День Культуры 2001 год «Познание мира через искусство»

«Познание мира через искусство» – таким был девиз Дня Культуры 2001 года, задачей которого было содействие утверждению воспитательного значения искусства как мощного средства духовного развития в образовательном процессе.

Znak
конференции

Этот девиз родился, благодаря выводам, сделанным по результатам работы педагогической научно-практической конференции «Синтез Познавательного и Прекрасного в образовании», организованной СПб отделением Международной Лиги защиты Культуры и прошедшей 9–10 января 2001 года в Санкт-Петербурге в рамках подготовки Дня Культуры. Конференция была посвящена культуре и образованию, а также особому значению искусства в формировании личности, утверждению духовных и эстетических основ воспитания подрастающего поколения.

Ориентируясь на общую цель воспитания, подчеркивая неоценимую роль искусства и в целом культуры в процессе формирования личности, расширении сознания нового поколения XXI века, участники отмечали значимость и необходимость гармонизации научного и художественно-образного способа познания мира.

По мнению участников конференции, решению этих педагогических задач, обозначенных как жизненно важных для развития общества, в значительной степени способствует общественное движение по проведению ежегодного Дня Культуры в школах.

При подготовке ко Дню Культуры предлагалось обратить особое внимание на то, что в наши дни быстро размножается и утверждается как норма все вульгарное, преобладает упрощенный, примитивный и грубый взгляд на жизнь, искажающий истинное представление о действительности и окружающем мире.

Легко и незаметно ничтожный и опасный червь пошлости проникает всюду, покрывая собою даже здоровые ткани, и все это происходит в начале ХХI века, когда обществом накоплены несметные духовные богатства в самых разных областях человеческой деятельности!

Достижения высочайших вершин творчества – в литературе, искусстве, науке и технике казалось бы, должны вдохновлять наше поколение на новые и новые поиски совершенства. Но наблюдается совсем обратный процесс – резкое отстранение от достигнутого в духовной сфере. Словно и не было восторгов от находок и открытий Прекрасного, искреннего восхищения изящным искусством, преклонения перед подвигами и красотой самопожертвования... Об этом в наше время уже не принято говорить. Цинично высмеиваются нравственные принципы, попираются дорогие людям идеалы, подвергаются издевательству исторические достижения человечества – Культуры.

Человек мыслящий не может не оценивать окружающее и не использовать при этом мерило Красоты. Что же происходит? Не Прекрасное, но безобразное становится привычным на телевидении, в печати, в досуговой сфере. Серость и необразованность руководят и празднуют победу над Культурой... Повсюду преобладают грубость, невежество, мещанская психология.

Надо спешить защитить Красоту, иначе целое поколение нынешних молодых людей будет отлученным от истинной Красоты и, взращенное в псевдокультуре, породит и заполнит этот разноцветный мир серостью, уродством и безобразием.

Почему же так много безобразного в обществе? Великий русский язык всегда готов придти на помощь: если есть без-образие, значит, нет образа, нет красоты, нет облика – надлежащего вида, представления, а в целом, нет порядка. Именно, в безобразии нет порядка, нет, что называется, «царя в голове», иначе говоря – нет контроля.

Как известно, журналисты весьма дорожат свободой своего творчества и очень не любят цензуру, но контроль над порядком не есть цензура. Контролю над надлежащим порядком – соблюдением законов Этики – быть следует: и в эфире, и в печати и во всей окружающей жизни, но до этого, в первую очередь, пусть будет контроль над собственной мыслью, пусть будет порядок и красота в собственном мышлении. Ибо все прекрасное или безобразное в наших творениях берется от красоты или безобразия в наших мыслях.

Более двух тысяч лет тому назад Платон оставил нам прекрасную весть: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной красоте».

Научиться культуре мышления и научить красиво мыслить детей – значит спасти от тьмы разрушения наше достояние, Культуру, спасти наше будущее.

Все, что создано лучшего в искусстве, в науке, в духовных учениях – все это должно быть осознано людьми и защищено от гибельного забвения. Но в этом может участвовать лишь добрая воля людей. Безволие же, ставшее характерной чертой многих представителей нашего общества, в том числе и передовой ее части – интеллигенции, породило откат к первобытному строю: хорошо поесть и развлечься – эта психология обывателя захватила сознание и стала милой сердцу для большинства нашего населения.

«Сон разума порождает чудовищ» – когда-то художник Гойя создал картину с таким названием. Сегодня безобразие в полный рост замаячило на горизонте как перспектива развития общества.

Пора проснуться от тяжелого сна.

Пусть для нашей интеллигенции послужат предостережением слова всемирно известного художника и мыслителя Н.К. Рериха из его статьи «Окостенение» – эти слова, как и все творчество семьи Рерихов, удивительно актуальны для нас.

«...Тьма пользуется своей обычной тактикой: она влезает и ползет незаметно. Сперва псевдоцивилизация, затем псевдонаука, псевдодружелюбие, псевдодостоинство, а там уже во всем безобразии окостенения псевдочеловек. Все это не так далеко от действительности...».

Только наш внутренний свет и огонь души сможет победить тьму безобразия.

Необходимо помочь молодому поколению осознать Красоту.

В связи с вышесказанным, в период, предшествующий Дню Культуры, предлагалось провести педсоветы в школах, беседы на родительских собраниях, занятия с учащимися, по предлагаемым ниже темам.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕД ПЕДАГОГОВ

С УЧАЩИМИСЯ И РОДИТЕЛЯМИ

«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,
от красивых мыслей – к красивой жизни и
от красивой жизни к абсолютной красоте».
Платон

1. Значение и с к у с с т в а в формировании и развитии способностей человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам Красоты.

2. Красота как критерий просвещения.

3. Использование художественных образов в творчестве великих людей и ученых как проявление единства Познавательного и Прекрасного на примере жизни Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносова, Н.К. Рериха, А.Л. Чижевского, А.П. Бородина и др.

4. Воображение и общее значение его функции обеспечивать познание. Психологические особенности воспитания воображения – развитие внимательности, наблюдательности, представления, способности мечтать о прекрасном и т.д.

5. Развитие художественного вкуса, чувства меры и ритма, чувства гармонии через постижение красоты звука. Музыкальное воспитание как процесс приобщения личности к Культуре, как средство формирования нравственных чувств, идеалов, эстетического вкуса и потребностей.

6. Социально-психологические и этические проблемы массовой музыкальной культуры; просветительская работа среди молодежи в области музыки как защита от манипулятивной деятельности средств массовой коммуникации.

7. Роль книги в воспитании и познании мира, в развитии художественного вкуса учащихся и формировании мировоззрения. Пути духовного развития личности: от умения читать – к умению размышлять.

8. Воспитание культуры чтения и речи в процессе эмоционально осмысленного восприятия словесного искусства, воспитание умения отличать Прекрасное от безобразного.

9. Влияние изобразительного искусства на воспитание творческой личности.

10. Произведения изобразительного искусства и информационные технологии. Визуальный образ и средства массовой информации.

11. Ребенок в пространстве театра. Театр как образовательное и игровое пространство развития личности ребенка.

12. Роль музея в изучении Культуры и истории человечества, в формировании понимания Культуры в единстве науки и искусства, познавательного и прекрасного.

​