О достоинстве книги пришла пора подумать

Книги сопровождают нас в течение всей жизни.

Только представьте, ребёнок еще не научился толком говорить, а родители уже читают ему книгу. Он с удовольствием слушает сказку о Маше и Медведе, искренне сопереживает Дедушке с Бабушкой, которые не могут вытащить Репку, мечтает предупредить Колобка о судьбоносной встрече с Лисой. Слушая разговоры своих родителей и будучи увлечённым их рассказами, ребёнок начинает говорить. Радости мамы с папой нет предела! Они не перестают читать ему сказки, наоборот, читают их ещё больше. Ребёнок учит новые слова, его хвалят, им гордятся. «Но чем же отблагодарить родителей за такую любовь? Как на деле показать им, что я их тоже люблю?» – думает ребёнок. В поисках ответа на этот вопрос, он понимает, что родители, чтобы показать ему свою любовь, например, укладывая его спать, читают ему сказку. Да вот он и ответ! «Для того, чтобы показать свою любовь надо прочитать им сказку!» – проносится в его голове. Так он берёт в руки «Азбуку» и учится читать. Начиная с самой первой буквы его не покидает рвение узнать следующую. «Вперёд, скорее учиться читать! Чем быстрее ты освоишь эти «волшебные значки», тем быстрее ты сможешь сам прочитать маме с папой сказку!» – говорит он себе. И вот, он осваивает буквы. Но, как оказывается, мало просто их знать. Надо уметь соединять их. Неумолимое желание прочитать сказку самому толкает его на обучение и этому сложному навыку. Так, уже научившись соединять буквы в слова, слова в предложения, а предложения в текст, ребёнок впервые читает своим родителям его любимую сказку. Но на достигнутом он и не думает останавливаться. Проходит время, ребёнок подрастает и теперь он читает не только для родителей, но и для бабушки с дедушкой, которые забирают его из садика, ведь мама с папой ходят на работу. Кстати, и в садике он, как и другие дети, читает разные книги. Он читает о рыцарях, которые спасают принцесс, о феях, которые превращают тыквы в кареты, о драконе, который охраняет волшебное королевство. Прочитав какую-нибудь интересную книгу, ребёнок делится этой книгой с другими, а те, в свою очередь, дают ему книги, которые показались им интересными. Так, ребёнок читает с каждым днём всё больше и больше.

Проходит время, и он, переполненный радостью, идёт вприпрыжку в первый класс. На его самом первом уроке он получает новые книги, совсем не похожие на те, которые он читал ранее. Он получает учебники. Это уже не сказки и не повести. В них не говорится о волшебстве и магических превращениях. В них рассказывают о правилах русского языка, законах арифметики, о жизни людей, животных и растений. «Да, это не сказки. Но, думаю, в них тоже есть что-то интересное», – размышляет ребёнок. И он действительно не ошибается. Ему становится интересно читать эти «новые» книги. Он читает их родитилям и бабушке с дедушкой. Читает их наедине с самим собой. Ведь таких книг он раньше и не видел никогда. Раньше авторы не задавали ему вопросов, на которые он должен был искать ответы. И этой своей «особенностью» учебники и привлекают его.

Время все так же неумолимо несётся вперёд, ребёнок уже ходит в страшую школу. Учебники всё так же, как и в первом классе являются почти основным его чтением. Только теперь, чаще всего, он сам задаёт их авторам вопросы. И теперь он редко читает их родителям, почти всегда читает про себя. Но в его жизни книгами являются не только учебники. Он уже сам (но всё ещё советуясь с родителями) выбирает себе книги по душе – те книги, которые соответствуют его не только научным (школьным) интересам, но и интересам духовным. Эти интересы были сформированы его родителями, которые во времена его начальной и средней школы осуществляли за него этот непростой «выбор» дополнительной литературы, а также школой, благодаря которой он узнал многое о классической литературе. Также в школе ребёнок (хотя, он уже не ребёнок, а подросток), как и в садике, обменивается интересными, по его мнению, книгами со своими друзьями. Они также делятся с ним книгами, которые запали им в душу. Только книги эти уже не о принцессах и феях, а об обыкновенных людях и об их житейских трудностях. Такая тематика выбрана им не зря – он стоит на пороге нового этапа жизни, и нужно узнать (конечно, помимо рассказов об этой взрослой жизни от своих родителей, которых он очень любит), как решать те проблемы, которые могут возникнуть после перехода к этой загадочной «взрослой жизни».

И вот подросток уже ходит в институт. В круг его чтения входят книги, в которых он ищет ответы на вопросы, связанные с его будущим – с его профессией, делом его жизни. Теперь авторы практически не задают ему никаких вопросов, молодой человек сам ставит перед собой трудноразрешимые вопросы и задачи.

Так он заканчивает институт. Теперь он уже не подросток. Он вполне взрослый человек. Учебники всё так же служат ему верой и правдой, однако он заглядывает в них редко, только при крайней необходимости. В его жизни остаются те любимые книги, которые помогали ему, скрашивали его будни.

Время бежит, и вот у него самого появляется ребёнок. И он опять возвращается к чтению сказок о Колобке, Маше и Медведе, Репке, феях, принцессах…

В чём же заключаются достоинства книги? Неужели этот ребёнок не мог прожить и без них? Не мог. Именно книги сделали его таким, каким он стал. Они были его воспитателями, помощниками его мамы и папы. Они формировали его мировоззрение. Они помогали ему преодолевать трудности, познавать самого себя и других людей. Они помогли ему открыть волшебный мир, который его окружал. Без книг он не сделал бы этого.

В наш век цифровых технологий книги постепенно отходят на второе план в жизни человека. Первыми усиленно хотят стать различные гаджеты – смартфоны, планшеты, ноутбуки. Но смогут ли они так же, как книги, воспитывать человека, помогать ему в трудных жизненных ситуациях? Нет. Они не смогут заменить книги. Пусть нам сейчас кажется, что провести время в социальных сетях гораздо интереснее, чем прочитать книгу, но что же будет с человечеством через несколько поколений? Разве будет человечество развиваться, воспитывая своих детей с помощью гаджетов, а не с помощью книг? Ведь именно воспитывая, передавая из поколения в поколение уважение и интерес к книгам, мы можем развиваться в лучшую сторону.

«Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми», – писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв.