15 апреля 2014 года День Культуры
«Лишь культурными ценностями живо человечество»
(пояснительный материал к теме Дня Культуры)
Лихачев Д.С. Декларация прав Культуры
На нашем сайте имеется описание части опыта и некоторых особенностей большой и ответственной работы в рамках организации ежегодного Дня Культуры, осуществляемой совместными усилиями многих педагогических коллективов, организаций и отдельных творческих личностей – тех, кто, трудясь на Общее Благо, действенно проявляет свое неравнодушие к проблемам юного поколения, общества в целом. Проблемы эти все более усиливаются, и это можно объяснить тем, что в наше время Культура – то, на чем основывается образование и воспитание, развитие личности и, в целом, прогресс общества – подвергается большой опасности: ее бесцеремонно теснит, занимая передовые позиции в средствах массовой информации, так называемая «массовая культура», или, как ее определяют ученые, эрзац-культура – подделка, суррогат. «Массовая культура», пользуясь невзыскательностью интеллектуальных и эстетических запросов потребителя, непросвещенностью многих людей в вопросах Культуры, незаметно подменяет истинные, духовные ценности – ценности Культуры – на фальшивые. Ловко манипулируя этой подменой и являясь действительно массовой, поскольку имеет выход на самую широкую аудиторию через СМИ, хорошо технически оснащенная, она становится чрезвычайно опасной для общества, особенно, для подрастающего поколения, вселяя в сознание молодых людей сомнения в нравственных, этических Основах жизни. Именно в подмене ценностей – моральных норм, принципов, идеалов, понятия добра, справедливости, счастья и т.п., которые человек может усвоить в ходе социализации, приобщаясь к Всемирной Культуре, и которые являются Основами бытия – в этой замене натурального питания, поступающего из культурной сокровищницы, на «искусственное вскармливание» и заключается пагубное влияние «массовой культуры».
Человек, как известно, не может жить без пищи духовной и, в связи с этим, процесс воспитания подрастающего поколения можно рассматривать как питание всем самым лучшим и возвышенным. Но какое питание получает ребенок из рук «массовой культуры», яростно насаждающей все самое низменное? Обывательская психология (это психология животного – поесть и развлечься) настойчиво внедряется в неокрепшие умы и находит свое место, в наши дни все более укореняясь в сознании многих, – словно и не было восторгов и находок от соприкосновения с истинно Прекрасным, преклонения перед подвигами и красотой самопожертвования!
Дети, юное поколение, с малых лет должны знать, что есть общечеловеческие ценности, которые связаны с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием, и что всегда, во все времена считалось нормой – не воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, говорить правду, выполнять обещания и т.п.; у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость... Если эти нравственные устои, нормы жизни, окажутся в забвении, и произойдет их замена на фальшивые ценности, если Искусство и Знание будут опошляться, как и высокие понятия – Любовь, Родина, Учитель, Материнство, если подвергнутся осмеянию такие чувства, как долг, честь, совесть, достоинство – то становится ясно, что само здание Жизни окажется без опоры, фундамента, и человеческое общество при построении своего будущего окажется в весьма сложном, опасном положении. Устойчивые тенденции этого процесса мы уже наблюдаем по нарастанию общего кризиса и тех проблем, которые носят теперь уже глобальный характер.
Спасение от разрушения и самоистребления, как многим сегодня становится понятно,– в Культуре, в ее этической и эстетической основе, в осознании духовных ценностей – в священном, прекрасном и познавательном, что лежит в основании творческого, мирного созидания. Воспитание и образование, базирующееся на осознании культурных ценностей, позволяет выработать молодому человеку стойкий иммунитет, умение отличать прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного как в произведениях искусства, так и в быту, в труде, в поведении людей.
О культурных ценностях
Всему миру предстоит испытание восприятием культуры, и это испытание труднее средневековых – огнем, водой и железом, – отмечал в своих трудах всемирно известный деятель культуры Н.К. Рерих, именем которого назван международный Договор в защиту культурных ценностей (Пакт Рериха).
Воспринять культуру – значит, перейти от созерцания к ее осознанию и пониманию (В помощь педагогу. «Культура» – методич. пособие).
Именно от понимания культуры,– как пишут сегодня ученые-социологи, – зависит направленность социальных действий, зависит сохранение жизненных сил социальных субъектов, политика и идеология. «Понимание культуры становится задачей и обязанностью общества», – отмечается в публикациях, посвященных проблемам культурологии и современной социологии [1] .
Существует множество определений культуры. С точки зрения разных наук – культура может рассматриваться и как состояние (уровень), и как процесс. Распространенным является деятельностный подход к осмыслению культуры как совокупности человеческих достижений в материальной и духовной сферах деятельности, а также аксиологический, ценностный подход – когда культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей. Критерием культурной ценности явлений выступает их гуманистическое содержание; духовно-культурные ценности вечны – в процессе их потребления не происходит «снашивание».
Ценности имеют основополагающее значение в системе мотивации деятельности и, наряду с оценкой, являются критериями при выборе целей деятельности, определения путей и средств. Какой жизненный путь выберет человек или общество, какие при этом будут использоваться средства достижения целей – от этого будет зависеть судьба как отдельного человека, так и общества в целом.
Общечеловеческие ценности определены наукой как высшие духовные ценности; проявляются они в формах духовного, нравственного, эстетического развития человеческих индивидов [2] .
Культурные ценности, освоение которых способствует развитию человека, утончению его чувств и расширению его сознания условно можно разделить на материальные и духовные (см. схему).
К материальным культурным ценностям можно отнести объекты, предметы, произведения художественного, исторического или научного значения, которые олицетворяют собой или отображают достижения человечества в поисках гармонии и совершенства.
Духовные культурные ценности находят свое воплощение в идеях, нормах, убеждениях гуманистической направленности (теории, цели, идеалы, традиции), а также в нравственных и волевых качествах личности.
Особенно необходимо отметить, что к культурным ценностям можно отнести только жизненные проявления, которые основаны на гуманизме, и что, лежащие в основе Культуры гуманистические идеи, среди которых идеи нового космического мышления, эволюционного значения Культуры и идея Общего Блага должны стать доступными для понимания и осознания подрастающим поколением как самые передовые и необходимые.
В приведенной схеме не случайно качества личности, отражающие ее гуманистическую направленность, выделены в особую категорию культурных ценностей. Именно проявление высшей степени различных нравственных качеств людей позволило создать все остальные культурные ценности и преодолеть многие, порой трагические, препятствия на пути эволюции человечества. И именно эта категория культурных ценностей сегодня подвергается наибольшим нападкам и высмеиванию со стороны «массовой культуры».
Поэтому, для того, чтобы человечество имело шанс решить возникшие перед ним глобальные проблемы, необходимо всеми мерами укреплять сотрудничество в области охраны материальных культурных ценностей и утверждении в жизни духовно-нравственных ценностей.
Это необходимо еще и потому, что «сегодня не только в средствах массовой информации, но даже и в среде профессионалов-гуманитариев нередко можно услышать суждения примерно следующего содержания: мы живем в эпоху плюрализма и свободы, когда каждый имеет право на выражение своей точки зрения и когда жесткие границы между истиной и ложью, добром и злом, высшим и низшим, светом и тьмой безнадежно уходят в прошлое. Поэтому надо учиться жить в атмосфере терпимости и толерантности, бесконечного разнообразия мнений и мировоззрений, воздерживаясь от жестких ценностных суждений и тем более от всяких осуждений. Если так называемая духовность и существует – то она состоит в абсолютной свободе твоего самовыражения и в признании такого права за другими людьми.
Насколько разрушительны и опасны даже малые уступки такой духовной всеядности и ценностному релятивизму, хорошо видно на примере современных западных стран…» >>> полный текст
Таким образом, защищая и утверждая в жизни культурные ценности, заботимся о духовном здоровье человечества, сохраняя тем самым здоровье физическое – как людей, так и самой планеты. В этом заключается неоценимое значение движения в защиту Культуры.
____________________________________
[1] Попов Е.А. Культурология и современная социология // СОЦИС, 2006, № 12. – С.65.
[2] Общечеловеческие и национальные ценности в изменяющемся обществе / [Р.К. Кадыржанов, К.Ж. Нугманова, А.Г. Косиченко и др.; М-во науки, Акад. наук Респ. Казахстан, Ин-т философии. – Алматы, 1997.– 219 с.
Идея Общего Блага как культурная ценность
Надземное, 264
С.Н. Рерих
Весь мир находится в процессе беспрерывного развития – в нем все течет, все движется, все изменяется. И сегодня уже нельзя продолжать жить, замкнувшись в кругу своих малых личных интересов, так как происходящие в разных странах события затрагивают буквально всех. Жизнь огромного человеческого коллектива любой страны для каждого из ее граждан становится общей, и в ней принимают участие все, вольно или невольно втягиваясь в круговорот конфликта личных эгоистичных интересов с принципом Общего Блага.
Без преувеличения можно сказать, что весь мир делится по границе личного и Общего Блага. И сегодня очевидно, что человечество будет все больше и больше увязать в бесконечных проблемах и конфликтах до тех пор, пока не утвердит приоритет Общего Блага над своекорыстными интересами.
Необходимо собрать и обобщить все достижения великих мыслителей в области познания и развития идеи Общего Блага как общеполезного эволюционного принципа. При таком подходе Общее Благо предстанет не просто в виде моральной категории, но как онтологическое понятие – одновременно и как путь и как цель развития человечества. В своем высшем аспекте понятие Общего Блага может быть проявлено как в виде коллективного духовного опыта людей, так и в виде развития внутренних качеств отдельной личности. Стремление к Общему Благу, которое человек приобретает на пути своего развития, делает предельно ясным и понятным для любого, даже самого простого человека жизненную необходимость совершенствования и нравственно-духовного восхождения. Придавая понятию Общего Блага духовный смысл, не нужно исключать и его материальные жизненно-необходимые аспекты, связанные в сознании человечества, прежде всего, с научно-техническим прогрессом, преодолением разрушительных для людей явлений природы, ростом разумного комфорта и благополучия.
Принцип Общего Блага как идея, имеющая чисто гуманистическую основу, может рассматриваться как высшая духовная ценность, как эталон, с которым соизмеряются другие ценности – такие как свобода, равенство, право, закон и которые, в принципе, служат для осуществления идеи Общего Блага.
Следовательно, было бы целесообразно, с учетом исторического опыта, использовать принцип Общего Блага как один из основных критериев при принятии решений на всех уровнях взаимодействия субъектов общества, в том числе и на уровне государств. Однако, сегодня духовно-нравственный принцип Общего Блага, как и многие другие культурные ценности, подменяется на чисто материальное понятие публичных благ (частично бесплатное образование и медицинское обслуживание и т.п.). Вследствие чего развивается культ индивида. И теперь не индивидуальное "Я" ориентировано на достижение высших целей, а само это "Я" определяет эти цели по своему усмотрению. Таким образом, индивид наделяется правом устанавливать, что есть для него благо, а что нет, исходя из своего уровня развития и потребностей. К извращению принципа Общего Блага как метафизического понимания высшего предельного понятия приводят и процессы глобализации, когда материалистическая интерпретация Общего Блага плюс логика мирового масштаба глобализации приводят к тому, что в качестве общих благ называются: вода, воздух, озоновый слой, источники энергии и т. д., т. е. в первую очередь – природные богатства планеты, в которых человечество испытывает дефицит. В соответствии с теорией глобализации, они должны принадлежать всем, всему человечеству. Потому что, по определению, Общее Благо – это вещь, которая принадлежит всем. Тогда становятся понятными претензии мирового сообщества на природные ресурсы других стран, которые следует передать так называемым эффективным государствам, которые воспользуются ими более рационально, нежели современные их обладатели.
Однако человечеству не стоит забывать, что постижение принципа Общего Блага есть результат духовного прозрения и предстоящая ступень эволюции человечества, имеющая не только земную, но и космическую сторону своего значения. В нравственном мировоззрении всех народов в большей или меньшей степени выражается сознание основного нравственного начала: благо человека не в эгоистическом обособлении, а в солидарности с другими людьми, причем этот принцип выражается во всей своей полноте и широте в христианской заповеди всеобщей человеческой любви, т. е. такой солидарности, которая не ограничивается одною сферой человеческих действий, но охватывает собою и внутренний духовный мир человека.
Общее Благо не есть просто сумма потребностей и желаний отдельных индивидов. В основе Общего Блага заложен критерий, определяющий соответствие общим целям и задачам развития всего человечества. И невозможно придти к согласию в вопросе, что же является благом для всех людей, если не определить цель и смысл жизни. И это не столько усложняет понимание принципа Общего Блага, сколько показывает тесную взаимосвязь эволюции человека с законами природы, законами Космоса. И тогда Общее Благо выражается не как преходящая точка зрения той или другой исторической эпохи, а как вечный, непреложный закон добра, который определяет собою путь мирового развития и остается истинным совершенно независимо от того, готовы или не готовы люди к его пониманию.
Известный художник и просветитель ХХ века Святослав Николаевич Рерих постоянно подчеркивал, что существует общая и единая для всех задача – воспитывать более совершенного человека [1] . Образ этого более совершенного человека указывают нам все философии мира, – отмечал он, – в эпосе каждого народа мы можем найти такие примеры.
«Мы все, живые существа, подчиняемся закону эволюции. Эволюция – это стремление к совершенству. Если мы мыслим эволюционно, значит, эмоционально стремимся к чему-то более возвышенному. Важны внутреннее усилие мысли, сила мысли, сила устремления… Сосредоточить мысль на стремлении сделать свое дело лучшим образом. Когда человек стремится к лучшему, он возвышается». «В конце концов, к чему мы стремимся? К более совершенному человеку. Который имел бы все положительные качества, для всех очевидные. Главное – понять, что мы сами держим в руках ключ ко всему. От нас самих зависит, по какой дороге мы пойдем: по той, где можно потерять, или по той, где можно найти…» [2] .
Если цель развития общества – совершенный человек, человек культурный, то и средства, которыми достигается столь великая цель, должны быть соответствующие – это культурные ценности, которые должны быть осознаны людьми по достоинству.
Об особенностях морально-нравственного, духовного развития человека говорится в работе «Космическая эволюция и ее цель (назначение)» Елены Ивановны Рерих – русского философа, автора многих трудов, посвященных темам эволюционного развития общества, его культурного совершенствования. Этапы этого развития, о которых говорится в упомянутой статье, можно пояснить следующим образом.
Когда мы признаем только свои права и боремся за них, мы находимся лишь у подножия восхождения (см. рис.), соответствуя животному плану развития (животный – грубо чувственный, лишенный духовных интересов /Сл. русск. яз./). Само же восхождение к вершинам духовного развития начинается с такого образа жизни, когда мы признаем не только свои права, но и права окружающих, и это есть начало моральной жизни. В то время, когда мы становимся способными признать не только права и интересы других людей, но и стараемся им помочь – мы, достигая человеческого плана, приобретаем качества человечности. Когда же мы, признавая права и интересы других людей и стараясь им помочь, приобретаем способность любить других, так же, как мы любим самих себя, тогда мы становимся нравственными – мы освобождаемся от оков самости-эгоизма и достигаем в своем развитии духовности. Только человек способен к проявлению высшей любви, самоотвержению и самообладанию.
Духовность заключается в совершенстве моральном, нравственном.
Для чего живет человек? – Чтобы стать лучше, чтобы познавать и совершенствоваться, стремиться за пределы известного наверх и помочь друг другу.
Если бы эта истина была усвоена каждым человеком еще в юном возрасте, иные бы подрастали поколения, и перед обществом сейчас не стояли бы проблемы преступности, наркомании и иного отклоняющегося поведения, поскольку человек, знающий о цели и смысле существования, имеет в жизни ясные ориентиры, и от этого света он уже не свернет во тьму.
Чтобы осуществить мечты человечества о лучшем будущем, необходимо жить ради всеобщего блага, необходим великий жертвенный труд, постижение и воплощение в жизнь космических законов, пламенное стремление действовать согласно Космическому Праву.
________________________________________
[1] Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. / Пер. с англ. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2004. – С.130.
[2] Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. – М.: Международный Центр Рерихов, 1993. – С. 91-99.
Воспитание человека Культуры
В наше время немало обсуждается проблем, связанных с духовной деградацией общества – войны, насилие, терроризм, религиозная и этническая нетерпимость. Пути решения этих и других проблем, а также всевозможных разногласий и споров ищут в юридической и экономической областях, умножая и без того бесчисленное количество правовых документов, тщетно пытаясь прописать все случаи жизни в законодательных актах и нормативах и надеясь на их исполнение. О самом же реальном, важном и неотложном обычно не говорится, и главная причина всех конфликтов – этико-психологическая – остается без внимания. Ученые пытаются искать ответы и в психологии, но безуспешно, поскольку в поиске решений по оздоровлению общества не выходят за пределы житейских проблем, бытового взгляда на жизнь. И перекраиваются старые методики, в основе которых давно отжившие представления о жизни – предрассудки.
Но утверждающийся новый век приносит новое мировоззрение и новое решение проблем. Решение заложено в самой основе человека, в основе его внутреннего мира, в развитии его сознания и в осознании тех преимуществ, которые дает идея сослужения Общему Благу, ведущая к необходимости работы каждого по самосовершенствованию, к преобразованию собственной духовно-нравственной сферы.
«Способен ли человек, ощутив себя частицей Вселенной, преобразить собственную природу, внешний мир и обрести бессмертие?». Этот вековечный вопрос-мечта землян был в центре внимания представителей космического направления философской и научной мысли России. Творчество этих мыслителей основывалось на глубоком знании, вытекающем из целей и задач природной, космической эволюции.
Преобразить природу человека возможно лишь его неутомимой и упорной работой над собой. И начать такую деятельность – НАЧАТЬ С СЕБЯ – нужно с осознания цели и смысла существования, законов взаимосвязи всего сущего, тех особенностей, которые заключают в себе характер человека и его поведение, значения привычек в нашей жизни. И главное в такой работе – освобождение от старых представлений о мире, углубление и утончение сознания, изменение взглядов на жизнь, что вызвано объективной необходимостью – развитием самой жизни, утверждением новой научной парадигмы и нового подхода к изучению человека – как целостного космопланетарного явления.
«Через миропонимание и самопознание – к преобразованию себя и мира» – такова эволюционная задача человека, таков путь развития личности.
И путь этот – путь Культуры.
Культура – это исторически накопленный духовный опыт человечества, используемый в качестве инструмента беспрерывных преобразований – как человека, так и окружающей среды, – обеспечивающий человеку и человечеству перспективы социального и духовного развития в его наиболее благоприятных и наименее кризисных направлениях,– такое определение культуры дают отечественные ученые-культурологи, обозначая тем самым ее миссию. Однако, в обществе эта Миссия еще далеко не осознана, несмотря на то, что культура пронизывает все без исключения области и состояния социальной жизни, отражая общественное коллективное сознание [1] и, вместе с тем, формируя его. Влияя через ценностные ориентации, общее коллективное сознание является мощным духовным фактором общественного развития, а ориентиром в этом процессе является культура.
Наверное, вряд ли найдется среди нормальных людей такой человек, который не хотел бы быть культурным. Однако, под этим часто подразумевают лишь знание приличий и умение быть обходительным. Несомненно, вежливость – одно из условий, составляющих многокомпонентное качество культурности, характеризующее человека, по духу соответствующего высокому понятию Культуры. Однако вежливость еще не есть культурность, и этикет еще не Этика.
На протяжении многовековой истории развития человеческой мысли этические положения исходили из тезиса о единстве Сущего и Должного. Положения этики, нравственные нормы выводились непосредственно из природы мироздания, всего живого, в т.ч. человека, что связано с космическим характером существования самого человека, как это отмечалось в восточной и античной философии. Понятие должного (этического, нравственного) существовало всегда и везде как основа жизни, и та «свобода», которую установило для себя «цивилизованное» человечество от нравственных, духовных законов бытия, давно уже переступила границы дозволенного, перешла в распущенность; это пошатнуло опору, нарушило равновесие, прекратило поступательное развитие общества. Все это заставляет самым серьезным образом обратиться к Основам жизни, глубоко вникая и пересматривая свое отношение к привычным понятиям: долгу, чести, совести, достоинству, составляющим этическую основу человеческого бытия и формирующим культуру личности.
Чем дальше развивается цивилизация, тем более актуальным становится вопрос о формировании культуры личности, поскольку и управление сложными техническими средствами, и использование высоких технологий требуют так же и высокого уровня развития человека, осознания им своей ответственности перед обществом.
Безответственный человек не может быть культурным.
Но разве может быть культурным эгоист? Себялюбивому нет дела до других, и чувство самоотверженной любви ему незнакомо, так же как и понятие Общего Блага. Но без этого нет Культуры. Недаром в Лицее, где воспитывался А.С. Пушкин и откуда вышли многие выдающиеся личности, был девиз: «На пользу общую».
Умение самоотверженно трудиться на благо Общее отличает культурного человека в ряду других людей, и такое желание возникает лишь у того, кому свойственно сердечное устремление к совершенствованию. Без самосовершенствования нет Культуры, как и без качества сердечности нет культурности. Внешняя, показная вежливость не скроет жестокосердия, и не зря говорится: бессердечие есть ничто иное, как а-культурное состояние сердца. Особенность заключается в том, что сердце нужно воспитывать. Не будем принимать эти слова как отвлеченное поучение, но отметим для себя, что нельзя образовать мозг без утончения сердца.
Быть культурным, значит быть способным к сотрудничеству, а это есть самый быстрый путь к совершенствованию. Без этого качества человечеству не переступить порог Новой эпохи, в которой сотрудничество будет основой творчества.
Однако, умение ладить с людьми вовсе не означает беспринципности, так же как и великодушие, атрибут культурности, не означает попустительства всякой пошлости и безнравственности. Именно пошлость, эгоизм, лицемерие являются противниками Культуры, и управляет ими все та же невежественность.
Невежество недаром считается причиной всех бед, поскольку благодаря ему расцветает эгоизм и основанные на нем нетерпимость, зависть, обидчивость, ложь и многие другие отвратительные свойства человеческой натуры, препятствующие культурному развитию не только человека, но и всего общества.
О том, что «невежество есть тягчайшее преступление», люди знают давно, и многие из великих указывали человечеству на этот недуг. Однако, до сих пор даже те, кто считают себя культурным, позволяют себе враждебно относиться ко всему, что выходит за пределы установленного уровня мышления.
Отрицательное отношение к новому не может являться принадлежностью развитого сознания. Именно, стремление к Знаниям и открытость ко всему новому, эволюционно-строительному – в этом еще одна особенность и характерная черта культурного человека.
От невежества до высокого качества культурности человеку надо пройти, как известно, немало ступеней и для начала надо стать цивилизованным – овладеть так называемой функциональной грамотностью, уметь пользоваться основными современными техническими средствами. Можно сказать, что культурный человек всегда цивилизован, но, как известно, не каждого цивилизованного человека можно назвать культурным.
Продвигаясь к вратам Культуры, мы получаем образование, но, становясь образованными, становимся ли при этом (автоматически) культурными?
Образованность, безусловно, внушает уважение общества, ибо много труда и старания надо вложить, чтобы овладеть, как это подобает современному культурному человеку, большими знаниями, ориентируясь в различных сферах Культуры: не только в искусстве, но в науке – быть в курсе последних научных достижений, а также быть знакомым с особенностями мировых религий, проявляя при этом особый интерес к отечественной Культуре, ибо небрежение к Родине было бы прежде всего некультурностью.
Однако многим известно, что не каждого образованного, просвещенного человека можно назвать интеллигентным – что же свойственно этому понятию? Кроме интеллектуальности, это: честность и порядочность, достоинство личности и умение уважать человеческое достоинство в других, отзывчивость, сдержанность и многое другое. Все качества, характерные для интеллигентного человека, содержат нравственный, духовный аспект, и их охотно перечислят и назовут сами учащиеся на диспуте, посвященном теме культурности и интеллигентности в человеке.
Но и интеллигентному человеку еще много над чем остается работать в стремлении овладеть ключами, которыми открываются двери входа, ведущего к высокой Культуре. Нужен постоянный рост и утонченность духа.
Расширение и утончение мышления , а также чувство красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Ограниченное отрицание не имеет места в его кругозоре, и все, что может облегчать эволюцию, приветствуется им.
Тема формирования качеств культурного человека заставляет задуматься над многими вопросами, в том числе и над такими: может ли культурный человек быть равнодушным к историческому прошлому своей Родины и ее будущему? Может он ли он относиться без уважения к понятию Учитель и не быть благодарным ко всем, научившим его? Может ли он позволить себе быть неискренним или нетерпимым?
Эти и многие другие вопросы не раз поставит перед собой человек мыслящий, человек культурный.
Так что же отличает культурного человека?
– цивилизованность и образованность,
– интеллигентность и ответственность,
– умение ценить высокие достижения и почитание Высшего начала,
– любовь к Природе и Родине,
– признательность и умение быть благодарным,
– преклонение перед Прекрасным и утонченность вкуса,
– почитание Знания, творческий труд и стремление к высокому качеству,
– истинное понимание сотрудничества и доброжелательство,
– сердечная преданность ко всему новому, созидательному,
– утонченность и культура сердца...
Без этих качеств нет культурности, но более всего отличает человека высокой культуры то, что:
– он никогда не солжет,
– сохранит самообладание и достоинство в любых обстоятельствах и поможет другому,
– и каждый день он учится чему-нибудь, а красота – критерий этих знаний.
Пусть дети помнят, что не словами, но поступками определяется истинная культура человека.
Сколько бы ни говорилось о Культуре, но «только по делам познается человек», поэтому, обязанность каждого, для кого просвещение и культура не пустой звук, по мере сил бороться в своей области с невежеством и бескультурьем, проявляя волю в действии.
________________________________________
[1] Коллективное сознание – понятие, введенное Дюркгеймом, и изучаемое социологами; о значении коллективного сознания см.: Давыдов А.А. Системный подход в социологии: Законы социальных систем – М.: Едиториал УРСС, 2004. –С. 66-67.