Врата будущего открыты, или 12 часов культуры

Татьяна АНТОНОВА

Shcool116_2003Международная Лига защиты Культуры несколько лет назад вышла к общественности с инициативой проведения ежегодного праздника - Дня Культуры. Мир, раздираемый противоречиями и вооруженными конфликтами, нуждается в передышке. И даже один такой День может и должен повернуть лица людей друг к другу и напомнить о том, что почитание Культуры открывает пути к новой цивилизации. Культура – истинно – врата в будущее.

15 апреля 1935 года в Вашингтоне был подписан Международный Договор – Пакт Мира, или Пакт Рериха, который принят за основу при разработке ныне действующей Гаагской конвенции 1954 года.

Есть еще одно знаменательное событие, которое обусловило эту календарную дату. День рождения гения Леонардо да Винчи. Этот светоч Культуры оставил после себя неисчерпаемые сокровища духа. Их наследниками становятся все, кто хоть раз прикоснулся к его имени. Вспомнить о Леонардо хотя бы в этот день необходимо, ведь открытия, сделанные им – космически беспредельны и нуждаются в пристальном исследовании. Нам заповеданы миры.

15 апреля в Санкт-Петербурге и других городах России проводится школьный праздник День Культуры. Для согласования усилий и помощи в работе создан оргкомитет по проведению Дня Культуры. Его возглавляют: Санкт-Петербургское отделение Международной Лиги защиты Культуры и Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов.

В последние годы некоторые школы нашего города проявляют не только завидную активность в подготовке к этому торжеству, но и демонстрируют осознанное понимание значимости Культуры в целом. Начинают готовиться не за день-два до праздника, а в течение всего года. Учащиеся пишут сочинения на темы, в которых заложены высшие понятия и этические ценности – Родина, Любовь, Красота, Материнство. Самостоятельно подбирают цитаты и афоризмы по избранной теме, готовят фотоальбомы об исторических и культурных ценностях, находящихся вблизи школ. Занимаются этим с увлечением и творчески. Присутствие Культуры в повседневной жизни подобно чудесному художнику, разрисовывающему буднично серые дни всеми цветами радуги.

Детские рисунки и панно, которые мне довелось видеть в этот день в вестибюле Дома творчества юных «У Вознесенского моста», посвящались многим датам: Дню открытых дверей школы 307, Всемирному Дню культуры и 300-летию Санкт-Петербурга. Среди экспонатов были и работы учителей. Так в едином творческом порыве соединились учителя и ученики, так творится синтез добра и красоты во имя мира.

В школе 307 занимаются не только живописью. Концерт «Коллективное музицирование» в консонансном ключе подтверждал мысль о созвучии мелодий, исполненных на различных инструментах в едином творческом коллективе. Удивительным было звучание ксилофона и гитарного дуэта, создававших впечатление игры на арфе. А объединение голосов в хоре давало эффект полной гармонии и настраивало слушателей на один лад с исполнителями. Так творится гармония чувств.

И вот заключительный номер программы праздника – музыкальный спектакль «Жар-птица», посвященный блокаде Ленинграда. Здесь произошло соединение поколений. Дети 21 века вспоминали детей блокады, а роль девочки-школьницы когда-то исполняла руководитель театральной студии и ведущая Праздника заслуженная артистка России Елена Полосина.

Преемственность духовных начал заключает в себе основную ценность воспитания и образования. Когда нет соединения в главном – нет результата труда. «Зерно труда сохнет без влаги взаимности» – эти слова Николая Константиновича Рериха справедливы и в новом тысячелетии. Потому что нет такой стороны жизни, где Культура была бы лишней. Дефицит культуры при изобилии материальных благ вдвойне опасен своим кричащим противоречием. Пустоши духа зарастают ядовитыми сорняками невежества. И даже после принудительной прополки долго на них не растет ничего, кроме чертополоха пошлости. Против этого есть противоядие – посев Культуры. Слова об учителе, «сеятеле разумного, доброго, вечного», сегодня актуальны, как никогда.

15 апреля мне удалось посетить еще в одну школу Санкт-Петербурга, где отмечался Праздник Культуры – это 116 гимназия. В ней этот День также проводился под девизом «Культура – врата в будущее» – красочный плакат с таким текстом встречал гостей при входе.

Большинство гимназий, как я считала, ставят перед собой сугубо практические задачи – готовить «кадры» для вузов. Различие здесь только в специализации, в профиле учебного заведения. К счастью, я ошибалась. В этой гимназии не только говорят о Культуре как о созидающей и важнейшей составляющей воспитания поколений будущего, но и живут в атмосфере радостной творческой работы, объединяющей учеников и учителей.

Вокально-драматическая студия «Артистико» (художественный руководитель Ю.С. Симонова, концертмейстер педагог Л.Л. Покутняя) открыла свой пятый сезон по традиции в День культуры. «Ах, эта волшебная опера!». Жанр, скажем откровенно, доступный не всякому, кто обладает слухом и голосом. Но в студию «берут» всех. Юные дарования развиваются благодаря доброжелательному отношению учителей. Для них нет неталантливых детей. И доказательств этому немало. Среди выступающих на сцене – победители конкурсов и лауреаты фестивалей.

В первой части программы были показаны сцены из пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». Не случайно именно эта пьеса исполняется на школьной сцене. В ней звучит прекрасная мысль – любовью, красотой и добром можно преобразить невежество, сделать образец из образчика. Исполнители – участники кружка «Театр исторических миниатюр». Руководитель кружка – учитель МХК. Мировая художественная культура - предмет, который включен в школьную программу не так давно, но без него, как оказалось, весь школьный курс выглядит неубедительно. Ключевое слово – культура. И не удивительно, что О.М. Москвина, ведущая этот предмет, – победитель конкурса педагогических достижений «Учитель года – 2001».priglas116_2003

В заключение праздника была дана опера. Музыка объединила историю, поэтическое слово и движение (в опере принимала участие юная балерина), в этом синтетическом жанре соединились все таланты и все поклонники. Радости зрителей не было предела. «Браво!». Сцена заполнена истинными талантами, а зрительный зал – преданными поклонниками. Родственники актеров смеялись и плакали от души. Добрые родные руки, пошившие костюмы для спектакля, горячо аплодировали исполнителям. Грим на лицах героев слегка «поплыл» от волнения, но глаза их полны вдохновения и радости. Лицедейство без масок лицемерия.

Упомянуть всех, причастных к эстетическому воспитанию детей в этой школе, как, впрочем, и в других, мешает то обстоятельство, что список этих имен не мал. А умалять их значение только перечислением не хочется. Им будут посвящены отдельные очерки.

День Единения в Культуре. Очевидно, что культура как синтез знания и красоты, объединяет умы и сердца человечества. Детские сердца открыты, как врата в будущее. Они проводники гармонии в жизнь. Учитель говорит: «В красоте залог счастья человечества», ученик слышит и откликается на зов истины.

В заключение можно добавить следующее. День Культуры выдался богатым на впечатления. Я действительно двенадцать часов находилась во власти Культуры (вечер также был посвящен ей) и почувствовала, как велика ее сила. Усталости не было. Даже физическое напряжение не сказалось на самочувствии человека, не отличающегося крепким здоровьем. Душевный настрой, полученный во вторник, питал меня всю неделю. А весеннее пробуждение природы встречается с особой мудростью – той радостью, какую завещали нам светлые гении человечества.

P. S. В следующей публикации, посвященной Дню Культуры, будут приведены фрагменты школьных сочинений. И тогда вы, уважаемые читатели, поймете, как нынешнее «поколение пепси», относится к Культуре, как воспринимает современную цивилизацию, и познакомитесь с рассуждениями об истинных ценностях. Несомненно, эти детские размышления наведут на серьезные раздумья многих взрослых представителей человечества.

​