
Также необходимо отметить, что наши предки для выживания в сложных климатических условиях и защиты от внешних врагов объединялись в общины. Именно жизнь в общине во многом определила систему ценностей и особенности русского национального характера. Забота о ближнем, милосердие, сопереживание, сочувствие – в общине были всеобщими. Тому свидетельствуют древние русские традиции, такие как: «помочи» (бескорыстная помощь нуждающимся соседям), общая забота о сиротах, нищих и паломниках и т.д. К формам проявления высшей ценности относится и сама община («мир»), и коллективная мудрость (совет старейшин), и труд (как божественное предписание), и справедливость (в равенстве по отношению к земле), и власть «мира» над индивидом. Выше богатства русские люди ценили славу, особенно добытую в бою. Оттого до недавнего времени так высоко чтились у нас люди с мечом, а не с мешком! Среди высших ценностей русской общины нет ни выгоды, ни богатства, особо почитаемых на Западе. В соответствии с христианской традицией корыстолюбие считалось великим грехом. Социальной значимости в общине можно было добиться только на нравственно одобряемых и законных основаниях лишь за счёт духовных проявлений – Святости, Славы, Знания, и благодаря природным качествам – богатырской силе, храбрости, воинскому умению и доблести, уму и красоте.
Стремление русских людей организовать жизнь на основе своих высших ценностей является христианским подвигом. Недаром Русь называли святой! Видимо, отсюда происходит и высочайшая жертвенность русских людей во благо ближнего, Родины, нации!
Ярким примером глубокого созвучия народу и сочетания в одном человеке рассеянных лучших черт русских является образ Преподобного Сергия Радонежского. Это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания.
«Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нём ещё не всё доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там ещё тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Русские люди XIV в. признали это действие чудом, потому что оживить и привести в движение нравственное чувство народа, поднять его дух выше его привычного уровня – такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом; таково оно и есть по своему существу и происхождению, потому что его источник – вера». (Благодатный воспитатель русского народного духа. Речь профессора, академика В.О. Ключевского, произнесенная в торжественном собрании Московской духовной Академии 26 сентября 1892 года. В память преподобного Сергия.)
Отсюда та особая любовь и поклонение ему в России, безмолвная канонизация в народного святого.
Помимо вышеперечисленных свойств важно также определить и помнить недостатки русского национального характера, которые правильно было бы определить, по мнению русских философов, не как коренные черты, а как оборотная сторона положительных качеств. Полярности русского национального характера можно представить в качестве целого ряда свойств, выражающих позитивные и негативные качества:
Широта, безмерность русской души часто бывает сопряжена с максимализмом: либо всё, либо ничего.
Безмерность русского национального характера стремились выразить многие русские поэты, но особенно ярко это удалось А.К. Толстому:
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
Слабая самодисциплина ведет к разгулу и анархизму; отсюда лежит опасный путь к бунтарству и хулиганству. Безмерность души становится истоком дерзкого испытания ценностей – атеизм, отрицание традиции, национальный нигилизм. Недостаток самодисциплины нередко приводит к неумению систематически трудиться и добиваться поставленной цели.Исследователи также отмечают: потворство, импульсивность, отсутствие меры, неустойчивость, отсутствие постоянства в нравственном поведении, небрежность в работе, скачки от энергии до бездеятельности, от оптимизма к пессимизму, от бунта к подчинению, недостаток индивидуальности. Названные выше недостатки многократно возрастают в периоды кризисных социальных явлений. Легковерность делает русский народ игрушкой в руках политических авантюристов и самозванцев всех мастей, приводит к утрате иммунных сил державности, превращает его в электорат, в толпу, руководимую чужой волей. В этом корень всех социальных смут и катастроф. Русский человек мало способен мобилизоваться ради корыстных материальных целей, но он совершает сверхусилия во имя высоких идеалов: сохранения Родины и священных для него ценностей либо выполнения глобальной исторической миссии. Народ способен на невиданное долготерпение, но только если жизненные тяготы обоснованы высшими целями. Ощущение бессмысленности жизни для русского человека страшнее любых испытаний.
Мифы о русском национальном характере
Однако приходится констатировать, что различные исследования русского национального характера и их выводы часто носят противоречивый характер. Не рассматривая грубую безнравственную позицию сознательного принижения роли русского народа в историческом процессе, необходимо отметить отличие критериев оценки исследований, приписывание несуществующих качеств и необоснованное завышение роли и значения негативных (часто временных) сторон поведения представителей русского народа. Так, многим исследователям свойственно стремление определить характер русского народа, исходя не из русской истории и культуры, а из сравнения русского уклада с западным, в противопоставлении России и Европы. И, как правило, следует вывод: «У русских все не как у людей». К примеру, в ряду недостатков русского характера писатель А.Солженицын перечисляет: всеизвестное (худо знаменитое) русское долготерпение, поддержанное телесной и духовной выносливостью; неразвитое правосознание, заменяемое тягой к живой справедливости («хоть бы все законы пропали, лишь бы люди правдой жили»); вековое отчуждение нашего народа от политики и от общественной деятельности; отсутствие стремления к власти. Но всегда ли можно считать эти качества недостатками?
Далее – утверждение о том, что пьянство является отличительной чертой и чем-то вроде национальной особенности русского народа, – не более, чем исторический миф. Всяческие «теоретики алкоголизма» ссылаются на исконность хмельных застолий. Но факты свидетельствуют о другом. Впервые водку завезли в Россию генуэзские купцы всего пять столетий назад – в 1428 г. Впрочем, сразу же после ознакомления с ее действием, водка была запрещена. Славянские цари проводили, как правило, антиалкогольную политику. Пили русичи не такой вредный, как водка, сброженный и очищенный мед. Славяне, жившие в тесном контакте с природой, практически не знали алкоголя, и это нашло свое отражение даже в сказках, в которых "мёд-пиво по усам текло, а в рот не попадало". И в этом заключается великий смысл отношения славян к этому напитку-зелью. Конечно, это не соотносится с сегодняшней очевидностью, но на это есть внешние объективные причины, о которых будет сказано ниже.
Еще пример типичной для западников характеристики России. «Россия – самая националистическая страна в мире, страна невиданных эксцессов национализма, угнетения подвластных национальностей русификацией, страна национального бахвальства, страна, в которой все национализировано, вплоть до вселенской церкви Христовой, страна, почитающая себя единственно призванной и отвергающая всю Европу, как гниль и исчадие ада, обреченное на гибель» (Н.А. Бердяев).
Прежде всего, наивно думать, что Европе неведомы эксцессы национализма. Напротив, в русской истории не было места геноциду, которому цивилизованные европейцы подвергли народы черной и желтой рас на Африканском, Американском и Австралийском материках. В России никогда не было порабощения и истребления других народов, не было государственной политики скальпов (когда представители властей платили за убитых индейцев), а также идей расового превосходства. Напротив, Российское государство всячески способствовало развитию коренных народов, входящих в его состав. В России невозможно обнаружить такого национального бахвальства и презрения к иностранцам, как у англичан, французов и немцев, у которых уже укоренилось разделение людей на белых и цветных, на высшие и низшие расы, на дикий Восток и культурный Запад. В российском обществе трудно найти отношение к Европе, описанное Бердяевым.
Н.К. Рерих писал: «Когда-то будет написана справедливая, обоснованная история о том, как много в разное время Россия помогла различным народам, причем помощь эта не была своекорыстна, наоборот, очень часто страдающей являлась сама же Россия. Но помощь не должна взвешиваться. На каких таких весах полагать доброжелательство и самоотвержение?! Но, во всяком случае, ценность такого доброжелательства не ржавеет и в веках оно произрастает в доверие. Многие, многие народы видят в русском друга своего. И это обстоятельство сложилось не в каких-то хитроумностях, но во времени, в делах, в даяниях». («По лицу земли»)
Приведем также возмущенные слова Н.О. Лосского из его книги «Характер русского народа»: «Иностранцы, читая русскую литературу, изобилующую обличениями недостатков русской жизни и русского государства, нередко воображают, будто русский народ – особенно порочный, примитивный и жалкий. Они не понимают того, что подчеркнуто сатирический характер русской литературы свидетельствует о борьбе русского народа со своими недостатками и борьба эта в высокой степени успешна. Нашелся социолог Бруфорд (W.N. Bruford), настолько непонимающий этого значения сатирической литературы, что в 1947 году он написал книгу «Chekhov and his Russie» и назвал свой труд «социологическим исследованием» (Asociological. studу): он вообразил будто, пользуясь произведениями Чехова, односторонне сосредоточившего внимание на отрицательных явлениях русской жизни и редко изображавшего положительные стороны ее, можно дать характеристику России, как целого. Ему не известно, что Чехов, хорошо знавший Россию, сказал в письме к сестре: «Боже мой, как богата Россия, хорошими людьми». Сам Чехов в своем служении народу, как земский врач, воплотил в своем поведении все добрые качества замечательной по своим высоким достоинствам русской интеллигенции. Ничего этого не зная, Бруфорд в конце своей книги сочувственно ссылается на книгу Эрнеста Баркера («Кeflections on Government», Оксфорд 1942, стр. 313), который говорит, что в России имеется невежественное, дрянное (wretched) крестьянство и «лицемерная, лживая, истерическая, необразованная (unenducated), ленивая интеллигенция»... (Бруфорд, стр. 219)».
Не претендуя на обозначение всех искажений многогранного характера русского народа, нельзя обойти вниманием, самое расхожее обвинение в варварстве и жестокости. Да, в силу духовного несовершенства и грубости все человечество запятнало себя насилием и жестокостью. Но на каких это весах варварство и жестокость русского народа перевесили те же проявления в других народах и странах? Или Европе не известны крестовые походы, массовые кровавые гладиаторские бои, инквизиция, скальпы, массовая кровавая бойня в Варфоломеевскую ночь? На Руси таких явлений не было, никогда не было и рабства в той жесточайшей форме как в Европе и Америке. В православной жизни русского народа нельзя представить разврата, какой царил в монастырях католической Европы и в Ватикане, невозможно обнаружить такого падения нравов, какое было распространено в европейских городах эпохи Гуманизма. При этом русские летописи нелицеприятно называют зло – злом, европейцы же – при всех злодеяниях у себя в Европе и при истреблении аборигенов на всех материках – считали себя самыми цивилизованными в мире. И если характер определяется как проявление свойств в течение длительного исторического периода, то современная история убедительно показывает, что жестокость и цинизм в отношении других народов сегодня приняли еще более изощренные формы. Ярким примером может служить фашизм в XX веке.
Было бы ошибкой идеализировать характер русского народа и оправдывать его отрицательные, с точки зрения основных ценностных установок, черты характера. Но именно на примере русского человека можно увидеть нескончаемую борьбу между добром и злом в его душе и, может быть, не вполне осознанную устремленность к чему-то бесконечному, светлому. Приведем слова Ф.М. Достоевского: «Иной добрейший человек как-то вдруг может сделаться омерзительнейшим безобразником и преступником – стоит ему только попасть в этот вихрь, роковой для нас круговорот судорожного и моментального самоотрицания и саморазрушения, так свойственный русскому характеру в иные роковые минуты его жизни. Но зато с такою же силою, с такою же стремительностью, с такою же жаждою самосохранения и покаяния русский человек, равно как и весь народ, и спасает себя сам, и обыкновенно, когда дойдет до последней черты, то есть когда уже идти больше некуда».
У русских всегда есть жажда иной жизни, иного мира, всегда есть внутренняя неудовлетворенность тем, что есть. Особенностью русской души является постоянное «искание абсолютного добра».
Сегодня тема, связанная с изучением русского национального характера необычайно актуальна. В условиях перманентного социального кризиса конца XX – начала XXI веков, когда русский народ унижен и дезориентирован, он нуждается в подтверждении своих достоинств, в том числе на уровне объективного исследования русского национального характера, что возможно только с позиции любви. «Мы познаем в той мере, в какой любим» (бл.Августин). О познании-любви к русским людям говорил в тридцатые годы и немецкий философ В.Шубарт: «Кто их не любит – тот никогда и не поймет».
Согласно Ф. Тютчеву:
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать.
В Россию можно только верить.
Современные исследователи о русском характере
Использование современными исследователями различных методов изучения русского менталитета позволило найти эмпирическое подтверждение взглядов русских философов первой половины XX века на природу русского национального характера. Отмечается, что каждый этап исторического развития оставляет в национальном характере свой отпечаток и чем длиннее и сложнее путь, пройденный народом, чем больше качественных фаз он содержит, тем сложнее и противоречивее будет его характер. Но, не смотря на неоднократные революционные трансформации государственного устройства за последние 150 лет, в своей основе русский народ сумел сохранить базовые нравственные ценности и идеалы.
Исследования показывают, что в современном сознании россиян доминируют установки на традиционное поведение (проявляются в выборе русских пословиц, ориентированных на коллективизм, патриоцентризм и «честную бедность») по сравнению с установками «рыночного» поведения (что сказывается в выборе пословиц, утверждающих приоритет индивидуализма, прагматизма, достижения богатства любой ценой). Особо велики предпочтения «честной бедности» (олицетворением которой стала пословица «заработанный ломоть лучше краденого каравая») – 84% опрошенных выбрали ее, в противоположность 16 %, ставших приверженцами «нечестного богатства» (выбрав пословицу «не пойман – не вор, а что взято, то и свято»). Бескорыстие, неприязнь к богатству и презрение к накопительству заметно отличают русских от других народов, но и в некоторой степени являются фактором, препятствующим достижению Россией уровня экономического развития и материального благополучия Запада1.
Русский человек склонен предпочитать ценностно-рациональный способ целеполагания, а не целерациональный, т.е. ориентироваться не на конкретный результат, а на стоящую за ним ценность. Такая ориентация на ценность позволяет человеку легко отказываться от запланированных результатов труда в пользу других, общества. Русскому национальному характеру свойственна большая чувствительность к социальным отношениям2.
Интересны результаты экспериментов по изучению языкового сознания современных русских и англичан.
О том, что очень важное место в образе мира у русских людей занимает понятие «друг», говорят следующие показатели: друг, прежде всего, «верный, надежный, настоящий, старый, преданный, на всю жизнь, навеки, до гроба». Важными характеристиками являются и такие: «закадычный, любимый, сердечный, близкий по духу, лучший, родом из детства» и т.д. Слово «друг» находится в числе первых трех наиболее частых реакций на такие слова-стимулы, как: «встретить – друга, дорогой – друг, обещать – другу, товарищ – друг, простить – друга, звонить – другу, помогать – другу». Это говорит о том, что русскому языковому сознанию присуща своеобразная «другоцентричность». Русский нуждается в другом, в человеке-друге и готов воспринимать этого другого как хорошего, близкого себе.
Иная картина открывается в образе мира современных англичан. Понятие «друг» занимает 73-е место в ядре их языкового сознания (8-е место у русских) и имеет иную эмоциональную окраску. Прежде всего, оно ассоциируется с врагом, противником, девушкой и эпитетом «хороший». Реакция «друг» чаще всего появляется на стимулы «знакомство, товарищ, коллега, дружище, сосед, союзник»3.
Общеизвестна тесная связь языка с национальной психологией: частота употребления отдельных слов дает косвенное представление о модальных ценностях того или иного народа и чертах его менталитета. Анализ частотного словаря русского языка показал, что слово «добрый» численно превышает все другие прилагательные, характеризующие человека. Именно это слово оказалось наиболее распространенным в ряду тех качеств, которые петербуржцы приписали «типично русскому человеку» в 1994-95 годах. Среди глаголов более других распространены слова «терпеть», «просить», «надо». В то же время понятия, связанные с рациональными действиями («убеждать», «разъяснять»), встречаются реже.
Язык играет роль инструмента, с помощью которого можно обнаружить характерные черты национального характера. Например, присущий русским фатализм представляют такие идиоматические выражения, как «обойдется», «утрясется», «образуется». «Авось» – универсальное для русского человека и состояние, и отношение, сочетающее в себе, с одной стороны, терпеливость (занимает 2-е место в ряду качеств русского народа после «доброты»); с другой – надежду на везение и символизирует беспечность, неосмотрительность, разгильдяйство. «Воля» – типично русский символ: примерно каждый пятый петербуржец трактует свободу как волю («сам себе хозяин», «что хочу, то и ворочу», «никому ничего не должен»)4.
Опрос, проведенный в середине 90-х гг. ХХ века, в котором участвовало 615 человек русской национальности, проживавших в различных городах России, определил следующий портрет современного русского человека, созданный на основе ценностных ориентаций. Русским свойственна ориентация на коллективизм, которая проявляется в таких характеристиках стереотипа, как гостеприимство, взаимопомощь, терпимость, доверчивость; ориентация на духовные ценности проявляется в совестливости, альтруизме, правдивости, мудрости, талантливости, чувстве долга, склонности к созерцанию, философскому восприятию и осмыслению жизни; ориентация на справедливость обнаруживает себя в отношениях между людьми и связана в большей степени с моралью, чем с правом и законом. По мнению исследователей, именно эти ценностные ориентации определяют менталитет современных русских5.
_____________________________________
3. Найти достойный ответ на вызов истории
Для того, чтобы понять, что же сегодня происходит в России и в мире, приведем слова выдающегося историка русского зарубежья В.Г. Вернадского:
«Жизненная энергия, заложенная в каждой народности, стремится к наибольшему своему проявлению. Каждая народность оказывает психическое и физическое давление на окружающую этническую и географическую среду. Создание народом государства и усвоение им территории зависит от силы этого давления и от силы того сопротивления, которое это давление встречает. Русский народ занял свое место в истории благодаря тому, что оказывавшееся им историческое давление было способно освоить это место»1.
Следовательно, основными элементами распространения русского государства были: степень давления русской народности на окружающую среду и степень сопротивления, которая была противопоставлена окружающей средой.
Сегодня маятник истории качнулся в противоположную сторону и сможет ли Россия отстоять свою независимость и право на собственный путь развития зависит от того, насколько народы России смогут противопоставить свою жизненную силу тому внешнему агрессивному давлению, которое действует уже не один десяток лет.
Будем верить в то, что русский народ все же обладает достаточным потенциалом национального и социального иммунитета, и он снова утвердит свою национальную идентичность. Исторический опыт дает нам достаточно оснований для оптимистического сценария развития событий. Россия и русский народ преодолевали труднейшие ситуации, находили достойный Ответ на Вызов истории. Подобный вывод, сделанный Ф.М. Достоевским, вскрывшем глубочайшие противоречия русского национального характера, дает надежду, что та бездна падения, в которой оказался сегодня русский народ, отрезвит его, и он преодолеет этап очередного саморазрушения, пройдя через раскаяние и страдание.
А вот слова В.О. Ключевского: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им, временно, прямую историческую дорогу».
* * *
Если рассматривать человечество в целом, то бесспорно оно вошло в XXI век обременённое серьёзными проблемами социального, политического и экологического порядка. По оценке экспертов, речь идёт о выживании человечества и о сохранении Земли как планеты, по крайней мере, о сохранении её биосферы.
Сегодня все больше становится очевидным, что, с одной стороны, состояние планеты является катастрофическим, с другой, что оно соответствует тем устремлениям и безнравственным проявлениям, которыми человечество окутало все пространство вокруг себя. Перевес сил разрушения в накоплениях и деятельности стран несомненен и только неимоверные усилия могут удержать народы от последующего зверства. Произошло, именно, окостенение сознания и человечество в своем абсолютном большинстве, подчинилось своим низменным чувствам, отказалось от всех гуманистических, нравственных принципов и воздвигло главной целью существования стремление к обогащению и развлечениям. Это стало очень привлекательно для низшего сознания, ибо не требует постоянной внутренней работы по совершенствованию личности, освобождает от нравственной ответственности за свои поступки и т.д. Можно сказать, что человек устремился туда, куда ни совесть, ни честность, ни истина не зовут. Необходимо осознать, что нельзя ожидать успешных следствий, если в основание закладываются зерна разрушения и разложения. Стремление к материальному благополучию, удовольствиям, легкой жизни ведет к разрушению всякой гармонии и стройности в обществе, к разложению и в конечном итоге или к самоуничтожению, или к одичанию.
Самый ужасный бич человечества есть его узкое мировоззрение. Люди думают, что явление их кругозора есть главный ключ к спасению Мира, но границы этих мировоззрений не идут дальше физического мира. Руководители направляют мышление своих народов к переустройству, но дальше низших сфер они не ведут. Так можно перечислять многие степени человеческого водительства, которые определили тот тупик, в который вошло человечество. Человеческое сознание настолько разобщилось с пониманием эволюции, неразрывной связи человечества с космическими процессами, что все порождения человеческие принимают уродливые формы. Этому способствует малодушная привычка низводить Высокое к повседневности, быту и низшему началу, вместо того, чтобы устремлять низшее в своем совершенствовании к Великому.
Для спасения человечества необходимо неустанно стремиться к расширению и очищению сознания, бороться с такими явлениями как несовершенство, малодушие, страх, ложь и невежество.
История свидетельствует, что передовые умы всегда искали и ищут пути построения нового общества, соответствующего эволюции человечества и Вселенной, свободного от укоренившихся предрассудков и пороков.
И русский народ в этих исканиях был далеко не на последнем месте.
_________________________________
1 Вернадский Г.В. Начертание русской истории. - СПб.: Лань, 2000. - С. 22.
4. Новое планетарное мышление и Россия
Приведем выдержки из статьи Л.В. Шапошниковой «Новое планетарное мышление и Россия»:
На огромных пространствах России в течение веков кипел и плавился культурный синтез Востока и Запада, формируя энергетическое поле русской Культуры, русского национального духа. Россия, принимая в себя дары Запада и Востока, усиливала свою энергетику, создавала свою самобытность, зацветая каждый раз по-новому после соприкосновения мирного или не мирного с Западом или Востоком.
Такого интенсивного духовного процесса не знала ни одна страна мира на протяжении последних веков нашей истории. Эволюционное творчество несло предощущение мировой роли России, ее энергетического воздействия на Космическую эволюцию человечества. «В грозе и молнии, – писал Н.К.Рерих, – кует народ русский славную судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление. Каждое разорение оказывалось обновлением. И пожар, и разор лишь способствовали величию земли русской. В блеске вражьих мечей Русь слушала новые сказки и обучалась и глубила свое неисчерпаемое творчество»5.
Таков был духовно-энергетический фон России, на котором формировался национальный дух ее народа. Без учета этой реальности невозможно понять нашу страну – ни ее прошлое, ни настоящее, ни будущее.
В XX веке в поле русской истории и культуры началась Духовная революция. Ее предвестником было явление в XIX веке русской литературы и искусства. Их расцвет был подобен яркой звезде, взошедшей на небе мировой культуры.
Русская литература этого периода была во многом пророческой. Она несла в своих образах и словах правду о судьбе России, ее грядущей истории, движениях национального духа ее народа. Пушкин и Лермонтов, Достоевский и Лев Толстой, Островский и Чехов, Лесков и Тургенев, Гончаров и Некрасов – блестящая плеяда писателей мирового значения. Они ввели в культурный оборот страны новые понятия, новые этические и эстетические меры. «Красота спасет мир», – скажет Достоевский. И как бы в ответ на это последуют удивительные живописные плотна великих русских художников Репина и Сурикова, Поленова и Левитана, Иванова и Врубеля, Верещагина и Шишкина и, наконец, совсем еще молодого Рериха. Такие понятия, как Красота, Любовь и Свет, вошли в духовный обиход России через искусство, в самом широком смысле этого слова. Искусство в российском энергетическом пространстве становится средством или методом познания окружающей действительности. Его красота, его нездешняя глубина преображали внутренний мир человека так же, как это могут делать философские или научные идеи.
…размышления целого ряда русских философов Серебряного века, куда входили такие выдающиеся мыслители, как П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, В.С.Соловьев и другие как бы возникли из лона русской литературы и искусства XIX века и синтезировали в себе все то, что внесли последние в духовное поле России.
Работы этих философов были самобытны, в них отсутствовало традиционное подражание западным школам. В центр своих исследований они выдвинули человека, особенности его духа, эволюционную его судьбу и роль Высшего во всем этом. Старое мышление, старые подходы уже не могли ответить на многие вопросы, которые ставили перед Россией и миром события космического масштаба. Философы Серебряного века ощущали это со всей остротой, над ними уже неслись космические ветры Духовной революции. Русские мыслители понимали необходимость «перейти в иное идейное измерение»8. Это «идейное измерение» было связано с иным подходом к проблемам духа, материи, Космоса.
Наряду с новой философией в России формировалась и новая научная мысль, тесно связанная с научным «взрывом» 20-х годов, который был также неотъемлемой частью Духовной революции. «Взрыв» разрушил старые представления, начался процесс пересмотра ценностей и создания новой модели Вселенной, которая никак не отвечала прежним методологическим взглядам. Наиболее талантливые, с развитой интуицией русские ученые, такие как В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л.Чижевский, В.М.Бехтерев и другие, пробиваясь сквозь новую, еще неведомую информацию, нащупывали первые вехи грядущего энергетического мировоззрения. Они понимали, что единство человека, планеты, Вселенной, о котором знали еще в древности, есть энергетическое единство.
Новая информация шла с разных сторон, зарождалась в различных пластах духовно-культурного поля, чтобы потом стянуться в один узел, собраться в единую энергетическую точку эволюционного импульса. Так человеческая мысль, питаемая энергией Космоса, формировала и готовила новое мышление земного человечества.
Эволюционные процессы одушевленного Космоса развиваются согласно объективным Великим законам Космоса. Сочетание этих законов определяет общие и частные цели эволюции. Все законы Космоса свидетельствуют о приоритете духа, который рассматривается как сила природы и энергетическое явление. Искра этого духа находится в каждом человеке и живет и действует в нем согласно свободе его воли. Главной задачей самой эволюции является одухотворение материи, повышение ее энергетики и последующее ее утончение.
Такие же явления, как Культура – самоорганизующаяся система духа, как Любовь, Красота, несущие в себе тонкую и высоковибрационную энергетику и, наконец, сама психическая энергия человека являются опорами эволюции и определяют ее качество. Отсутствие таких опор по тем или иным причинам прерывает путь Космической эволюции.
Все, что происходит на Земле, определяется процессами Космической эволюции, ее законами и ее особенностями. Этим же, а не «способом производства» обусловливается и земной исторический процесс, энергетическая причина которого действует в сложнейшей гамме космических процессов.
Смысл эволюции всего живого заключается в восхождении от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к совершенному. Объединение как один из основных принципов эволюции является механизмом этого восхождения. В человеческом обществе объединение требует развития сотрудничества, или кооперации. Община, или коммуна, являясь одной из основных эволюционных тенденций обустройства человеческого общества, содержится в объективной энергетике человека, как бы заложена в ней. Но можно ли считать, что община, или коммуна, о которой пишется в книге «Община», есть тот же самый коммунизм, который содержится в доктрине Маркса и Ленина? Конечно, нет. Понятие это, трактуемое с позиций нового мышления, носит в «Общине» более широкий и глубокий философский смысл, нежели просто социально-экономическая категория.
Коммуна является пространством для духовного совершенствования человека и развития его свободного творческого труда. В связи с этим возникает важнейшая проблема собственности.
«Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями. Так Община должна быть принята сознанием. Можно иметь вещи и не быть собственником»28. Большинство тех, кто упразднили во время Революции частную собственность и перераспределяли ее по своему сознанию, оставались духовными собственниками. Духовное же собственничество имеет более сильную энергетику, чем материальное. «Отказ, как мы знаем, – писала некоторое время спустя Елена Ивановна Рерих, – должен быть проявлен в сознании, в духе, и все остальное приложится. Также и отказ от собственности. Можно жить в полной нищете и быть привязанным к собственности; так же, как находиться среди вещей и не быть связанным ими. Решительно все измеряется лишь степенью сознания»29.
Только внутренняя духовная перестройка может избавить человека от синдрома собственника, и пока этого не произошло, он будет им всегда, причем в самом грубо материальном смысле этого слова. Подмена чувства собственности, являющейся духовной категорией, материальной субстанцией этого процесса, представляется одним из крупных и бедственных искажений в духовном движении социальной Революции.
«Современные вожди считают, – проницательно отмечено в одной из книг Живой Этики, – что строят Новый Мир, но никому не приходит на ум, что их Новый Мир есть оскал старого. Новый Мир идет новыми путями»30. Для самой России общинное устройство не было чем-то новым. Еще в XIV веке святой Сергий Радонежский создал первые монашеские общины. Такое житие в значительной мере опиралось на общинное устройство русской деревни и общинную психологию русского крестьянства. Возможно поэтому, вкупе с остальными факторами, идея коммунизма, принесенная Русской революцией, нашла в русском народе с самого начала непосредственный отклик.
Община, или коммуна, в истинном духовном ее смысле, в России не состоялась.
Возможности, которые были предоставлены России Космической эволюцией, соединившей в едином времени и пространстве две Революции, Духовную и социальную, использованы не были... Но тот подвиг, который совершила Россия, несмотря на все драматические обстоятельства, и в той и другой Революции, был оценен создателями Живой Этики по самому высокому духовному счету:
«В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и поте, Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех, Россия – в искании и борении, во взыскании Града Нездешнего... Пафос истории почиет не на тех, кто спокоен в знании истины, кто доволен и сыт. Пламенные языки вдохновения нисходят не на «Erat i possedentes», но на тревожных духом; то крылья Ангела возмутили воду купели»23.
Рерихи, понимая всю суть тяжелого и жестокого времени, через которое проходила Россия, сохраняли спокойствие, твердость и непоколебимую веру в русский народ, в его Будущее. Все они были уверены, что новое планетарное мышление найдет свое осознание именно в России.
Елена Ивановна Рерих ушла из жизни в 1955 году и за несколько месяцев до этого написала о России пророческие строки:
«События сложатся неожиданно, не так, как мы ожидаем, но как всегда на пользу лучшей страны. Страшное время пронесется очищающим вихрем. Трудность в том, что многие еще не понимают причин и смысл совершаемого на всей Планете. Новые сознания должны полюбить волну нового строительства. Новое строительство должно раскрепостить мышление, отсюда произойдут благие перемены. Накопившаяся злоба в мире разрешится потрясениями»40.
«Когда человек попадает в несовершенную общину, в ужасе он устремляется в противоположность – это неправильно <...> Неудача одной общины должна быть поводом к новым общинным строениям. Так мыслите о новых возможностях!»41. Это нам, сегодняшним. Нам же, теперешним, адресовано еще одно пророчество: «Вы увидите все миражи и будете знать непреложную действительность приближения Мирового сотрудничества»42.
Отношение народа к своему прошлому есть мерило его зрелости и уровня его исторического сознания. То, что мы сейчас это прошлое оплевываем, занимаясь не спокойным тщательным его исследованием, а бесплодными поисками виновных и врагов, свидетельствует о том, что ничего в нашем мышлении и в нашем сознании пока не изменилось.
Никогда еще история в России не была так беспощадно брошена под грязные сапоги политики. Принижая все, что было сделано русским народом в самых тяжелых и трагических условиях послереволюционной России, очернители тем возвышают себя.
Историческое достоинство народа и отдельного человека меряется его культурой, его любовью к Родине, его мужеством и честностью перед собственной историей. И если такое достоинство не сложится, мы будем продолжать переписывать свою историю, меняя плюс на минус, минус на плюс и снова наоборот. Мы будем охаивать ушедших, благо не смогут ответить, и восхвалять пришедших, надеясь по старой рабской привычке, что когда-нибудь да что-нибудь отколется...
Для нормального духовного и материального развития любого народа необходимы два главных условия. Во-первых, развитие должно соответствовать характеру этого народа, национальной культуре и той самобытности, которая сложилась в течение многих веков его истории. Во-вторых, оно не должно противоречить основным тенденциям Космической эволюции, в энергетическом поле которой находится этот народ, вкупе с другими.
Соединение этих условий в единое целое и представляет то, что можно назвать историческим и эволюционным путем данного народа и данной страны.
Рассматривая ситуацию в России с вышеизложенной точки зрения, мы видим, что многое в ней не соответствует этим условиям. Совершая те же ошибки, «демократы», если можно их так назвать, проявили склонность к Западу, на этот раз не к теории, а к экономической практике. Нежелание взять в расчет российскую самобытность и незнание ее, а также склонность к чуждому России западному социально-экономическому устройству, приведут к тому же результату, который однажды уже постиг Россию и ее народ.
Когда крупнейшего русского ученого Льва Николаевича Гумилева спросили о причинах теперешних наших бед, он ответил: «Если коротко, то в преклонении перед Западом. Нельзя очертя голову перенимать чужие идеи и чужой опыт. Тем более стране столь оригинальной и уже хотя бы в силу этого не готовой к восприятию пусть очень хорошего, но для нее, быть может, неподходящего учения. Смотреть на Россию как на пробел в человеческой истории, культуре и нравственности – это полнейший идиотизм»46. Лучше и короче сказать трудно. Русский народ в сути своей не принимает ни импорта западных идей, ни его «рыночных отношений». Он не приемлет, гордясь своей национальной культурой, своими духовными достижениями, безответственного подражания чужому и попыток перенести нечто, не свойственное его характеру, на российскую почву. Но новые «хозяева жизни» до сих пор убеждены, что культура лишь «надстройка» над «экономическим базисом», а духовный склад народа нечто мифическое и мистическое.
Будущее России, страны, соединяющей Запад и Восток и обладающей, в силу сложившихся исторических условий, огромным духовным потенциалом, который сейчас пытаются разрушить, лежит на путях Духовной революции, сформировавшейся в ее энергетическом пространстве. Наш путь находится в нас самих и в этом пространстве. Новое мышление и эволюция требуют от нас сейчас рывка, одухотворяющего Материю нашей жизни и тем продвигающего человечество вперед. Россия может и должна совершить этот рывок. В этом состоит ее эволюционная миссия.
Изменение внутренней духовной структуры человека приведет к возрождению и обновлению народной жизни и к полному раскрытию того духовного потенциала России, который накапливался в течение многих веков. Духовная революция имеет своим идеологическим обоснованием то новое мышление, которое захватывает сейчас самые различные сферы деятельности и творчества. Западная цивилизация сейчас находится в критическом состоянии. Ей чего-то не хватает. А не хватает ей того, что с избытком существует в духовном пространстве России. И поэтому именно Россия, пройдя тяжелый страдальческий путь, может показать планете новую дорогу, на которой стоят вехи нового планетарного мышления. Дорога эта ведет в храм, который называется «Новый Мир» или «Новый эволюционный виток» планеты Земля.
«Только путем напряженного творчества, – писала Елена Ивановна Рерих, – без боязни покаяться в ошибках и сознаться в слабостях, только ценою непрерывных усилий, осуществляющихся в рамках открытого воле «пластического мира», – возможное станет действительностью»48.
Слова «со старым сознанием не войти в Новый Мир», – тоже ее. Россия сейчас является огромным полем планетарной борьбы старого и нового. В этом состоит ее важнейшее мировое и даже космическое значение. Настало время, когда об этом надо сказать прямо.
Современная наука на рубеже XX―XXI веков также подошла к подтверждению того, что человечество есть часть единого космического организма и что оно связано с Космосом тысячами зримых и незримых нитей. Выдающиеся открытия в области астрофизики, космологии, физики высоких энергий, биологии вводят нас в мир новых форм материи и энергии. Расширяются представления о геометрии мира, Космос оказался многомерным. Человечество стоит на пороге радикального изменения научной парадигмы. Идеи синергетики, изучающей поведение сложных больших систем, экологии, совместной непротиворечивой эволюции человеческого общества и природы должны лечь в основу нового космического мышления. (См. материалы конференции МЦР 2007 год)
______________________________________
Ссылки приведены в нумерации первоисточника:
5. Любите Родину
Каждый народ призван осуществить свою задачу на Земле. И все народы вместе, дополняя друг друга, создают мозаику эволюции человечества. И любой, утверждающий, что, служа своему народу, он уничтожает или порабощает другие народы, есть разрушитель основ эволюции.
Прорыв России, первой из всех цивилизаций в мире, к социализму в 1917 году, который ознаменовал собой начало исторического прорыва человечества к новым формам бытия – социалистическим, в основе которых была заложена борьба с любыми паразитическими формами человеческого бытия – не случаен, а закономерен, он порожден евразийством России, русским космизмом, духовными основаниями, вековечными стремлениями русского народа к Правде и к Справедливости.
О России того времени Е.И. Рерих говорила: «...Радостно читать новое направление мышления в России. Страна осознала ценность знания и мощь объединения в труде и, что особенно отрадно, начинает обращать внимание на воспитание высокой нравственности и ставит воспитание выше образования. При таком осознании нет предела достижениям…» (Письма. 21.8.44.)
И еще: «Страна, заботящаяся о народе, о его благе, об улучшении его быта и просвещения, заслуживает уважения, и должно признать, что в этом отношении Страна (Россия), несмотря на все трудности и войны, ей навязанные, преуспела изумительно». (Письма в Америку. 12.10.52.) «…Знаю все недочеты, все ужасы и страдания страны, но также знаю, что из всех испытаний страна выйдет победительницей, ибо в ней живет самоотверженность». (Письма. 12.11.47.)
Для выполнения предстоящей миссии России ее многонациональный народ будет опираться на героические страницы своей истории, и черпать силы в неискоренимой вере в Высшее Водительство, в самоотверженности и беззаветной любви к России.
В своей статье «Чаша неотпитая» Н.К. Рерих писал: «Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять. Не найдется такое жестокое сердце, чтобы сказать: не мысли о Родине. Не только в праздничный день, но в каждодневных трудах мы приложим мысль ко всему, что творим о Родине, о ее счастье, о ее преуспеянии всенародном. Через все и поверх всего найдем строительные мысли, которые не в человеческих сроках, не в самости, но в истинном самосознании скажут миру: «Мы знаем нашу Родину, мы служим ей и положим силы наши оборонить ее на всех ее путях».
Не устарела и мысль Гоголя, произнесенная им более 150 лет назад: «Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России... Но прямой любви еще не слышно ни в ком, – ее нет так же и у вас. Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние. Нет, это еще не любовь, далеко вам до любви, это разве только одно слишком еще отдаленное ее предвестие. Нет, если вы действительно любите Россию, у вас пропадет тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже умных людей, то есть, будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России, и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдете, – последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней бездейственности и праздной жизни. Нет, вы еще не любите России. А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев...»
6. Под Знаменем Культуры
Духовную миссию России Н.К.Рерих связывал с несением Знамени Культуры – Знамени, которое укажет путь в будущее всем народам Земли.
Почему именно путем Культуры человечеству суждено вырваться из всех заблуждений и противоречий и в духовном порыве устремиться к строительству Нового Мира? Потому, что Культура, являясь квинтэссенцией всех высших достижений человеческого творчества, в силу своего духовно-энергетического воздействия оказывает огромное влияние на формирование мировоззрения и нравственных ориентиров всех членов общества. Потому что совершенствование человека состоит в освоении и привнесении в жизнь культурных ценностей и в дальнейшей самореализации через собственное культуротворчество.
К преобразованию жизни человечество может придти лишь через новое миропонимание, через осознание того, что общество находится на пороге качественного изменения мира. Новое мировоззрение, которое созревает в обществе, утверждается как принцип Культуры, принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами.
Новая эпоха принесет, как завещано, великое сотрудничество во всей жизни, которое утвердится на основе истинного знания и терпимости, сослужения Общему благу.
Будущий, Новый мир создаст условия для развития мысли, пробудит сознание и вернет миру предназначенный облик Красоты. Обновление будет заключаться также в осознании человеческого достоинства, в суровом понимании долга и ответственности каждого перед человечеством и всем Космосом [3] . Но все это возможно лишь на основе единения и взаимоуважения среди людей и, в первую очередь, наиболее просвещенных умов и сердец, которые во многом помогут утвердить этот Новый мир, и чему также будет способствовать развитие движения Культуры.
В лучшее будущее без Культуры не войти –
Сколько бы ни существовало определений Культуры, но в одном ученые и исследователи, как правило, сходятся: Культура есть совокупность достижений в определенной сфере человеческой деятельности, и она характеризует высокий (и ни какой иной) уровень развития человека, общества или явления. Последнее обстоятельство вытекает из первого, поскольку под достижениями и подразумевается некий высокий, положительный результат. Однако, именно это положение чаще всего подменяется в литературе, вконец запутывая смысл, и это требует более тщательного рассмотрения, т.к. содержит краеугольный вопрос в определении смыслового содержания Культуры.
Ключ к понятию и смысловому определению Культуры содержится в самих корнях этого слова («почитание» и «свет»), имеющих глубокое духовное значение, указывающее на возвышенность этого понятия, а также в определении слова «достижение», что означает – достичь высокого результата, взять некую высоту.
Культура имеет ту отличительную особенность, что задает уровень, на который равняются. Иначе говоря: ориентир высоты задается, именно, Культурой. Но поскольку далеко не все высоты и достижения желанны для Культуры, но лишь те, которые имеют духовную основу, то и не всякое достижение человеческой деятельности можно отнести к завоеваниям Культуры.
Ориентиром Высоты и Культуры являются: этические и религиозные Учения мира, основные положения которых запечатлены в литературных и исторических памятниках, отражающих глубину человеческой мысли и высокую духовность; выдающиеся образцы творений архитектуры и искусства, а также важнейшие достижения научной мысли.
Культуру часто считают синонимом слова «цивилизация».
Отождествление этих понятий так же ошибочно, как и их противопоставление. Культура и цивилизация не являются синонимами или антиномиями (взаимоисключающими понятиями, или противоречиями) – они взаимно дополняют друг друга и так же взаимообусловлены, как материальное и духовное начала в Культуре.
Это неразрывное единство, синтез материального и духовного обеспечивает явлениям Культуры ее вечное существование. Иначе говоря, то, что рождается на духовной, культурной основе, становится навсегда достоянием человека (его внутреннего мира), общества, цивилизации.
В синтезе Культуры и цивилизации – основа построения лучшего будущего.
Фальшивые ценности «массовой культуры»
В многотрудном процессе познания явлений Культуры возникает еще один, не менее сложный, чем предыдущие, вопрос – это проблема так называемой «массовой культуры», специфическую продукцию которой потребляет ежедневно каждый цивилизованный житель земли.
Ученые-культурологи, как правило, едины в своей оценке, обозначая «массовую культуру» как эрзац-продукт, то есть суррогат – предмет, лишь по некоторому сходству являющийся заменой натурального, это явление лишь внешне напоминает Культуру, а также характеризуя ее как псевдокультуру – от слова псевдо – мнимый, ложный.
Целью «массовой культуры» является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания, что в свою очередь формирует особый тип – пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. «Массовая культура» в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имиджи) и стереотипы.
«Массовая культура», пользуясь невзыскательностью интеллектуальных и эстетических запросов потребителя, непросвещенностью людей в вопросах Культуры, незаметно подменяет истинные ценности Культуры на фальшивые, и, поскольку является действительно массовой, имея выход на самую широкую аудиторию через СМИ и хорошо технически оснащенная, она становится чрезвычайно опасной для общества, особенно, для подрастающего поколения, вселяя в сознание молодых людей сомнения в этических основах жизни. Именно в подмене ценностей – моральных норм, принципов, идеалов, понятия добра и зла, справедливости, счастья и т.п., которые человек может усвоить в ходе социализации, приобщаясь к Всемирной Культуре, и которые являются Основой бытия – в этой замене натурального питания, поступающего из Культурной сокровищницы, на «искусственное вскармливание» и заключается пагубное влияние «массовой культуры».
Наверное, вряд ли найдется среди духовно здоровых людей такой человек, который не хотел бы быть культурным. Однако под этим часто подразумевают лишь образованность и знание этикета. Несомненно, вежливость – одно из условий, составляющих многокомпонентное качество культурности, характеризующее человека, по духу соответствующего высокому понятию Культуры. Однако, вежливость еще не есть культурность, и этикет еще не Этика.
Чем дальше развивается цивилизация, тем более актуальным становится вопрос о формировании культуры личности, поскольку и управление сложными техническими средствами, и использование высоких технологий требуют так же и высокого духовного уровня развития человека, осознания им своей ответственности перед обществом – это нравственное чувство является необходимым признаком культуры личности.
Тема формирования качеств культурного человека заставляет задуматься над многими вопросами, в том числе и над такими: может ли культурный человек быть равнодушным к историческому прошлому своей Родины и ее будущему? Может он ли он относиться без уважения к понятию Учитель и не быть благодарным ко всем, научившим его? Может ли он позволить себе быть неискренним или нетерпимым?
Эти и многие другие вопросы не раз поставит перед собой человек мыслящий, человек культурный.
Так что же отличает культурного человека?
Без этих качеств нет культурности, но более всего отличает человека высокой Культуры то, что:
Осознание духовных и культурных ценностей своего народа дает возможность осуществить связь времен и, пробуждая в себе соответственные высокие качества, расширяя и утончая сознание, приступить к строительству Нового Мира под Знаменем Культуры.
В этом и будет заключаться помощь Земле Русской, в выполнении ее исторической и эволюционной миссии, а как следствие – расцвет России.
Культурные ценности находят свое воплощение в предметах (художественного, исторического или научного значения), а также в идеях, нормах, убеждениях; это теории, цели, идеалы, традиции; это волевые и другие качества личности, отражающие ее гуманистическую направленность, – иначе говоря – человечность.
Всему миру предстоит испытание восприятием культуры, и это испытание труднее средневековых – огнем, водой и железом, – писал в свое время, опережая события, выдающийся деятель мировой культуры Н.К. Рерих, который не только мыслил дальновидно, но и умел решительно действовать, организовав международное движение в защиту культурных ценностей.
Воспринять культуру – значит, перейти от созерцания к ее осознанию и пониманию.
Осмысление культуры требует индивидуального творческого ее восприятия, обуславливает становление целостной личности.
Известно, что ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности. Дети, юное поколение, с малых лет должны знать, что существуют общечеловеческие ценности, которые связаны с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием, что всегда, во все времена считалось нормой – не воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, говорить правду, выполнять обещания; что у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость и т.п. Если эти нравственные устои, нормы жизни, окажутся в забвении, и произойдет их замена на фальшивые ценности, если искусство и истинные знания подвергнутся девальвации, как и все высокие понятия – Любовь, Родина, Учитель, Материнство, если будут осмеиваться такие чувства, как долг, честь, совесть, достоинство – становится ясно, что само здание жизни окажется без опоры, фундамента, и человеческое общество при построении своего будущего окажется в весьма сложном и крайне опасном положении. Начало этого процесса, отчасти, мы уже наблюдаем по нарастанию того общего кризиса и проблем, которые носят глобальный характер.
«Культура в основе своей есть Эволюция», – писала выдающийся философ ХХ века Елена Ивановна Рерих, автор многих трудов, посвященных темам эволюционного развития общества, его культурного совершенствования. Об особенностях морально-нравственного, духовного развития человека говорится в ее работе «Космическая эволюция и ее цель (назначение)». Этапы этого развития, о которых говорится в статье, можно пояснить следующим образом.
Когда мы признаем только свои права и боремся за них, мы находимся лишь у подножия восхождения (см. рис.), соответствуя животному плану развития (животный – грубо чувственный, лишенный духовных интересов /Сл. русск. яз./). Само же восхождение к вершинам духовного развития начинается с такого образа жизни, когда мы признаем не только свои права, но и права окружающих, и это есть начало моральной жизни. В то время, когда мы становимся способными признать не только права и интересы других людей, но и стараемся им помочь – мы, достигая человеческого плана, приобретаем качества человечности. Когда же мы, признавая права и интересы других людей и стараясь им помочь, приобретаем способность любить других, так же, как мы любим самих себя, тогда мы становимся нравственными – мы освобождаемся от оков самости-эгоизма и достигаем в своем развитии духовности. Только человек способен к проявлению высшей любви, самоотвержению и самообладанию.
Духовность заключается в совершенстве моральном, нравственном.
Без темы духовного здоровья – нет будущего.
Помочь молодому поколению осознать духовную сущность вещей и явлений в жизни, уберечь от увлечения внешней, бессодержательной красотой и ложными истинами – в этом состоит сложная и вместе с этим прекрасная задача каждого педагога, преподавателя, воспитателя.
«Способен ли человек, ощутив себя частицей Вселенной, преобразить собственную природу, внешний мир и обрести бессмертие?». Этот вековечный вопрос-мечта землян был в центре внимания представителей космического направления философской и научной мысли России. Творчество этих мыслителей основывалось на глубоком знании, вытекающем из целей и задач природной, космической эволюции.
Преобразить природу человека возможно лишь его неутомимой и упорной работой над собой. И начать такую деятельность – НАЧАТЬ С СЕБЯ – нужно с осознания цели и смысла существования, законов взаимосвязи всего сущего, тех особенностей, которые заключают в себе характер человека и его поведение, значения привычек в нашей жизни. И главное в такой работе – освобождение от старых представлений о мире, углубление и утончение сознания, изменение взглядов на жизнь, что вызвано объективной необходимостью – развитием самой жизни, утверждением новой научной парадигмы и нового подхода к изучению человека – как целостного космопланетарного явления.
«Через миропонимание и самопознание – к преобразованию себя и мира» – такова эволюционная задача человека, таков путь развития личности.
«Познай самого себя» – наставляли мудрые с древних времен. Сегодня эта формула приобретает конкретное звучание: «Стремись познать свой внутренний мир – через него познается мир внешний, измени себя в лучшую сторону – и мир вокруг преобразится».
Совершенство – цель земных путей!
7. Самые опасные враги!
С чего же начать?
Учитывая катастрофическую ситуацию в России с общим и детским алкоголизмом, курением и наркоманией, необходимо твердо понимать, что употребление этих отравляющих и разрушающих ядов препятствует духовно-нравственному и интеллектуальному развитию личности, а с определенной стадии делает дальнейшее развитие невозможным и как следствие – деградация и вымирание.
Сегодня Россия занимает в мире:
По количеству детей страдающих алкоголизмом Россия занимает 1 место в мире!
Из 3-х российских детей в возрасте от 13 до 16 лет регулярно выпивают двое.
Алкоголизм у подростков формируется в среднем в течение 3-4 лет.
Фактически против детей идет настоящая война.
Под влиянием даже малых доз никотина умственная работоспособность человека снижается на 12-14 %, а в отдельных случаях – даже на 25 и более %. После нескольких лет курения и потребления алкоголя у человека возникают изменения структуры головного мозга, причем пораженными оказываются мыслительная деятельность и функция памяти. Приборами зафиксировано уменьшение мозга с течением времени.
Курение – вид наркомании.
Письмо девушке (PDF)
Письмо мужчине (PDF)
Алкоголь и курение – первый шаг к более сильным наркотикам!
Манипуляция сознанием
Но прежде, чем поставить твердый заслон наркотикам, алкоголю и курению, важно осознать, что основным проводником между этими ядами и человеком лежат технологии по манипулированию сознанием.
Какой же вид воздействия на наше поведение мы определим как манипуляцию?
Ясно, что само это слово имеет отрицательную окраску. Им мы обозначаем то воздействие, которым недовольны, которое побудило нас сделать такие поступки, что мы оказались в проигрыше, а то и в дураках.
Можно выделить главные признаки манипуляции. Во-первых, это – вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.
Во-вторых, манипуляция – это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает Г.Шиллер, «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться». Когда попытка манипуляции вскрывается и разоблачение становится достаточно широко известным, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый факт такой попытки наносит манипулятору значительный ущерб.
Еще более тщательно скрывается главная цель – так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений. Поэтому сокрытие, утаивание информации – обязательный признак.
Крайне прискорбно, но приходится признать: значительная, и не худшая, часть нашего общества, под воздействием масскультуры и потока низкопробной, а, зачастую, и крайне вредной для мозга человека информации, льющейся на него со страниц газет, с экранов телевизора и из динамиков радио, в прогрессирующем режиме теряет способность к сложному логическому мышлению и критическому, или «перспективному», анализу информации. И это так же одно из проявлений манипуляции сознанием.
Необходимо помочь людям понять – где, кто и как их обманывает. Ведь люди часто просто не видят окружающей их лжи или не знают о ней. А если и знают, то не могут понять, что есть объективная информация, а что – ложь. И как последняя маскируется под правду? И какие средства применяет, чтобы ей верили?..
Противодействие манипулированию сознанием
а) необходимо каждому человеку для его же личной безопасности,
б) требует определенных, и немалых усилий. Как, впрочем, и любая тренировка, направленная на повышение безопасности человека.
Кроме того, человек должен понимать: в его интересах, чтобы как можно больше людей обладали не изуродованным манипуляцией и деструктивным информационным воздействием, а нормальным, устойчивым к такому воздействию, сознанием. Куда безопаснее жить в обществе нормальных и адекватных людей, нежели в обществе безумцев.
* * *
Каждый может помочь России здоровым образом жизни, безграничным духовно-нравственным совершенствованием и творческой самореализацией на благо своей Родины.
В Великом Новгороде старейшины часто наставляли новобрачных: «Живите долго, но не дольше славы Новгородской». Так утверждалась ответственность каждого за судьбу Родины.
8. Россия – это …
Приведем слова Всеволода Иванова:
«Россия не только государство... Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не легла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.
Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.
Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.
Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. Россия – страна развертывающегося индустриализма, нового, невиданного на земле типа, неопределенного пока...
Россия – не единая раса, и в этом ее сила. Россия – это объединение рас, объединение народов, говорящих на ста сорока языках, это свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония.
Россия – не только страна мгновенного настоящего. Она – страна великого прошлого, с которым держит неразрывную связь. В ее березовых солнечных рощах по сей день правятся богослужения древним богам. В ее окраинных лесах до сей поры шумят священные дубы, кедры, украшенные трепещущими лоскутками. И перед ними стоят бедные глиняные чашки с кашей – жертвой. Над ее степями плачут жалейки в честь древних божеств и героев.
Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве. Россия – могучий хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времени в бездну времен, не охваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания, гудящий на весь мир кругом могучим утверждением всеславянского бытия.
Россия грандиозна. Неповторяема.
Россия – полярна. Россия – мессия новых времен.
Россия – единственная страна в мире, которая величайшим праздником своим славит праздник утверждения жизни, праздник воскресения из мертвых, радуясь заре весеннего расцвеченного дня, с огнями крестных ходов под утренним яхонтовым, парчовым, заревым небом».
Помоги Земле Русской!!!
9. Использованные материалы:
Учение Живой Этики (книги "Община", "Мир Огненный").
Знамя Преподобного Сергия Радонежского / Сборник. - Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2005. - 160 с.
Копалов В. И. Русский национальный характер. Доклад на Первых Всероссийских Ильин-ских молодежных научно-богословских Чтениях (28–29 окт.я 2008 г.) http://rusk.ru/st.php?idar=114559
Лосский О.Н. Характер русского народа. - М.: Ключ, 1990. - 96 с. (репринт. изд., 1957 г.)
Рерих Е.И. Космическая эволюция и ее цель (назначение) // Новая Эпоха. - № 1 (Мир Огненный № 20).
Рерих Н.К. Любите Родину // Н.К.Рерих. Россия. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2004 http://lib.icr.su/node/1218
Рерих Н.К. Россия // Н.К.Рерих. Россия. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2004. http://lib.icr.su/node/1193
Смирнов И.П. Русский национальный характер http://www.proza.ru/2009/06/16/750
Тучкова Т.В. Анализ факторов формирования национального характера в современных социально-психологических исследованиях. // Вестник МГТУ. – 2004. - Том 7. - № 2. - С.311-316.
Шапошникова Л.В. Новое планетарное мышление и Россия // Л.В.Шапошникова. Мудрость веков. – М.: Международный Центр Рерихов, 1996 ― 480 с. http://lib.icr.su/node/653
10. Дополнительные материалы для организаторов Дня Культуры
Н.К.Рерих
* * *
День Культуры в школах Санкт-Петербурга: Методологические аспекты организации
Дети нового сознания и их роль в формировании космического мышления мышления
Философия как фундамент педагогического образования
Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы
Гармония космических миров в музыке
Традиционный народный праздник как средство приобщения детей к культурному опыту родного народа
* * *