15 апреля 2013 года День Культуры
«Любовь, Красота, Знание - основа жизни в мироздании»
Оглавление:
Эпоха будущего – эпоха сердца
Без любви продвижения нет
Будем стремиться к красоте
Устремить сознание к новому горизонту
Современный период развития общества, те глобальные проблемы, с которыми оно столкнулось на пороге нового тысячелетия и которые все более продолжают углубляться, настойчиво требуют решения, в первую очередь, мировоззренческих проблем, переосмысления многих фундаментальных понятий, в том числе и таких, как Культура. Передовой части общества уже давно стало ясно, что кризисные явления, охватившие человечество, сводятся в конечном итоге к кризису мировоззрения людей. Для каждого, кто умеет мыслить, кто способен устанавливать причинно-следственные связи, становится все более очевидно, что именно игнорирование человечеством знаний о духовной основе развития общества, его связи с космическими законами и привело к многочисленным неизбежным катастрофам.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение является не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельным обобщением. Понятию мировоззрение близки понятия «общая картина мира», «мировосприятие», «мироощущение», «миросозерцание», «миропонимание», но не синонимы. |
Переживаемое нами время по всем признакам можно определить как время, когда рушится старый мир и зарождается Новый.
Вся атмосфера насыщена веяниями приближающегося Нового Мира. Люди чувствуют приближение чего-то необычного, но это приближение Нового Мира, вследствие незнания или неприятия ими космических законов эволюции, преломляется в их сознании в соответствии с их устаревшим миропониманием и основными жизненными устремлениями.
Так, одни полагают наступление Нового Мира в перемене формы правления и в издании новых законов. Людям кажется, что если они одну несовершенную форму правления заменят другой, то наступит улучшение.
Иные полагают, что Новый Мир наступит тогда, когда власть и законодательство будут переданы в руки той или иной партии или классу народа, или когда гегемония над миром и водительство над народами перейдет к одному «избранному» народу. Такие идеи не раз проводились в жизнь водителями и народами, которые сами избирали себя, но это никогда ничего не давало миру, кроме разного вида тираний и деспотий.
Более дальновидные представители человечества видят наступление Нового Мира в улучшении благосостояния и условий жизни, в распространении науки, в борьбе с отрицательными явлениями жизни и в повышении нравственных и моральных качеств человека, т.е. улучшении старого мира. Но проблема в том, что они предполагают достигнуть этого старыми, уже «испытанными» способами и мерами. Во всех новых знаниях, расширяющих человеческое сознание до космического миропонимания, они видят угрозу разрушения основ их старого мировоззрения. Поэтому они прилагают все усилия для поддержания всего старого и ведут упорную борьбу со всеми новыми явлениями жизни. Они хотят влить новую жизнь в отживающий организм и тем задерживают умирание старого мира и зарождение Нового.
К преобразованию жизни человечество может придти лишь через новое миропонимание, через осознание того, что общество находится на пороге качественного изменения мира. Новое мировоззрение, которое созревает в обществе, утверждается как всевмещающий принцип Культуры, принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами. В Новый, грядущий мир со старыми знаниями не войти – нужны новые, более полные сведения о современном мире, а также переосмысление самих основ жизни.
Наступающая эпоха требует знания космических законов, лежащих в основе эволюции Космоса, а, следовательно, и эволюции человечества как части мироздания.
Если в отживающую эпоху было допустимо бессознательное прозябание, то в наступающую – необходимо сознательное существование. Не может вечно продолжаться такое положение, когда человек живет не зная цели и смысла жизни. Он должен познать, наконец, основы Бытия, законы высшего духовного мира, законы космические.
«Смысл эволюции всего живого заключается в восхождении от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к совершенному.
Эволюционные процессы одушевленного Космоса развиваются согласно объективным Великим законам Космоса. Сочетание этих законов определяет общие и частные цели эволюции. Все законы Космоса свидетельствуют о приоритете духа, который рассматривается как сила природы и энергетическое явление. Искра этого духа находится в каждом человеке и живет и действует в нем согласно свободе его воли. Главной задачей самой эволюции является одухотворение материи, повышение ее энергетики и последующее ее утончение.
Такие же явления, как Культура – самоорганизующаяся система духа, как Любовь, Красота, несущие в себе тонкую и высоковибрационную энергетику и, наконец, сама психическая энергия человека являются опорами эволюции и определяют ее качество. Отсутствие таких опор по тем или иным причинам прерывает путь Космической эволюции». [1]
Невежество – главный враг человека и источник его многих ошибок и страданий. К сожалению, в своем большинстве, люди не любят учиться. Многие всю свою жизнь обходятся знаниями полученными в школе и при профессиональном обучении. Конечно, такой уровень познания не может обеспечить широты взглядов, а, следовательно, способствовать правильной оценке причинно-следственных связей происходящих событий, а также определению правильных путей решения все увеличивающихся проблем.
Космические сроки указывают на необходимость проникнуться сознанием, что переустройство и обновление жизни неизбежны и неотвратимы, и решение вопроса о принятии или непринятии участия в строительстве новой жизни должно быть решением вопроса о том: быть или не быть.
Область необходимого для человека познания так обширна, так увлекательна и стоит лишь хоть немного прикоснуться к ней, чтобы полюбить ее и тем дать своему уму неисчерпаемый источник новых понятий и новых идей, требующих продолжительного и самостоятельного размышления для их усвоения.
Ведь сейчас задача в том, чтобы устремить сознание к новому горизонту, к будущему с его новыми знаниями, требующими открытого восприятия космического мышления. Это одно уже даст большой сдвиг сознанию, освободит от пережитков вчерашнего дня и неминуемо приведет к новому отношению ко всему строю жизни, ко всему бытию.
Но какого рода знание необходимо в наступающую эпоху, ибо знание знанию рознь. Важно уметь разделять информационный «шум», который, к примеру, на нас обрушивают современные СМИ, и знания способствующие познанию внутреннего мира человека, осознанию человека частью единой и непрерывной космической жизни, напрвляющие к постоянному самосовершенствованию и осознанному созидательному творческому труду на Общее благо. Основой истинного знания являются нравственные принципы – в противном случае, пропасть между знанием и нравственностью ведет к губительным последствиям.
«Но как достичь истинного знания – спросят нас? Скажем, это знание лежит в вашем духе, в вашем сердце, сумейте разбудить его!
Устремление к красоте будет ключом к нему. Знание это заложено в каждом устремлении к общему благу. Знание это рассыпано во всех Великих Учениях, дававшихся миру. Оно разлито в каждом проявлении Природы. Лишь разучившись наблюдать космические явления, люди утеряли ключ ко многим тайнам Бытия. Но, именно, эти тайны могли бы дать им понимание причин всех ныне происходящих потрясений и бедствий». ([2] C. 57)
Лишь незнание современным человеком основных космических законов могло привести его к нелепому заключению, что он находится вне общего течения мировой жизни, что он исключен из стройной системы миросоздания, из закономерной цепи причин и следствий и находится в условиях случайности и бессмысленности, что однократная жизнь его на Земле есть простая случайность, а неизбежная смерть – ужасная бессмысленность.
Таким образом, знания о духовных законах как предопределяющие основу развития человека и общества в целом выходят сегодня на передний план и требуют незамедлительного осмысления.
Данные нам в древних учениях и получившие современное научное толкование в трудах великих мыслителей, духовные знания являются неотъемлемой частью культурных сокровищ, накопленных человечеством. Может ли современный человек быть оторванным от этой культуры, от этих знаний? Для решения этой острой проблемы в образовании необходима выработка системы конкретных действий, включающая в себя усвоение фундаментальных основ миропонимания подрастающим поколением и, прежде всего, самими педагогами.
Но не только стремление к истинным знаниям необходимо воспитывать, но и уважение и доверие к учителю. Труд учителя должен быть вознагражден как материально, так и общим уважением. Понятие учительства может быть развиваемо в людях с ранних лет. Каждый человек способен кого-то чему-то научить, и он должен уметь это сделать. Даже школьники могут преподавать своим младшим собратьям.
Эпоха будущего – эпоха сердца
Предуказанная светлая эпоха будет эпохой Культуры и Знания, эпохой Сотрудничества и Любви. Человек будущего должен уметь работать мыслью, создавая ею желаемые эволюционные формы жизни; накапливать психическую энергию через положительные качества, которые способствуют этому накоплению. Также эпоха будущего названа эпохой сердца, так как если в прошлом превалировал мозг, то в будущем руководить будет сердце.
Наступило время, когда стало непреложной необходимостью обратиться к наиболее здоровым началам бытия. Новый Мир звучит утверждением космических законов Любви, Красоты и Действия. Но прежде необходимо сказать о Сердце! Только сердцем можем постигать Красоту мироздания.
Вопросы, связанные с пониманием значения Сердца, так же как и Культуры, просты и сложны одновременно. Просты – потому что легко и радостно говорить и писать о самом лучшем, что есть у людей. Сложность же заключается в том, что сегодня даже в малой степени не осознанны и не определены проблемы постижения духовной сущности Сердца и его тесной связи с основами Культуры.
Даже в самые древние времена люди более глубоко понимали значение сердца. Они считали сердце обителью Бога. И в этом не следует видеть отсталость наших предков, т.к. до сих пор труды мыслителей древности – Платона и других – по достоинству воспринимаются как высшая мудрость. В современном же обществе (цивилизованном – как это принято с гордостью говорить) предпочтение отдается интеллекту, хотя многие знают, что ум-интеллект может быть и лукав, и расчетлив, а порой холоден и жесток. Но, обращаясь к внутреннему миру человека, именно сердце называют мудрым. Мудрость, как известно, умеет видеть дальше рассудка, она богаче и выше интеллекта и включает духовный аспект.
Сердце – символ средоточия чувств, переживаний, настроений человека; совокупность душевных свойств; способность чувствовать и понимать, отзывчивость, сердечность; способность любви; любовь. (Толковый словарь русского языка)
С точки зрения традиционной науки сердце изучается, в основном, как физический орган. Однако, в педагогике, – в основу которой входит и такая наука, как психология (наука о душе, а значит, о сердце), – подходят к нему иначе. «Сердце есть свыше действующий орган, – пишет выдающийся педагог современности, академик Российской Академии Образования Ш.А. Амонашвили, – Это Дом Духа, убежище Совести, источник Любви, импульс Добра, кладезь Мудрости, магнит Единения, опора Разума, хранитель Памяти. Через сердце человек источает свои дары Духа, через сердце он пропускает всю свою жизнь». Этими словами сопровождается книга «Философия сердца в концепции Гуманной педагогики»[4], которая посвящена исторической судьбе философии сердца. В данном исследовании автор прослеживает идею сердца в культуре народов мира. В ней особо уделяется внимание педагогике воспитания сердца. Отмечается, что философия сердца – форма космического мышления в педагогическом сознании, в педагогике будущего.
Насколько же важно сегодня обратить все усилия на оздоровление сердца, а все внимание – на воспитание и образование сердца, ибо без этого нет дальнейшего пути! Как ранее прилагались заботы о развитии ума, так теперь должны быть приложены усилия на образование и воспитание сердца. Нужно изменить свой взгляд на сердце как на физиологический орган, т.к., воистину, оно – центр всего сущего.
Оздоровление сердца должно начаться с оздоровления своего мышления, с приведения в порядок своих мыслей. Если мысль направлена на зло, то не может быть и речи об оздоровлении сердца, т.к. началом всякого добра и всякого зла есть мысль. Необходимо освободиться от самости и всех видов эгоизма, от зловредных привычек, от лености и, конечно, от многих других пороков и недостатков, которые мешают совершенствованию человека. Когда человек вступит на путь оздоровления сердца, то оно само начнет подсказывать, что человеку вредно, что полезно.
Некий отшельник вышел из своего уединения с вестью, говоря каждому встречному – «имеешь сердце». Когда же его спрашивали, почему он не говорит о милосердии, терпении, преданности, любви и всех благих основах жизни? он отвечал – «Лишь бы не забыли о сердце, остальное приложится». Действительно, можем ли обратиться к любви, если ей негде пребывать? ([14], п. 389)
Еще сказка о сердце. «Собрались люди, чтобы хвалиться силою: кто показывал мощь мускулов, кто хвалился укрощением диких зверей, кто усматривал силу в крепости черепа, кто в быстроте ног – так были восхваляемы части тела. Но один вспомнил о сердце, оставшемся без похвалы – задумались люди, чем бы отметить силу сердца? Но один, вновь пришедший, сказал: «вы говорили о всяких состязаниях, но забыли одно, близкое сердцу человеческому, состязание великодушия. Пусть ваши зубы, кулаки, черепа побудут в покое, но померьтесь в великодушии. Оно ускорит путь сердца к Миру Огненному». Нужно сознаться, что люди очень задумались, ибо не знали, как проявить великодушие. Так явление любви осталось не обсужденным, потому что даже врата к ней не вошли в состязание сил. Истинно, если найдено великодушие, то и любовь зажжет огни сердца. ([15], п. 564)
«Какая же любовь без самоотвержения, подвиг без мужества, труд без терпения, творчество без самосовершенствования! И над всем этим воинством благих ценностей водительствует сердце. Без него самые терпеливые, самые мужественные, самые устремленные, будут холодными гробами! Отягощенными знанием, но не окрыленными, будут бессердечные!» ([14], п. 75)
Без любви продвижения нет
Насколько нуждается человечество в осознании огня любви!
До сих пор нет истинного понимания этой мощной основы космического построения. Люди забыли о великом космическом значении любви. Материализм нашего века свел любовь на уровень физиологической функции. В лучшем случае, любовь в наше время понимается как явление психологическое. Но если бы вновь была осознана космичность любви, то в ней стали бы искать ее высшие проявления, пробуждения всех высших эмоций и творческих способностей. Именно в этом пробуждении и заключается главная цель, главный смысл любви.
Ничто не может зажечь огонь сердца, как любовь. Для строителей Нового Мира никакая явленная земная слава не сравнима с окрыляющим и творящим чувством любви.
Из глубин веков указывается, что в стремлении к совершенству и гармонии путь Любви самый краткий, но его можно также справедливо назвать – путь Сердца. Правда в сердце, знание в сердце, прозрение в сердце. И на вопрос: «Где же поиски совершенства?» можно ответить: «В любви, красоте и действии». Любовью зажжем свет Красоты и действием воплотим эту Красоту в жизнь. Без любви нет созидания.
Космический закон Любви является одним из основных законов мироздания, и по аналогии – основой эволюции человечества. Разве общее благо может существовать без любви к человечеству? И что может заменить материнскую любовь в жизни ребенка? Можно ли постичь величие Космоса без утонченной любви к красоте и гармонии? Не может быть и творческих вдохновенных порывов без сердечного импульса любви (к Красоте, к Истине, к созвучию сердец). Лучшим помощником в преодолении трудностей будет любовь, дающая смысл бытия. Она же является мерой понимания целесообразности. И разве не любовь лежит в основе человечности. Так, без любви нет продвижения.
Любовь к будущему будет самым мощным жизненным импульсом, она охранит созидателя от сонливой лени и вдохновит его к непрерывному труду. Давно сказано, что жизнь есть поток непрерывный. Можно сказать, что жизнь есть полет в будущее. Люди в большинстве своем страшатся будущего, иные печально примиряются с неизбежностью его, и лишь очень немногие любят будущее. Такие люди могут по справедливости называться крылатыми. Они могут открывать великие истины, и уверены, что их открытия будут служить на благо человечества. Они встречают каждый день, как новую возможность. Они любят победу, они способны бесстрашно противостоять невежеству. Любовь к будущему есть магнит и начало преуспеяний.
Когда человек все же решит разобраться в своих чувствах, он среди них изберет достойнейшее, и оно будет Любовью.
Несмотря на то, что великое значение любви (в ее высшем духовном аспекте) прекрасно постигнуто лучшими мыслителями человечества, и гимны любви в поэзии, в прозе, в философской мысли имеются на всех языках мира, тем не менее, вся значимость этого могучего рычага человеческих устремлений и лучшего стимула всех общечеловеческих начинаний и действий основной массой человечества все еще не осознана и по достоинству не оценена.
В соответствии с законами эволюции, и влечение, и любовь между противоположными началами должны рассматриваться как проявление великого космического энергетического закона притяжения двух Начал, на котором строится вся жизнь Космоса. Однако, до сих пор нет истинного понимания этой мощной основы космического построения приминительно к мужскому и женскому началам. Более того, под воздействием «массовой культуры» проявление этого закона представляется в безнравственных и грубых формах только чувственного удовлетворения, что ведет ко всем отрицательным явлениям современности: к безнравственности, к распаду семьи, как основы здорового общества, в пользу временных гражданских браков (и даже однополых), к «свободной любви» и развитию проституции, к прочим язвам человечества, знаменующим его упадок и моральное обнищание.
Сегодня уже никого не удивляет, что люди сходятся, вступают в брак руководствуясь самыми разнообразными мотивами, между которыми любовь занимает самое последнее место, между тем как только она одна оправдывает все.
Брак, зачастую, превращается в простую сделку, в которой на первом плане поставлены интересы материальные или честолюбивые, эгоистические соображения. Часто в современном браке любовь считается явлением нежелательным. Таким образом, горению божественного огня любви люди часто предпочитают тление привычки, расчетливую и безразличную холодную жизнь, обнаруживая тем явные признаки наступившего морального разложения.
Из всех вопросов человеческого бытия вопрос взаимодействия мужского и женского Начала является самым жизненным, самый насущным, для решения которого нет определенных правил и указаний, кроме общих, но принципиальных, положений, изложенных в основных религиозных и философских учениях. В этом вопросе, как в фокусе, сосредоточены все другие жизненные задачи и проблемы, с этим вопросом связана большая часть жизни человека, все его стремления и начинания.
Разрешая в том или ином виде вечное и неистребимое влечение к другому Началу, человек этим строит свою судьбу и определяет свое будущее. Правильное разрешение этого основного закона жизни открывает перед человеком широкие возможности к гармоничной радостной жизни, к самосовершенствованию и творческой самореализации. Ошибки же или малодушное поведение под влиянием низшей человеческой природы приводят к результатам обратным. Также, зная о существовании закона причин и следствий, можно ли представить, что вопиющие нарушения и безобразные искажения этого великого закона жизни могут пройти для людей безнаказанно и бесследно? Конечно, этого быть не может.
Главная ошибка всех невежественных исказителей вопроса о человеческой любви состоит в том, что они разделили то, что неразделимо. Из великого закона притяжения Начал друг к другу, в который входит вся гамма человеческих чувств и влечений, как физиологических, так и психологических, включая тончайшее слияние и созвучие на духовном плане, они вознесли лишь физиологическую сторону и в малой степени психологическую(как временное явление), забыв о высшей, духовной. Забыв, что любовь есть великая творческая сила, которая рождает не только людей, но и идеи, устремления к постижению гармонии мира и слиянию с ней. Из понятия любви был изъят ее высший смысл – одухотворение всех сторон человеческой жизни.
Дополняя в любовном союзе друг друга, мужчина и женщина являются малой вселенной, в которой в малом масштабе происходит все то, что происходит в великой Вселенной. Огонь любви, который соединяет их является вечно творящим и обновляющим огнем их жизни.
В такой любви, как в сильном световом фокусе, сосредоточиваются все и физиологические, и психологические, и духовные запросы и потребности и тела, и души, которые, все без исключения, не остаются без взаимности. В лучах такой любви люди преображаются, становятся благородными, мужественными, способными на подвиг, самопожертвование и на творчество. Такая любовь и такой союз есть космическое веление и закон жизни, которому подчиняется всё живущее на всех планах бытия.
Потому, надо учиться любить, привыкать любить все прекрасное и развивать действенное сострадание ко всему несовершенному. И обрести терпение, ибо без этого качества невозможно начать самоусовершенствование.
Ничто не требует такого тонкого и бережного отношения, как любовь!
И, прежде всего, нужно воспитывать доброжелательность – пусть будет меньше осуждения и больше внимательности. Высшая форма любви лишена эгоистического чувства.
Известно, что счастье – в любви, и счастливее не тот, кого любят, но кто сам умеет любить. Когда эта истина будет осознана, тогда и все счастье придет.
Можно любить все: и природу, и людей, и творения рук человеческих, и труд, но при условии, если эта любовь дающая, но не берущая, не ограничивающая, не подавляющая и не требующая себе ничего.
Нужно уметь любить все и, в то же время, каждую минуту быть готовым оставить все для новых достижений.
Любовь к прекрасным вещам без чувства собственности есть одно из самых чистых и возвышающих нас чувств.
"Полюбите хотя бы что-нибудь, чтобы не остаться без светоча Любви!" – говорили древние.
Завет может быть краток: «Пылайте сердцами и творите любовью».
На заре христианства в своём Послании к Коринфянам апостол Павел писал: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». (Новый завет. 1-е Кор., гл 13.)
Будем стремиться к красоте
Если любовь есть тот могучий двигатель, посредством которого развивается жизнь в мироздании, то красота есть та цель, к которой развивающаяся жизнь стремится. Стремление всего живущего к совершенствованию, то есть к замене несовершенных и примитивных форм жизни на совершенные, есть в сущности стремление к красоте. Мироздание развивается красотою, и совершенствование жизни своей конечной целью имеет красоту. Совершенства вне красоты не может быть. Достижение большего или меньшего совершенства есть достижение большей или меньшей красоты.
Красота не есть абстрактное понятие – она существует как могучая самодовлеющая сила, которая действует облагораживающим, возвышающим и умиротворяющим образом на все живущее. Красота вызывает в каждом, даже самом грубом человеке высокие эмоции и светлые порывы (насколько это доступно). Перед явлением истинной красоты поникает все грубое, пошлое и низкое. Хотя бы на самый короткий миг, но душа стремится ввысь, к лучшему, к прекрасному. Созерцание истинной красоты возносит человека в Высшие Сферы, приближает его к Истине и дает ему познание целей и задач мироздания. Красота есть самый могущественный фактор совершенствования человечества.
Любовь и красота неразрывно связаны между собою, и красота есть причина появления и возникновения любви. Для того чтобы она появилась, необходимо воздействие красоты. Красота обладает настолько могущественной притягательной силой, что она влечет и манит к себе абсолютно всех. Мы любим только то, что прекрасно. Но, рождаясь из красоты, любовь и сама рождает красоту. Любовь является источником вдохновения и стремления к красоте.
Умение найти красоту везде и во всем зависит от степени духовного развития человека. Чем более человек духовно развит, тем более красоты замечает он вокруг себя. Истинно культурный и просвещенный человек увидит целесообразность действующих в мироздании законов, закономерность причин и следствий, ритм, гармонию и красоту беспредельного совершенствования вечно сменяющихся явлений жизни.
Журчанье утомительное фраз…
Но если ты, хотя бы только раз,
Коснёшься сердцем Высших уявлений
И вдруг поймёшь, что значит Красота, —
Торжественность замкнёт твои уста!
Великая красота заключается в осознании беспредельной жизни, беспредельной эволюции, в осознании единства в многообразии всего сущего и, следовательно, основного равенства. Но не меньшая красота и в представлении беспредельной мощи человеческого ума и его мыслетворчества. Высшая Жизнь проявляется в неисчислимом разнообразии проявлений Природы, и человек, её создание, в свою очередь, призван творить в доступных ему образах и представлениях. ([3] C. 411)
Красота также проявляется в самопожертвовании и в устремленности к подвигу. Когда мать, жертвуя своей жизнью, спасает своего ребенка; когда ученый прививает себе яд, чтобы узнать действие его на человеческий организм, жертвуя своею жизнью для общего блага; когда пророк, проповедуя слово истины, несмотря на нападки, насмешки и поношения, продолжает громить невежество и готов служение истине запечатлеть своею кровью, то в этих примерах самопожертвования заключается великая красота.
Не менее важно стремиться и к красоте взаимоотношений между людьми, в основе которой лежат честность и доверие, доброжелательство и сердечность, терпимость и готовность к сотрудничеству, сострадание и милосердие, оптимизм и трудолюбие.
Красота в своих проявлениях беспредельна. Она не вмещается ни в какие рамки и не может быть ограничена какими-нибудь пределами. Цель мироздания есть беспредельный рост гармонии, то есть красоты. Сущность красоты, таким образом, заключается в гармонии, то есть в соответствии данного явления жизни или данной формы жизни действующим в мироздании законам развития и совершенствования жизни.
Вся природа есть красота. Возьмем ли мы суровую и дикую природу севера, с его чахлой и бедной растительностью, или роскошную природу тропиков, с их богатой фауной и флорой, неизменно везде можно найти своеобразную красоту, свойственную лишь данным условиям и данной местности.
Если трехмерный физический мир обладает многими красотами, то следующий, четырехмерный Тонкий Мир обладает ими в неизмеримо большем количестве. Всякий высший мир отличается от стоящего рядом с ним низшего мира именно своей большей красотою. Помимо того что материя этого мира сама по себе тоньше и пластичнее, он обладает еще большим количеством цветов, звуков, тонов, которых физический мир не знает. Все краски Тонкого Мира гуще, чище, нежнее и напряженнее. Они постоянно переливаются и меняют свою напряженность и густоту. Один и тот же цвет дает сотни переливающихся оттенков одного и того же тона. Видимое на земле северное сияние есть слабое отражение красот Тонкого Мира.
Чувство красоты в большей или меньшей мере присуще всему живущему, но воспринимает красоту каждый по своему сознанию и своему развитию. Таким образом, понимание истинной красоты находится в прямом соответствии с нашим развитием. Ограниченный человек с ограниченным умственным и духовным кругозором будет ограничен и в понимании красоты. Многие красоты пройдут мимо его взора незамеченными, ибо он может заметить лишь такую красоту, которая вмещается в его сознании. «Можно в темноте стоять бессмысленно пред прекраснейшими произведениями искусства но ведь темнота в нас самих!» ([14], § 30) Именно для того, чтобы видеть красоту, которая как Бог присутствует везде и во всем, необходим свет, ибо в темноте мы видеть ничего не можем, но этот свет должен быть в нас самих.
Научиться воспринимать красоту и понимать ее смысл – значит сделать важный шаг к собственному духовному преображению, ибо она несет с собой высокую энергетику духа, которая вступает во взаимодействие с внутренним миром человека, гармонизируя его и умножая его энергетический потенциал [9].
Развитие способности видеть красоту есть необходимое условие эволюции.
Благотворное влияние красоты на нравственное развитие человека замечено уже давно. Вспомним истину: созерцая прекрасное, слушая прекрасное, мы улучшаемся.
Ни осуждением, ни ложью,
Иначе будет невозможно
Святое слово «Красота».
И устремись, чтоб твой язык
Лишь к чистоте речей привык.
Помимо красоты, даваемой человеку в разнообразных явлениях природой, существует красота, которую дает человеку человек посредством искусства. Искусство неразрывно связано с красотой, ибо имеет целью внести в обиход человеческой жизни часть божественной красоты, которая существует в природе. «Через искусство имеете свет» ([12], 1 января, 1921г.). Человек может приближаться к познанию Истины и восходить к Свету через искусство, которое творит красоту. Искусство имеет целью творить и создавать красоту, будить человеческий дух и бороться с его низшей природой, поднимать и возвышать облик, скрашивать его жизненный путь, примирять его с невзгодами жизни.
Искусство, которое не преследует таких целей, можно с определенностью отнести к «массовой культуре» – средству воздействия на общественное сознание для нивелировки взглядов и вкусов под сложившийся обывательский стереотип. Она имеет негативные следствия для общественной жизни. «Массовая культура» – это натурализм, играющий на примитивной чувственности, ее природа – товар для рынка; ставка на зрелищность приводит к нравственной неразборчивости; ее направленность – утилитарно-развлекательная (отсюда, понятие «рыночное безвкусие»). Из Словаря «Эстетика» (М.: 1989, с. 195):
Истинное искусство, объединяя в своем стремлении к прекрасному все проявления духа человеческого, кроме всеобъемлемости человеческого творчества, исполняет великую роль всеобъединения человечества. Благодаря этому, искусство есть общее достояние всего человечества. Оно международно, общечеловечно, интернационально. Как солнце согревает и светит не одному, но всем, точно так же должно светить и согревать всех искусство.
Зная уже о значении и силе человеческой мысли, никому не должно показаться странным, если предлагается мыслить о прекрасном. Ведь это так легко, доступно всякому и никого не отвлекает от его обычных занятий. Если бы люди уделяли мыслям о прекрасном хотя бы десятую долю той мысленной силы, которую они тратят на мышление отрицательное, то у нас давно бы не было ничего отрицательного, ибо положительная мысль сильнее отрицательной. Если бы люди, договорившись, все одновременно стали мыслить о прекрасном, они создали бы столь великую силу, которая перевернула бы мир. Мысли о прекрасном не только существенны и полезны, но они, необходимы, как единственное средство спасения от все увеличивающейся волны безобразия. И чем более безобразной и отвратительной становится жизнь, тем сильнее и напряженнее должно быть наше желание прекрасного, тем большее количество прекрасных мыслей должно быть послано нами в пространство, ибо прекрасные мысли родят прекрасные желания, а прекрасные желания приведут к прекрасным действиям.
МЫСЛИ ИСТИНЫ
Кто же поможет разобраться в сущности Красоты жизни? Кто поможет утончению жизни и устремлению к высшему миру, к гармонии?
«Миссией женщины и до сих пор было: сеять огонь духа, вдохновлять и возвышать мужчину, зажигать пламя мужества, энтузиазма и геройства, любить и жертвовать собою. Если мужчина часто служит уничтожающей силе, женщина рождает жизнь, она – носящая жизнь, благословляющая жизнь, великая и творящая и очищающая мир… Лишь через прекрасный огонь ее сердца дитя может войти в царство грядущей красоты».
Утверждающийся Новый Мир приносит великую возможность для женщины, и поэтому на нее возложена забота о красоте и духовности, но также и ответственность за безнравственность нашего века больше, чем на мужчину.
Оттого так важно каждой женщине, осознавая это, сохранить чистоту и красоту своей души, уберечься от проявления низшей природы, не уступая соблазнам, и всеми мерами помочь в этом своим близким. Сама природа женщины, утонченность ее психического аппарата должны помочь ей разобраться в сложностях жизни, стать ведущей в духовном плане.
Осмысление и правильное понимание роли женщины в утверждении Красоты в жизни возможно лишь при осознании взаимодействия, равновесия и гармонического сотрудничества мужского и женского Начал как необходимого условия существования.
Будем всегда помнить о любви и красоте. Будем стремиться к ним, будем искать их, будем хотя бы мечтать о них. Мечты о прекрасном не есть бесплодное и пустое фантазирование, но весьма могущественное средство для ликвидации всех отрицательных и безобразных явлений нашей жизни.
«Давайте украсим свою жизнь, донесем чувство красоты до каждого сердца, в каждый дом. Пусть желание Прекрасного станет нашей ежедневной молитвой! Невозможно совершить насилие под высокими сводами собора, в то время как сделать это в грязном притоне ничего не стоит. Красивое окружение окажет свое влияние на нас, наших детей и возместит все тысячекратно». [7]
Использованная литература:
[1] Шапошникова Л.В. Новое планетарное мышление и Россия // Л.В.Шапошникова. Мудрость веков. – М.: Международный Центр Рерихов, 1996 ― 480 с.
[2] Письма Елены Рерих, 1929-1938, в 2 т. Т. 1. – Мн.: ПРАМЕБ, 1992. С. 57.
[3] Письма Елены Рерих, 1929-1938, в 2 т. Т. 2. – Мн.: ПРАМЕБ, 1992.
[4] Лебеденко А.А. Философия Сердца в концепции Гуманной педагогики. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2005.
[5] Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. – Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ, 2009.
[6] Рудзитис Р. Сознание Красоты спасёт. – Новосибирск: Свет, 1999. – С.110.
[7] Рерих C.Н. Стремиться к прекрасному. – М.: Международный Центр Рерихов, 1993.
[8] Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. – Минск, 1996.
[9] Соколов В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры // Культура и время. – 2008. – № 1. – С. 4-17.
[10] Озолиня М.Р. По ступеням Красоты... Стихи. Рига.: 2004 год, 190 с.
[11] Озолиня М.Р. Любовь - царица во Вселенной. Стихи. Рига.: 2008 год, 124 с.
[12] Учение Живой Этики. Зов
[13] Учение Живой Этики. Озарение
[14] Учение Живой Этики. Сердце
[15] Учение Живой Этики. Мир Огненный, ч. I.