Международный День Культуры
15 апреля 2022 года
«Человек, будь человечнее!»
Собрались люди, чтобы хвалиться своею силою: кто показывал мощь мускулов, кто хвалился укрощением диких зверей, кто усматривал силу в крепости черепа, кто в быстроте ног – так были восхваляемы различные части тела. Но один вспомнил о сердце, оставшемся без внимания. Задумались люди, чем бы отметить силу сердца? И вот один вновь пришедший сказал: «Вы говорили о всяких состязаниях, но забыли одно, близкое сердцу человеческому, – состязание в великодушии. Пусть ваши зубы, кулаки и черепа побудут в покое, но померитесь в великодушии. Оно ускорит путь сердца к человечности». Нужно сознаться, что люди очень задумались, ибо не знали, как проявить великодушие. Так явление человечности осталось не обсуждённым, потому что даже врата к ней – великодушие - не вошло в состязание сил.
Истинно, если будет найдено великодушие, то и человечность зажжет огни сердца.
Притча
«…Человечность есть светлая радость, есть раскрытие сердца, есть праздник души. Радостный человек добрее, доходчивее, отзывчивее…. Во все времена, даже и в самые трудные, должны же быть радости общечеловеческие… А детям-то как нужна радость, иначе еще разучатся радоваться...»
(Рерих Н.К. «Человечность»)
Слова «гуманизм», «гуманность» означают «человечность, человеколюбие». В то же время слово «humanitas» в переводе с латинского означает также «культура» [1]. На том факте, что Культура и Человечность – понятия неразделимые, внимание, как правило, не заостряется ни при изложении основ культурологии, ни при обсуждении каких-либо вопросов культуры общества и личности. Но поднимать этот вопрос – о значении гуманности и культуры, об их взаимосвязи – становится с каждым днем все важнее, и необходимость эта вызвана суровой действительностью.
Дети с малых лет должны знать, что есть общечеловеческие, вечные ценности, которые связаны с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием, и что всегда, во все времена считалось нормой – не воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, говорить правду, выполнять обещания и т.п.; у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость...
Если эти нормы, устои жизни будут подменены, если произойдет их замена на фальшивые, ненастоящие, поддельные ценности, если будут опошляться высокие понятия, такие как Любовь, Родина, Материнство, и подвергнутся осмеянию чувства долга, чести, достоинства, совести, то ясно, что само здание Жизни окажется без фундамента, и человеческое общество окажется в сложном положении.
По тому нарастанию общего кризиса и тех проблем, которые носят теперь уже глобальный характер, можно утверждать, что процесс этот в настоящем только усиливается.
Многим и многим становится ясно, что спасение от саморазрушения и самоистребления – в Культуре, в осознании ее духовных ценностей, в том Прекрасном и Познавательном, что лежит в основе творческого культурного созидания. Воспитание на этих ценностях позволит отличать прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного – как в произведениях искусства, так и в быту, в труде, в поведении людей [2].
На языке культуры – значит на языке человечности
Человечность, человеколюбие, гуманизм, – свойство явлений, принадлежащих Культуре, культуре личности. Человечный – значит, достойный человека, гуманный, отзывчивый, добрый, сердечный.
«Человечность» как интегрированный показатель включает в себя такие качества, как: долг и ответственность, совесть, достоинство, доброжелательство и дружелюбие, сочувствие, терпимость, справедливость, отзывчивость, искренность, честность, доверие, великодушие, самоотверженность, подвижничество, милосердие, сострадание, любовь и др.
Все качества, составляющие Человечность, формируют культуру чувств, духовное взаимопонимание и духовное сотрудничество между людьми и целыми народами, и поэтому, так же как и другие достижения, они относятся к культурным ценностям и составляют Общее благо человечества. Поэтому их нужно осознать, беречь и культивировать и всемерно способствовать созданию условий для их развития. Культура чувств формируется в процессе общения человека с природой, в труде, в межличностных контактах, посредством знакомства с искусством [3].
В то же время надо понимать, что у Человечности в жизни есть яростные противники: грубость, жестокость, ложь, лицемерие – то, что препятствует продвижению человечества. Все это является отклонением от нормы. Важно отметить, что жестокость (бесчеловечность) бывает не только телесной, но и психической, и это особенно отвратительно [4]. В свою очередь, опасность лжи и всех ее разновидностей – лицемерия, лукавства, фальши, обмана, а также фейков – особенно распространенных сегодня в СМИ, – заключается в том, что, проявляясь как в общественной жизни, так и в быту, они, искажая действительность, не дают возможности построить четкую и правдивую картину окружающего мира и своим стремлением объединить несовместимое, способствуют образованию хаоса в человеческом сознании.
Причина этих негативных явлений – в невежестве, в нежелании познавать истину, в отсутствии стремления постичь законы духовной жизни, причинно-следственные связи.
Помочь молодому поколению разобраться в сложностях жизни, осознать духовную сущность вещей и явлений, уберечь от увлечения внешней, бессодержательной красотой (красивостью) и ложными истинами – в этом состоит непростая и вместе с этим благородная задача каждого педагога, преподавателя, воспитателя.
Важно осознать, что решение вопроса воспитания Человечности заложено в самой основе человека, в основе его внутреннего мира, в развитии его сознания и в осознании тех преимуществ, которые дает идея сослужения Общему благу, ведущая к необходимости работы каждого по самосовершенствованию, к преобразованию собственной духовно-нравственной сферы.
Преобразить природу человека возможно лишь его неутомимой и упорной работой над собой. И начать такую деятельность нужно с осознания цели и смысла существования [5], законов взаимосвязи всего сущего, тех особенностей, которые заключают в себе характер человека и его поведение, значения привычек в нашей жизни. И главное в такой работе – освобождение от старых представлений о мире, углубление и утончение сознания, изменение взглядов на жизнь, что вызвано объективной необходимостью – развитием самой жизни, утверждением новой научной парадигмы и нового подхода к изучению человека – как целостного космопланетарного явления.
Через самопознание и миропонимание – к преобразованию себя и мира – такова эволюционная задача человека, таков путь развития личности.
Стремясь к самосовершенствованию и поддерживая эту направленность в других, педагог помогает людям стремиться в будущее и каждый новый день приветствовать как дающий новые возможности.
* * *
Естественно, что духовные ценности человечества не могут быть обсуждаемы холодно и формально. Поэтому нельзя обойти молчанием СЕРДЦЕ человеческое. На сердечном чувстве основаны лучшие человеческие отношения, дружба. Тема дружбы должна быть особенно в центре внимания при обсуждении духовных культурных ценностей среди молодежи, в детской среде.
Существует прекрасное выражение: культура умолкает там, где сердце немо.
Сердце является не только символом души (переживаний, чувств, настроений), но и, как отмечают ученые-педагоги, главным органом мысли [6]. Сердечность – это искренность и простота, это мощный магнит, основа великого творчества отношений между людьми, на котором строится вся эволюция. Милосердие, сострадание являются высшим проявлением действия сердца, это – дары человеческого сердца. Если человек живет только умом, он лишен истинной культурности. Именно на сердечности, на взаимоуважении основаны качества Человечности. И именно в сердце зарождается мужество — сердце чувствует красоту подвига и героизма.
Доброжелательное сотрудничество – основа мирного строительства
Можно отмечать несовершенства настоящего, но созидание будущего в руках человека, так как в настоящем закладывает он причины будущих следствий. Наши объединенные устремления, мысли, слова и действия формируют это будущее.
Ошибочно в окружающем нас мире видеть только одно плохое или только одно хорошее.
Объективно воспринимая действительность, нужно направлять все усилия на преодоление отрицательных явлений и на утверждение всего лучшего. И тогда, при таком всеобщем устремлении, всё лучшее и жизненное оправится, будет процветать, утверждая пути творческого созидательного сотрудничества, а несовершенные явления обречены на отставание и отмирание.
Сознание, привыкшее к утверждению добра во всем, будет творцом и строителем Нового мира. Если этот созидательный потенциал будет преобладать, значит, страна будет восходить. И если это преобладание будет значительным, восхождение станет стремительным.
Будущее всецело зависит от каждого из нас!
ЧЕЛОВЕК, БУДЬ ЧЕЛОВЕЧНЕЕ!
Словарь для темы «Человечность»
Дополнительные материалы по теме
Примечания
[1] Краткий философский словарь/ Под ред. д-ра филос. наук А.П. Алексеева. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2001. – С. 488.
[2] Уварова Л.И. Атрибуты Культуры: образовательно-просветительский аспект (текст + видео).
[3] Культурология : Краткий словарь / Под ред. И.Ф. Кефели. СПб. : Петрополис, 1995.
[4] Мысль человека, именно мысль, часто готова к убийству. Мало кто вдумывается в смысл заповеди – «не убий»: ведь трудно подчас различить, где больше убийства – в руке, в слове или в мысли.
[5] Несмотря на серьезность и сложность этой темы, она занимает умы не только людей зрелого возраста, но и немалой части юношества (см. на сайте «День Культуры» сочинения школьников на тему «Для чего живет человек?»).
[6] Петракова Т.И. Сердечность воспитания // Педагогика. – 2004. – № 7. – С.35.