Пояснительный материал
для педагогов и организаторов Дня Культуры в 2010 году

«Человек будущего – человек нравственный»

Устройство общей жизни людей посредством законов, поддерживаемых насилием,
без внутреннего совершенствования, это все равно что перекладывание без извести
из неотесанных камней на новый лад разваливающееся здание.
Как ни клади, все не будет толка, и здание все будет разваливаться.
Л.Н. Толстой

Известно, что каждому обществу свойственно стремиться к развитию, совершенствованию; человек – часть общества, и ему также характерно это стремление. Об эволюции, ее целях и назначении передавали знания многим поколениям лучшие представители человечества, определяя направления развития общества. Знание и нравственность, духовность и красота – это те вершины, к которым не только достойно стремиться, но это определено и самими законами мироздания. 
Помочь молодому поколению осознать духовные ценности, духовную сущность вещей и явлений в жизни, уберечь от увлечения внешней, бессодержательной красотой и ложными истинами – в этом состоит сложная и вместе с этим прекрасная задача каждого педагога и ученого, преподавателя, каждого воспитателя и родителей. Стремясь к самосовершенствованию и поддерживая эту направленность в других, они помогают человеку устремиться в будущее и каждый новый день приветствовать как дающий новые возможности. При таком отношении к жизни не будет места девиациям и унынию, и тогда любой человек в свое будущее может смотреть легко, приветствуя его и не опасаясь за свою судьбу, как это наблюдается в большинстве случаев. 


В наше время немало обсуждается проблем, связанных с духовной деградацией общества – войны, насилие, терроризм, религиозная и этническая нетерпимость. Пути решения этих и других проблем, а также всевозможных разногласий и споров ищут в юридической и экономической областях, умножая и без того бесчисленное количество правовых документов, безуспешно пытаясь прописать все случаи жизни в законодательных актах и нормативах и при этом тщетно надеясь на их исполнение. О самом же реальном, важном и неотложном обычно не говорится, и главная причина всех конфликтов – этико-психологическая, а точнее, мировоззренческая – остается без внимания. Ученые пытаются искать ответы и в психологии, но безуспешно, поскольку в поиске решений по оздоровлению общества не выходят за пределы житейских проблем, бытового взгляда на жизнь. И перекраиваются старые методики, в основе которых давно отжившие представления о жизни. Но утверждающийся Новый век приносит новое мировоззрение и новое решение проблем. Решение заложено в самой основе человека, в основе его внутреннего мира, в развитии его сознания и в осознании тех преимуществ, которые дает идея сослужения Общему благу, ведущая к необходимости работы каждого по самосовершенствованию, к преобразованию собственной духовно-нравственной сферы.
"Культура в основе своей есть Эволюция", - писала выдающийся философ ХХ века Елена Ивановна Рерих, автор многих трудов, посвященных темам эволюционного развития общества, его культурного совершенствования. Об особенностях морально-нравственного, духовного развития человека говорится в ее работе «Космическая эволюция и ее цель (назначение)»*. Этапы этого развития, о которых говорится в статье, можно пояснить следующим образом.
Когда мы признаем только свои права и боремся за них, мы находимся лишь у подножия восхождения (см. рис.), соответствуя животному плану развития (животный – грубо чувственный, лишенный духовных интересов /Сл. русск. яз./). Само же восхождение к вершинам духовного развития начинается с такого образа жизни, когда мы признаем не только свои права, но и права окружающих, и это есть начало моральной жизни. В то время, когда мы становимся способными признать не только права и интересы других людей, но и стараемся им помочь – мы, достигая человеческого плана, приобретаем качества человечности. Когда же мы, признавая права и интересы других людей и стараясь им помочь, приобретаем способность любить других, так же, как мы любим самих себя, тогда мы становимся нравственными – мы освобождаемся от оков самости-эгоизма и достигаем в своем развитии духовности. Только человек способен к проявлению высшей любви, самоотвержению и самообладанию.
Духовность заключается в совершенстве моральном, нравственном.

shema
Если темы духовного совершенствования личности станут естественными в образовательном процессе (можно в каждом научно-предметном цикле уделить им время, понимая их значимость) – они станут частью профилактической деятельности в большой и важной работе по нравственному оздоровлению общества, и это может решить многие психологические и другие его проблемы.


Без темы духовного, нравственного здоровья – нет будущего.
____________________________________
* Рерих Е.И. Космическая эволюция и ее цель (назначение) //Новая Эпоха. – 1999. – № 1/20. – С.57-63.

 

Этика, мораль, нравственность

в контексте ПЕДАГОГИКИ и КУЛЬТУРЫ

Добро, Красота, Истина – формула педагогики:
что должен делать человек? – творить Добро,
через Красоту стремясь к Истине.
В этом – этика и принцип педагогики.

Понятия этики, МОРАЛИ и НРАВСТВЕННОСТИ в разговорной речи употребляются как частично взаимозаменяемые.

Нравственность – понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант латинского термина «мораль», происходит от слова «нрав»).

Этика – (лат ethica, от греч ethike techпе – наука и искусство нравственности) –1. Наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания и как вид общественных отношений. 2. Нормы поведения, мораль человека.

Мораль – от лат. мoralis – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам, – от mos, мн.ч. mores – обычаи, нравы, поведение.

Этика – основа жизни

В последнее время слово «этика» стало часто употребляемым (и даже расхожим), благодаря распространению слов, связанных с управленческой тематикой, – например, стало привычным такое словосочетание, как «корпоративная этика», из-за которого сложилось устойчивое и ошибочное представление о том, что если в организации, учреждении установить свои правила и нормы отношений, то это будет своя, собственная этика. Поэтому слово «этика» требует осмысления; это понятие нуждается в очищении.

Необходимо вспомнить, что ЭТИКА – едина, и нормы отношений, нравственность, – едины для всех. Это правила, законы жизни, единые и обязательные для всех. Они существуют с древних времен у всех народов и связаны с общечеловеческими ценностями, с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием. Говорить правду, выполнять обещания, не присваивать чужое, не наносить вреда ближним и всему окружающему, и т.п. – считалось нормой во все времена; у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость...

Относиться с уважением к каждому, помогать друг другу в трудностях, не быть равнодушным к людям, к природе, высшему, ко всему живому – в этом состоит Этика, и три ее составляющие основы – ДОБРО, ДОЛГ, СОВЕСТЬ формируют нормы отношений между людьми. Иначе говоря, творить добро – это долг человека, подсказанный его совестью. В этом состоит сущность этики. Этика – это не показные, внешние (фальшивые) отношения, но сущность жизни. Живая Этика – культурная основа жизни.

КУЛЬТУРА и ЭТИКА с точки зрения современного научного подхода

Этика – основополагающее понятие, означающее жизненные начала, исходящие из самих основ мироздания. С точки зрения современной науки, в контексте целостного взгляда на человека и на весь культурно-исторический процесс, культура играет ведущую роль в космической эволюции человечества. Речь идет о природе Культуры как космическом явлении, где этические моменты составляют основу связи человека с Высшим, Космосом. Понимание Этики, таким образом, существенно расширяется, включая не только межличностное и общественное значения, но выходя за их пределы, обретает космопространственный смысл.

Этический и энергетический процесс преображения человека (усовершенствование его внутренних качеств), в целом неотделим от Культуры, это есть основная составляющая пути его космической эволюции [4].

Так, необходимо осознавать, что моральные принципы имеют свои корни в глубочайших основах Вселенной; космический процесс этичен в самом глубоком смысле.

Пришло время, когда обществу надо осознать эволюционную необходимость соблюдения этических принципов бытия на всех уровнях – и на внешнем, поведенческом, и на внутреннем, психологическом, эмоционально-мыслительном (стремиться мыслить честно – императив времени).

Как рассматривает понятие МОРАЛЬ педагогическая наука?

Мораль – основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни; предмет изучения Этики.

Мораль выражает потребность и способность людей объединяться, кооперироваться и жить мирной совместной жизнью по законам, обязательным для всех. Мораль – это сознание обязанности (в широком смысле) человека перед другими людьми.

Мораль отражает потребности человека и общества, основанные на обобщении опыта многих поколений. Она содержит гуманистическую перспективу развития человечества.

Добро (в противоположность злу), долг и совесть – основные категории морали.

Добро выражает нацеленность морали на идеал человечности, долг – её императивный характер, а совесть – интимно-личностную природу.

Мораль с ее ценностями коллективизма, любви к ближнему, терпимости является основой духовности и культуры человека.

Отрицание общечеловеческой морали ведет к кризису общества и личности.

В условиях развития современной цивилизации, с увеличением потенциальных опасностей, угрожающих существованию человечества, с возрастанием степени риска человеческой деятельности, наносящей вред окружающей среде, ответственное отношение к морали, нравственности, признание приоритета общечеловеческих ценностей является выбором, не имеющим альтернативы.

(Российская педагогическая энциклопедия.– М.: 1993)

В какой форме выражается мораль?

Относительно человеческого индивида мораль является целью, перспективой его самосовершенствования, требованием. Её содержание выражается в форме норм и оценок, которые имеют всеобщий, обязательный для всех людей характер, претендуют на абсолютность (направляют сознание и регулируют поведение человека во всех сферах жизни – в труде, в быту, в политике, в личных, семейных, внутригрупповых, международных отношениях и т. п.).

Мораль определяет критерии оценки человеческих целей и средства их достижения. Нормы морали получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, КАК должно поступать в различных ситуациях.

«Золотое правило» нравственности

Сущность морали, связанная с идеями все-человечности и личности, воплощена в одной из самых древних моральных заповедей, получившей название «Золотого правила» нравственности:

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Наряду с «Золотым Правилом» нравственности сложились общегуманистические принципы: «не убий», «не лги», «не кради». Сила и оправдание моральных предписаний, всегда безусловных по форме и крайне суровых по содержанию, состоит в том, что человек должен, прежде всего, обращать их к себе и только через собственный опыт предъявлять другим.

Как действуют моральные принципы?

Моральные принципы поддерживают (или, наоборот, требуют изменить) определённые устои, строй жизни; мораль относится к основным типам нормативной регуляции действий человека (таких, как право, обычаи, традиции и др.), но имеет значительные отличия от них. Правовые предписания формулируются и претворяются в жизнь специальными учреждениями; моральные нормы опираются на духовные санкции и авторитеты (совесть, красота нравственного поступка, сила личного примера и т. д.).

Как осуществляется моральная регуляция?

В морали оцениваются не только практические действия людей, но их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции (действиях по развитию в нужном направлении) особую роль приобретает формирование в каждом человеке способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без внешнего контроля, опираясь на такие этические категории, как совесть, честь, чувство личного достоинства и т. п.

Формами моральной регуляции являются саморегуляция, самооценка и самовоспитание.

Воспитание нравственности

Социальная значимость воспитания нравственности велика и очевидна: общество, пренебрегающее нравственными ценностями, неизбежно обрекает себя на гибель. Воспитание нравственности ориентировано на общечеловеческие ценности, гуманистическую перспективу истории общества.

Воспитание нравственности – это воспитание человека в его целостности, формирование фундаментальных человеческих качеств. Это одна из важных сторон многогранного процесса становления личности, освоения индивидом моральных ценностей; выработка им способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Вечные нравственные принципы, которые сосредоточены в памяти сердца, обеспечивают духу ИММУНИТЕТ, обеспечивают целостность и стойкость моральных ориентиров личности в обстоятельствах, которые постоянно изменяются.

Нравственное воспитание – самовоспитание и самосовершенствование

В целом процесс воспроизводства нравственности поддаётся целенаправленному воздействию и сознательному контролю, главным образом, в форме самовоспитания, самосовершенствования.

Нравственность не является обычной целью, которую можно достигнуть в определённый отрезок времени с помощью определённой совокупности конкретных действий; её скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможной существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее, нравственность можно назвать не целью, а идеалом – регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения.

К нравственности неприложима формула «цель оправдывает средства». Нравственное воспитание как рационально организованная деятельность имеет смысл постольку, поскольку в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели превращается в реальную.

Как человек может влиять на собственное нравственное развитие?

Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определённых поступков, поведение, суммирующихся в нравственные черты характера.

Каковы поступки, таковы и нравственные качества человека.

Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым; проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность.

Вместе с тем именно через поступки человек оказывает нравственное воздействие на других людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А.Швейцер), оно осуществляется через силу собственного примера. Так можно избежать морализаторства и ханжества – источника социальной фальши.

Таким образом, поступок является основой нравственного самовоспитания человека, а также главным каналом, по которому он нравственным образом влияет на окружающих. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.

Работа над собой – это работа над мыслью

Справедливо сказано: только по делам познается человек. Однако, все наши поступки и дела являются следствиями наших мыслей и побуждений. Мысль есть жизнь, и жизнь движется мыслью. Мысль есть основа творчества. Согласно научным исследованиям, она может быть видима и измеряема [1]. Как сущность духовного плана, мысль не может быть уничтожена, но может быть нейтрализована противопоставлением мысли большего потенциала. Именно поэтому необходимо усвоить значение мысли и осознать ответственность за свое мысленное творчество.

Надо создать лучшую атмосферу во всем нашем обиходе путем очищения мыслей.

Заботясь о чистоте мысли, мы привлечем лучшие возможности во всей нашей жизни и сократим путь нравственного совершенствования.

Чистая мысль – это такая мысль, которая лишена своекорыстного содержания, и нужно отгонять каждую нечистую мысль, заменяя ее мыслью Общего блага, спешить очистить дух широкими созидательными мыслями о лучшем будущем. Бескорыстные мысли – лучшие очистители пространства.

Научиться управлять собой, своими мыслями и воспитать в себе ответственность за них – значит, научиться призывать силы, таящиеся в глубине сознания. Именно так каждый человек может совершенствовать свои силы – признанием их.

Овладение мыслью заключается не только в ее углублении и сосредоточии. Важно научиться освобождаться от тягостных размышлений и несвоевременных, ненужных мыслей. Надо помнить: ничто так не препятствует развитию, как тяжелые, неподвижные мысли. Контроль над мыслью обеспечит ее очищение.

Культура мысли есть венец человеческого существования.

Пусть каждый помнит – устремляясь к нравственному совершенствованию, он помогает не только себе, но действует и на Общее благо.

Учитывая взаимосвязь понятий «мысли» и «чувства», формирующих наряду с волевой сферой сознание человека, чувство ответственности становится необходимым признаком культуры мышления.

Воспитание культуры чувств и культуры мышления составляет этико-эстетическую основу культуры, фундамент формирования как отдельной личности, так и культуры общества в целом.

Этическое неразрывно с эстетическим

Нравственные формы поведения прекрасны по своей природе, а прекрасное, с точки зрения взыскательного эстетического вкуса, не может быть безнравственным. Так взаимосвязаны этические и эстетические основы самосовершенствования. Эта взаимосвязь осуществляется через Сердце. (Подробно об этом изложено в предыдущих материалах, подготовленных ко Дню Культуры: «Путь Культуры лежит через сердце» и «Осознание красоты преобразит жизнь» www.cultura.spb.ru)

Нравственное – в основе духовных ценностей

Общечеловеческие цели и ценности суть культурные, духовные ценности. Критерием таких ценностей выступает их гуманистическое содержание; духовно-культурные ценности вечны – в процессе их потребления не происходит «снашивание».

Они находят свое воплощение в предметах, идеях, нормах, убеждениях; это также теории, цели, идеалы, традиции, волевые и другие качества личности, отражающие ее гуманистическую направленность. Общечеловеческие ценности как высшие духовные ценности проявляются в формах духовного, нравственного, эстетического развития людей.

Духовность и культура личности

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными (Словарь рус. яз).

Духовность – понятие более широкое, чем религиозность или нравственность.

Духовность – основная характеристика Культуры.

Дух, духовность составляют основание здоровой государственности и великой Культуры. Духовность личности – это свобода и воля к совершенствованию; способность видеть последствия своих поступков для людей, для Общего блага. На уровень духовности личности влияют: сознание, мышление, интеллект, а также чувства, воображение, интуиция, совесть, воля, способность к творчеству[2].

Интеллект, уравновешенный с любовью ко всему прекрасному определяют духовную направленность личности.

Уровень духовности человека определяется уровнем развития его сознания. Самым действенным подходом к духовному совершенствованию является устремленность к культурным и нравственным ценностям и их утверждение в жизни каждого дня. Так человек взаимодействует с чем-то более совершенным и прекрасным.

Необходимым условием гармоничности этого взаимодействия является такая жизнь человека среди людей, ведущим качеством и главным результатом которой выступает самоотверженная, действенная любовь. Человек, возводящий в культ свои личные интересы и встающий на путь эгоизма, не способен к такой любви и не может проникнуться интересами Общего Блага. Он разрушает свою духовную целостность и отходит от закона единства. Тогда духовный мир человека деформируется, раскалывается. Избежать такого состояния души человеку помогает Культура, или устремление к Свету, к Прекрасному[3].

«Только не надо о духовности, не пугайте нас такими словами!» – говорит ведущий телеканала «Культура» во время обсуждения жизненно важных вопросов. Но именно духовность – вопрос жизни, вопрос её нормы. Какое разумное объяснение можно дать нежеланию это обсуждать? Всеобщая тенденция СМИ – переставлять акценты с самого главного и самого важного на второстепенное – в этом состоит особенность работы современных средств массовой информации.

 

Использованная литература:

  1. Ануфриев В.П., Ануфриева Е.И. Энергетика наших детей// Дети нового сознания: Материалы междунар.общ.-научн. конференции. 2006 – М.: Международный Центр Рерихов, 2007.– https://roerich-lib.ru/index.php/deti-novogo-soznaniya-2006/4753-anufriev-v-p-anufrieva-e-i-energetika-nashikh-detej
  2. Валицкая А.П. Новая школа России: Культуротворческая модель / Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.  
  3. Гиндилис Л.М., Фролов В.В. Философия Живой Этики... //Вопросы философии. – № 3. – 2001. – С. 85-102. 
  4. Соколов В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры // Культура и время. – 2008. – № 1. – С. 4-17 – https://roerich-lib.ru/index.php/zhivaya-etika-i-nauka-2007/4768-sokolov-v-g-zhivaya-etika-i-novaya-paradigma-kultury
  5. Рерих Е.И. Космическая эволюция и ее цель (назначение) //Новая Эпоха. – 1999. – № 1/20. – С.57-63. 
  6. Российская педагогическая энциклопедия.– М.: 1993. 
  7. Учение Живой Этики.

УЧИТЕЛЬ – ПОНЯТИЕ ДУХОВНОЕ

  • Тот, кто осознаёт целесообразность, понимает великое значение Учителя.
  • Понятие Учителя подобно лампаде во тьме. Многое можно простить тем, кто во тьме сохранил понятие Учителя.
  • Учитель хранит достоинство духа и поднимает это достоинство в других.
  • Учитель тот, кто открывает, умудряет и ободряет, кто скажет: «Благословенны препятствия – ими растем».
  • Учителем будет тот, кто подаст лучший совет в жизни. Эта жизненность охватит и знание, и творчество, и Беспредельность.
  • Учитель укажет путь красоты духа. Научит напряжению и ритму жизни.
  • Учитель научит мыслить и трудиться. Поможет развить правильное воображение.
  • Учитель распознает могущих идти быстро (развиваться), и он не хвалит их, а расчищает путь. Он не скрывает от них трудностей – для некоторых сознаний препятствия – радость.
  • Учитель подумает с учениками, как украсить школу и содержать ее в чистоте.
  • Учитель идет новыми путями.
  • Учитель бескорыстен – он трудится не для себя, но для Общего блага.
  • Труд учителя – подвижничество.
  • Кто умеет быть благодарным, не промолчит на стрелу против учителя.
  • Закон Учительства – закон Космоса: никакое знание или познание не может произойти без Учителя.
  • НАС ВЕДУТ УЧИТЕЛЯ, И МЫ СОВЕРШЕНСТВУЕМСЯ В НАШЕМ ПОЧИТАНИИ УЧИТЕЛЯ.

 

Занятия со школьниками

(в помощь педагогам и родителям)

1. ТЕМЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  • Человек будущего – человек нравственный
  • О том, что высоко ценится, но не продается (о ценностях, которые бесценны)
  • Познай себя – познаешь мир; изменишь себя – изменится мир
  • Добро есть лучшая политика
  • Только по делам познается человек
  • Учитель сеет разумное, доброе, вечное
  • Чужого горя не бывает
  • Любовь – высшее из всех чувств
  • Духовный смысл материнства
  • Добро, Долг, Совесть – нравственная норма отношений людей
  • “Золотое правило” нравственности
  • Полезны препятствия – ими растем
  • Духовное значение учителя
  • Бескорыстные, добрые мысли – лучшие очистители окружающего
  • Обыватели – «к добру и злу постыдно равнодушны»
  • Равнодушие есть величайшее зло
  • Что такое девиантное (отклоняющееся) поведение?
  • Цинизм – болезнь духа
  • Ложь кончается злом (о разновидностях лжи)
  • Радость жизни – в созидательном творчестве
  • Доброжелательство – главный принцип сотрудничества

2. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО

ЗАДАНИЕ

– Составить список КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО

Например, духовно развитому человеку свойственны такие черты, как: трудолюбие, чувство долга, ответственность, доброжелательность, устремленность к знаниям, к красоте, умение владеть собой, спокойствие, широта мышления, чистосердечность, наблюдательность, скромность, деятельное сострадание, решительность, мужество, самоотверженность, терпение и терпимость, целеустремленность, жизнелюбие, человечность и т.п.

– Отобрать 10 наиболее важных качеств, с точки зрения учащихся, и провести ИГРУ-дискуссию (по аналогии с игрой-дискуссией «Что значит быть культурным?» – см. материалы Дня Культуры – 2003 )

* * *

Наша первостепенная забота – более совершенный, более добродетельный, возвышенный человек. Одна лишь цивилизация, которая дает нам больше досуга, больше физических удобств, облегчая наши усилия, не делает нас лучше, напротив, она имеет тенденцию производить людей нового типа – внешне благовоспитанных, но мало добродетельных. Внутреннее развитие человека, формирование его души, может осуществляться только путем этического, эстетического и морального воспитания. И важнейшее место в этом воспитании занимает искусство.

Давайте иногда размышлять о тех качествах, которые мы ожидали бы увидеть в совершенном человеке, – какого рода поведение, какого рода позиция и реакции.

Давайте рассмотрим по отдельности различные качества и попытаемся представить себе высший тип человека, обладающего этими качествами. Давайте попробуем представить себе различные варианты его поведения и попытаемся вообразить этого человека поступающим тем или иным образом. Сравнивая и анализируя различные типы поведения, мы начинаем яснее представлять себе те качества, которые отвечают великому человеку, и можем, в свою очередь, подражать им и делать их частью своего характера.

Святослав Рерих. Искусство и Жизнь. – М.: 2004.

ИДЕАЛЫ БУДУЩЕГО

Воздействующий эффект убеждений становится более значительным, когда они ориентированы на какие-то идеалы.

«Не погрязайте в подробностях настоящего, но воспитывайте в себе идеалы будущего; не давайте окаменеть сердцам вашим» (М.Е. Салтыков-Щедрин).

Идеалы – светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего, они представляют собой не отрицание прошлого и настоящего, а результат всего лучшего и человечного, завещанного первым и вырабатывающегося в последнем. Идеалы призваны подвигать человека на достижение личного и общественного блага. В этом их огромное мобилизующее предназначение для каждой личности.

3. ЗАДАНИЕ

Пользусь перечнем «ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ» (см. прилож. I), составить список качеств, которые отражают МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

Человеколюбие (гуманизм) – отзывчивость, внимательность, милосердие, сострадание, великодушие, справедливость ...

Оптимизм – жизнерадостность, вера в лучшее, бодрость, здравомыслие, открытость, добродушие, широта мышления, доверие, незлопамятность, уравновешенность, чувство юмора...

Любовь к Родине – подвижничество, ответственность, бережность, самоотверженность, мужество, решительность, принципиальность …

Готовность к сотрудничеству – трудолюбие, стремление к справедливости и Общему благу, доброжелательство, вежливость, незлобивость, терпимость, искренность, чуткость, внимательность ...

4. «Искусство – волшебный эликсир, который творит наши души»

Обращаясь к разным видам ИСКУССТВА, произведениям ЛИТЕРАТУРЫ и народного творчества, необходимо обратить внимание на примеры героизма, самоотверженности, бескорыстной любви, сильных поступков и характеров, упорства в достижении цели и преодолении трудностей, в стремлении к знаниям, на примеры добра. Биографии великих людей будут лучшими иллюстрациями этого.

Особенно помогут беседы по ОБСУЖДЕНИЮ ФИЛЬМОВ – произведений киноискусства, в которых ставятся вопросы нравственности : киноленты С. Герасимова, С. Бондарчука, В. Шукшина, других выдающихся кинорежиссеров ХХ века; экранизации по произведениям русских классиков; фильмы о выдающихся деятелях культуры, например, «Ломоносов» (1983, реж. А. Прошкин), «Сильнее всех иных велений» [Сюита на русские темы] (1987, реж. Б. Бунеев) и др.

 

ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ *

А. Авантюризм, авторитетность, агрессивность, аккуратность, активность, алчность, альтруистичность, аморальность, анархичность, аполитичность, апатичность, артистичность, аскетичность.

Б. Балованность, бахвальство, бдительность, безалаберность, безволие, бездеятельность, бездумность, безжалостность, беззаботность, беззастенчивость, безынициативность, безликость, безнравственность, безответственность, безотказность, безрадостность, безразличность, безрассудство, безропотность, безудержность, безупречность, безучастность, бережливость, бескорыстность, беспамятность, беспечность, бесполезность, беспомощность, беспорядочность, беспощадность, беспринципность, беспристрастность, бессердечность, бессловесность, бессовестность, бесстрашие, бесстыдство, бестактность, бесхарактерность, бесхитростность, бесхозяйственность, бесцеремонность, бесчеловечность, бесчестность, бесчувственность, бесшабашность, благодарность, благожелательность, благонадежность, благонамеренность, благосклонность, благоразумность, благородность, болтливость, боязливость, брезгливость.

В. Важность, вдохновенность, вежливость, великодушие, верность, верхоглядство, веселость, взбалмошность, вздорность, взыскательность, вкрадчивость, властность, властолюбивость, влюбчивость, внимательность, внушаемость, возбудимость, возбужденность, воздержанность, воинственность, воодушевленность, ворчливость, воспитанность, восприимчивость, впечатлительность, враждебность, вспыльчивость, въедливость, выдержанность, выносливость, высокомерие, высокопарность.

Г. Галантность, гениальность, героичность, глубокомысленность, глупость, говорливость, горделивость, гордость, горячность, грозность, грубость, гуманность, гурманство.

Д. Дальновидность, даровитость, двойственность, двуличность, деликатность, деловитость, дерзновенность, дерзость, деспотичность, детскость, дисциплинированность, добродетельность, добродушие, доброжелательность, добропорядочность, добросердечность, добросовестность, доброта, доверительность, доверчивость, догматичность, долготерпение, достоинство, доступность, драчливость, дружелюбие, душевность.

Е. Егозливость, ершистость, ехидность.

Ж. Жадность, жалкость, жалостливость, желчность, женственность, жертвенность, жестокость, жестокосердие, живость, живучесть, жизнерадостность, жизнеспособность, жуликоватость.

3. Забитость, заботливость, забывчивость, завистливость, загадочность, задерганность, задиристость, задумчивость, задушевность, зазнайство, закоснелость, замкнутость, заносчивость, занудство, запальчивость, запасливость, застенчивость, затейливость, заурядность, здравомыслие, злобность, зловредность, злонамеренность, злонравие, злопамятность, злорадность, злостность, злоязычие, зрелость.

И. Игривость, идеалистичность, идейность, избалованность, изворотливость, извращенность, изменчивость, изнеженность, изысканность, импульсивность, индифферентность, инертность, инициативность, интеллигентность, интриганство, инфантильность, ироничность, исключительность, искренность, исполнительность, истеричность.

К. Каверзность, капризность, квалифицированность, кипучесть, кичливость, кляузничество, коварность, кокетливость, компанейство, компетентность, консервативность, конфузливость, корыстолюбие, краснобайство, красноречивость, криводушие, крикливость, критичность, кропотливость, кротость, культурность.

Л. Лакейство, лаконичность, ласковость, легковерность, легковесность, легкомысленность, леность, лживость, лиричность, лихачество, лихость, лицемерие, ловкачество, ловкость, лояльность, лукавость, льстивость, любезность, любознательность, любопытство.

М. Маловерие, малограмотность, малодушие, малоподвижность, мальчишество, манерность, медлительность, меланхоличность, мелочность, меркантильность, методичность, мечтательность, мещанство, миловидность, милосердность, милостивость, мирность, миролюбивость, миротворчество, мистицизм, мнительность, многогранность, многообразность, многословность, многосторонность, могущественность, молчаливость, мошенничество, мрачность, мстительность, мудрость, мужественность, мужество, музыкальность, мягкость, мягкосердечие, мягкотелость, мятежность.

Н. Наблюдательность, навязчивость, наглость, надежность, надломленность, надменность, надоедливость, надорванность, надрывистость, надутость, назидательность, назойливость, наивность, наигранность, напористость, напряженность, напыщенность, нарочитость, насмешливость, наставительность, настойчивость, настороженность, наступательность, натренированность, натуральность, натянутость, нахальность, находчивость, начальственность, начитанность, неблагодарность, неблагопристойность, неблагоразумность, небрежность, невежественность, невежливость, неверность, невзыскательность, невнимательность, невоздержанность, невозмутимость, невоспитанность, невыдержанность, недальновидность, неделикатность, недоброжелательность, недоверчивость, недовольство, недогадливость, недюжинность, неестественность, нежность, независимость, незадачливость, незаменимость, незаметность, незамысловатость, незатейливость, незаурядность, незлобивость, неинициативность, неисправимость, неистовство, неистощимость, некритичность, нелепость, неловкость, нелюдимость, немощность, немудреность, ненавистничество, ненасытность, необузданность, необыкновенность, необычность, неосмотрительность, неосторожность, неотразимость, непогрешимость, неподкупность, неподражаемость, непонятливость, непоседливость, непоследовательность, непослушность, непосредственность, непостоянство, непрактичность, непревзойденность, непреклонность, неприкаянность, непримиримость, непринужденность, непристойность, неприступность, неприхотливость, неприязненность, непутевость, нерадивость, нерасчетливость, нервозность, нерешительность, неряшливость, несгибаемость, нескладность, нескромность, несносность, несокрушимость, несправедливость, несуразность, нетерпимость, нетрудоспособность, неуважительность, неугомонность, неуживчивость, неукротимость, неумеренность, неумолимость, неуравновешенность, неустойчивость, неустрашимость, неутомимость, неучтивость, неуязвимость, нечестность, нечистоплотность, низость, низкопоклонство, низменность, новаторство, нормальность, норовистость, нравственность, нудность.

О. Обаятельность, обидчивость, обманчивость, образованность, обреченность, обходительность, общительность, объективность, обязательность, ограниченность, огрубелость, одаренность, одинокость, одухотворенность, ожесточенность, оживленность, озабоченность, озадаченность, озлобленность, озорство, окостенелость, опасливость, оперативность, опрометчивость, опрятность, оптимизм, опытность, организованность, оригинальность, осведомленность, осмотрительность, осмысленность, основательность, осторожность, острословие, остроумие, отважность, ответственность, отзывчивость, откровенность, открытость, отрешенность, отсталость, отходчивость, отчаянность, отчужденность, отшельничество, очаровательность, очерствелость.

П. Пассивность, патриотичность, переменчивость, пессимистичность, пламенность, пленительность, плутоватость, повелительность, поверхностность, подавленность, подвижность, подобострастность, подозрительность, подражательство, подстрекательство, подтянутость, подхалимство, покладистость, покорность, политиканство, полноценность, половинчатость, положительность, помпезность, понятливость, попрошайничество, попустительство, порядочность, последовательность, послушность, посредственность, постоянность, почтенность, почтительность, пошлость, поэтичность, правдивость, празднословие, праздность, практичность, преданность, предательство, предвзятость, предосудительность, предприимчивость, представительность, предубежденность, предупредительность, предусмотрительность, презрительность, пренебрежительность, претенциозность, привередливость, приветливость, привлекательность, привязанность, привязчивость, придирчивость, признательность, прилежность, примиренчество, примитивность, принужденность, принципиальность, прислужничество, приспособленчество, пристрастность, притворность, приторность, притязательность, причудливость, приятность, проворность, прогрессивность, продажность, продуктивность, прозорливость, проникновенность, проницательность, пронырливость, просветленность, просвещенность, простоватость, простодушие, простота, противность, противоестественность, противоречивость, прямодушие, прямолинейность, пугливость, пунктуальность, пустозвонство, пылкость, пытливость.

Р. Работоспособность, равнодушие, радостность, радушие, разболтанность, разборчивость, разбросанность, развращенность, развязность, разговорчивость, раздражительность, разносторонность, разочарованность, разумность, распорядительность, распущенность, рассеянность, рассудительность, рассудочность, растерянность, расторопность, расточительность, расчетливость, рационалистичность, реакционность, реалистичность, ребячливость, ревнивость, резвость, резкость, респектабельность, ретроградность, речистость, решительность, риторичность, робость, ровность, романтичность, рыцарство.

С. Самобытность, самовольность, самодовольство, самозабвение, самокритичность, самолюбование, самомнение, самонадеянность, самообладание, самоотверженность, самостоятельность, самоуверенность, самоуспокоенность, самохвальство, саркастичность, сварливость, свободолюбие, свободомыслие, своеволие, своекорыстие, своенравность, своеобразность, сговорчивость, сдержанность, себялюбие, семейственность, сентиментальность, сердечность, сердитость, серьезность, симпатичность, сиротливость, скандальность, скверность, скептичность, склочность, скованность, скоропалительность, скромность, скрупулезность, скрытность, скудоумие, скупость, слабоволие, слабодушие, слабохарактерность, славолюбие, словоохотливость, сложность, смекалистость, смелость, сметливость, смиренность, смирность, смышленость, снисходительность, снобизм, сноровистость, собранность, совестливость, соглашательство, содержательность, созерцательность, созидательность, сознательность, солидность, сонливость, сообразительность, сосредоточенность, сострадательность, сочувственность, спокойствие, справедливость, сребролюбие, старательность, стеснительность, стойкость, страстность, строгость, строптивость, стыдливость, стяжательство, суетливость, сумрачность, суровость, сухость.

Т. Тактичность, талантливость, твердость, терпеливость, терпимость, товарищество, торгашество, торжественность, торопливость, тоскливость, точность, трагичность, транжирство, требовательность, тревожность, трепетность, трогательность, трудолюбие, трудоспособность, трусливость, тунеядство, тупоумие, тусклость, тщедушие, тщеславие.

У. Убежденность, уважительность, уверенность, увлекаемость, углубленность, угнетенность, угодливость, удальство, удачливость, удовлетворенность, уживчивость, уклончивость, улыбчивость, умеренность, умилительность, умиротворенность, умозрительность, универсальность, униженность, унылость, упадочность, упорство, упрямство, уравновешенность, усердность, усидчивость, услужливость, успокоенность, усталость, устойчивость, устремленность, уступчивость, утомленность, утомляемость, утонченность, участливость, учтивость, уязвимость.

Ф. Фамильярность, фанатичность, фантазерство, фанфаронство, фарисейство, фатоватость, феноменальность, фиглярство, флегматичность, фразерство, франтовство, фривольность.

X. Халатность, хамство, ханжество, хвастливость, хваткость, хилость, хитрость, хитроумие, хищность, хладнокровие, хлебосольство, хлопотливость, хмурость, хозяйственность, холеность, холодность, храбрость, хрупкость, хулиганство.

Ц. Целеустремленность, целомудренность, цельность, цепкость, церемонность, цивилизованность, циничность.

Ч. Чванливость, человеколюбие, человеконенавистничество, человечность, черствость, честность, честолюбие, четкость, чистоплотность, чистосердечность, чистота, чопорность, чревоугодие, чувственность, чувствительность, чудаковатость, чуткость.

Ш. Шаловливость, шалопайство, шарлатанство, широкость, шкодливость, школярство, шкурничество, шулерство, шутливость, шутовство.

Щ. Щегольство, щедрость, щепетильность.

Э. Эгоистичность, эгоцентричность, экзальтированность, экспансивность, экстравагантность, эксцентричность, элегантность, эмоциональность, энергичность, энтузиазм, энциклопедичность, эрудированность, эстетичность, этичность.

Ю. Юмористичность, юродство.

Я. Ябедничество, язвительность, яркость, яростность, ячество.

__________________________________

*Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология / Учеб. пособие.- М.:Высш.школа,1977.

 

КОНЦЕПЦИЯ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ

ПРОЕКТ

(выдержки)

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (далее – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Базовые национальные ценности

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

 

  • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

Система базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Организация воспитательного процесса в системе «школа – семья – социум» потребует возвращения в систему образования педагогов, готовых не только учить, но и воспитывать обучающихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
__________________________________

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект // Вестник образования. – № 17. – сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации

 

 

СЕМЕЙНЫЕ ЗАПОВЕДИ. СОКРОВИЩА СЕМЬИ

Лопатина А., Скребцова М.

Дружите с детьми
Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Вовремя послушать и понять,
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
И всегда незримо направляйте.
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте
И всегда надейтесь на детей,
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

 

Детские книги А.Лопатиной и М.Скребцовой

по нравственному и творческому воспитанию http://dobrieskazki.ru/history.htm

​