Культура – Врата в будущее

К преобразованию жизни человечество может придти лишь через новое миропонимание, через осознание того, что общество находится на пороге качественного изменения мира. Новое мировоззрение, которое созревает в обществе, утверждается как принцип Культуры, принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами [1]. В Новый, грядущий мир со старыми знаниями не войти – нужны новые, более полные сведения о современном мире, а также переосмысление самих основ жизни.

Культура есть примат духа

Рерих Н.К. Настасья Микулична. 1938

Именно сейчас множество понятий глубоко извращено
в непонимании или в личном желании придать им
какое-то случайное значение. От самых высших...
так часто все злоумышленно перетолковано, искажено.
Что же должно делать человечество
в этих случаях явной порчи основных понятий?
Не должно ли оно немедленно очищать их и возвращать
их к естественному первоначальному значению? [1]

Давно установившееся положение о том, что Культура есть примат духа – иными словами: главенствующее, первичное и преобладающее значение в Культуре есть ее духовное содержание – в наши дни для многих, похоже, эта истина становится спорной. В учебниках, например, по науке управления можно встретить определения Культуры, в которых духовное ее содержание вовсе не учитывается, и культурой называют просто «результаты человеческой деятельности».

Такое «вымывание» этического, нравственного начала из определения Культуры приводит к тому, что некоторые авторы статей в изданиях по культурологии относят преступность и наркоманию к явлениям культуры [2].

Рерих Н.К. Ведущая. 1924

О Культуре и цивилизации

В синтезе Культуры и цивилизации – основа
построения лучшего будущего

Культуру часто считают синонимом слова «цивилизация».

Отождествление этих понятий так же ошибочно, как и их противопоставление. Культура и цивилизация не являются синонимами или антиномиями (взаимоисключающими понятиями, или противоречиями) – они взаимно дополняют друг друга и так же взаимообусловлены, как материальное и духовное начала в Культуре.

Это неразрывное единство, синтез материального и духовного обеспечивает явлениям Культуры ее вечное существование. Иначе говоря, то, что рождается на духовной, культурной основе, становится навсегда достоянием человека (его внутреннего мира), общества, цивилизации.

«Где зародилась Культура, там ее уже нельзя умертвить» – в этих словах заключается глубокий философский и жизненный смысл.

Фальшивые ценности «массовой культуры»

На фоне мудрых учений мировых религий
и лучших произведений мирового искусства,
среди прекрасных творений изящной словесности
и научных достижений выдающихся умов
высится Вавилонская башня «массовой культуры».
Это уродливое сооружение возвышается как
упрек человечеству, предпочитающему сумерки невежества
свету Знаний о мире духовности и красоты.


В многотрудном процессе познания явлений Культуры возникает еще один, не менее сложный, чем предыдущие, вопрос – это проблема так называемой «массовой культуры», специфическую продукцию которой потребляет ежедневно каждый цивилизованный житель земли.

Ученые-культурологи, как правило, едины в своей оценке, обозначая «массовую культуру» как эрзац-продукт, то есть суррогат – предмет, лишь по некоторому сходству являющийся заменой натурального, это явление лишь внешне напоминает Культуру, а также характеризуя ее как псевдокультуру – от слова псевдо – мнимый, ложный.

Что значит быть культурным?

Быть грамотным
еще не значит быть культурным

Наверное, вряд ли найдется среди духовно здоровых людей такой человек, который не хотел бы быть культурным. Однако под этим часто подразумевают лишь знание приличий и умение быть обходительным. Несомненно, вежливость – одно из условий, составляющих многоком­понентное качество культурности, характеризующее человека, по духу соответствующего высокому понятию Культуры. Однако, вежливость еще не есть культурность, и этикет еще не Этика.