Из научных рецензий на сборники творческих работ школьников

Д.п.н, профессор Л.М.Ванюшкина:

< … > В настоящее время сложилась серия, в которой представлены яркие и творческие работы школьников города. Как и предыдущие издания, сборник будет интересен самой широкой аудитории: прежде всего, ученикам (как авторам публикаций, так и всем, кто интересуется проблемами культуры), педагогам, администрации образовательных учреждений, родителям.

Нельзя не поддержать инициативу авторов-составителей сборника – организаторов Дней Культуры, которые видят свою задачу в том, чтобы «способствовать объединению людей в их духовном устремлении к совершенствованию, к творческому, деловому сотрудничеству». В этом контексте особенно важно, что они обращаются к решению серьезнейшей педагогической проблемы – развитию и поддержке чтения, используя для этого городской конкурс сочинений. Стимулирование школьников к написанию творческих сочинений и эссе, несомненно, одна из приоритетных задач школьного образования и ведущее направление государственной стратегии в области образования.

Ценность данного сборника в том, что авторы-составители задали «высокую» смысловую доминанту, которая объединяет детские работы.

Авторы-составители предложили школьникам «на равных» включиться в обсуждение глобальных цивилизационных проблем, высказать собственное мнение по поводу жизненных культурных ценностей, приоритетных для общества и для каждого отдельного человека.

Ученические работы, представленные в сборнике, отличает прекрасное владение письменной речью, образность и нестандартность литературного языка, полет творческой фантазии. Всё это делает собранные материалы весьма ценными, подчеркивая значение публикации школьных сочинений, фактически формально закрепляя факт общественного признания значимости мнений подростков.

Материалы сборника могут быть использованы на уроках литературы, истории, мировой художественной культуры, а также во внеклассной и внеурочной деятельности.

Из рецензии заведующей кафедрой культурологического образования
СПб академии постдипломного педагогического образования
доктора педагогических наук, профессора Л.М.Ванюшкиной
на сборник творческих работ школьников по темам Дня культуры
«Земля в мерцании космических миров: День Культуры в Санкт-Петербурге»
(СПб.: АППО, 2011)
 
Кандидат искусствоведения А.Б. Афанасьева:

< … > Осознание детьми культуры чрезвычайно важно. Но еще более важно – воплотить свои размышления о культуре в творческий продукт, тем самым создавая новые явления культуры, ценные как для самого человека, сотворившего их, так и для окружающих. Метод проведения Дней Культуры имеет большую воспитательную ценность, он позволяет детям приобрести опыт культуротворчества, столь необходимый каждому человеку. Вдохновленный творческим заданием ребенок целенаправленно совершает поступок по дороге Культуры, по пути восхождения, устремления к высоким идеалам. Задумываясь о роли Культуры в жизни людей, определяя для себя ее координаты, человек сам совершенствует себя.

< … > Каждый год в методике проведения Дня Культуры появляются новые и оригинальные темы для творческих работ, насыщенные духовно-нравственной проблематикой…

В своих творческих эссе ребята, независимо от возраста, рассуждают о сложных вопросах, о глобальных проблемах современности, о необходимости сохранения культурного наследия и развитии творчества. Создать культурное пространство в своей душе, наполнить его ценностями, смыслами, высокими стремлениями – вот что необходимо человеку – в прошлом, настоящем и будущем.

< … > Жаль, что ограниченный объем издания не может представить весь спектр творческих опытов детей. Издания подобного рода свидетельствуют о духовном мире современных школьников. Поэтому помимо педагогической ценности данный сборник обладает социологической ценностью, позволяющей судить о состоянии культуры в обществе, в детском социуме.

Из рецензии кандидата искусствоведения
доцента кафедры художественного образования ребенка
Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена,
А.Б.Афанасьевой на сборник творческих работ школьников по темам Дня Культуры
«Чудо творческого огня» (СПб.: АППО, 2009) и на сборник «День Культуры в школах
Санкт-Петербурга. "Помоги Земле Русской"» (СПб.: Изд-во Левша, 2012)
 

​