День Культуры – 1999 год 

 «Россия, Русь – Отечество мое»

В 1999 году День Культуры проводился в Санкт-Петербурге в четвертый раз.

Он проходил под девизом: “Россия, Русь – Отечество мое”.

По мнению организаторов Дня Культуры, патриотическая составляющая педагогического процесса является очень важной в период становления новой Российской государственности и должна способствовать пробуждению и воспитанию у детей чувства любви и уважения к своей Родине, гордости за нее и причастности к ее судьбе.

В подготовке и проведении этого Праздника использовались различные формы сотрудничества и воспитательной работы: педагогические семинары, лекции и беседы, дискуссии, творческие вечера, просмотр видео- и слайдпрограмм, проведение различных тематических выставок, организация концертов, театральных постановок, посещение театров, музеев, концертов классической музыки, пешеходные и автобусные экскурсии по городу и области и т.п.

В мероприятиях, посвященных Дню Культуры, приняли участие школы и Научно-методические Центры Управления образования Московского, Приморского, Калининского, Пушкинского районов Санкт-Петербурга, а также Волосовского района Ленинградской области и отдельные школы Василеостровского, Кировского, Выборгского районов Санкт-Петербурга, школы города Всеволожска и города Тосно.

С января по март в рамках Дня Культуры для школьников был организован Фестиваль детского творчества, который включил в себя следующие конкурсы:

– авторского стихотворения на темы: «Мир – каким я его вижу» и «Россия будущего»;

– сочинения-размышления на тему: «Русь, Россия – героизм, подвиг»,

– рисунка на тему: «Любовь и Красота спасут нашу планету»,

а также показательные танцевальные выступления: «Красота чувств и мыслей – через пластику движения».

При подведении итогов Фестиваля, 15 апреля – в день проведения Праздника – дети, участники этого Фестиваля, были награждены Дипломами, Похвальными Грамотами, памятными значками и подарками – всего около 250 школьников Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В этот же день состоялись два театрализованных концерта детских творческих коллективов, которые прошли во Дворце Культуры работников Связи и Дворце Культуры железнодорожников.

В продолжение Фестиваля детского творчества 15 мая в Доме Культуры авиаработников был организован концерт детских танцевальных коллективов школ города.

В процессе подготовки и проведении Дня Культуры, свои творческие инициативы и способность к саморазвитию проявили не только школьники, но и сами педагоги, организаторы этого мероприятия.

Примеров творческого подхода в работе педагогов при проведении праздника в школах города можно привести множество. Особенно хочется отметить педколлектив средней школы № 351 с углубленным изучением французского языка в Московском районе. Подготовка к проведению Дня Культуры проходила здесь практически весь учебный год. В плане работы школы с самого начала учебного года были заложены основы для развития новых организационных форм образования, способствующих активизации познавательной и творческой инициативы учащихся и учителей. В этом руководство школы, научно-методический Совет отразили свое видение формирования культурно-образовательного пространства школы. Был составлен сценарий учебного дня 15 апреля, который включал в себя театральное действо «Введение во Всемирную Культуру», организованное школьной театральной студией, постановку «Маленький принц» театральной студии клуба «Робинзоны», постановку «Время секретов» на французском языке. Занятия в этот день проходили под девизом: «Творчество учителей и учеников на каждом уроке». И завершился праздник вручением премий Дени Дидро: ученикам школы – за успехи в учебе, педагогам – за творческий подход к учебно-воспитательному процессу.

О том, как это движение оценивается педагогами, руководителями системы образования можно судить по отзывам, полученным после проведения Дня Культуры –

От НМЦ управления образования Московского района: День Культуры является эффективным методом информирования учителей и воспитателей школ о различных формах научно-педагогической деятельности, существующих на практике и о находящихся в стадии разработки. Так, в Московском РУО в рамках подготовки к очередному Дню Культуры 4 – 5 ноября 1998 года был проведен научно-педагогичекий семинар «Новое сознание и образование» с участием видных ученых Санкт-Петербурга и Москвы. Наряду с новейшими достижениями в науке, оказывающими влияние на формирование мировоззрения, на семинаре рассматривались особенности нового направления в образовании – Педагогики Культуры. Тем самым, подготовка к Дню Культуры в школах района, проведение конкурсов детских творческих работ, награждение участников способствовали появлению и развитию прекрасной формы активизации и стимулирования творческой инициативы не только учащихся, но и педагогов, повышения их культурного уровня, общего развития каждой личности и общества в целом.

От администрации средней школы № 136 Калининского района: такой праздник проводится в школе четвертый раз, т.е. с начала зарождения этого движения. С каждым годом растет уверенность, что такая форма организации воспитательной деятельности имеет много положительных моментов, например способствует расширению социальных связей школ как образовательных учреждений с другими учреждениями культуры – с библиотеками, музеями и т.д., установлению межрегиональных и межнациональных связей. Так, ученики школы в рамках подготовки и проведения Дня Культуры установили дружеские связи с Художественным музеем города Сортавала республики Карелия, что во многом способствовало их познавательной активности. Есть опыт по ведению летописи мероприятий, посвященных Дню Культуры, сбора фотоматериалов по истории этого движения.

От НМЦ управления образования Приморского района: значение такой образовательной инициативы, как движение сторонников защиты культуры, оформленную в удачную, гибкую форму работы с детьми, трудно переоценить. Методический Центр и впредь будет всемерно поддерживать эту инициативу.

От руководства методического отдела управления образования Волосовского района: благодарны оргкомитету по подготовке Дня Культуры за организационную помощь в проведении праздника. Учителя Волосовского района с энтузиазмом и большим интересом участвовали в семинарах, посвященных новому направлению в образовании – Педагогике Культуры, организованных оргкомитетом специально для них в районном центре. Дети, участники Фестиваля, были не только награждены и отмечены Почетными Грамотами и Дипломами на местах, но и с большой радостью узнали, что их работы были представлены в Санкт-Петербурге.

Многие участники, организаторы Фестиваля детского творчества отмечают не только новизну формы, привнесенную в педагогический процесс организацией Дня Культуры, но и такое ценное качество, как гибкость этой формы воспитательной работы, которая позволяет любому участнику конкурса, с учетом возраста и подготовки, применить в полной мере весь свой творческий потенциал.