Человек, будь человечнее!

Дорогой читатель, думаю, тебе не раз приходилось слышать выражения: «поступил по–человечески» или «бесчеловечный поступок». Какие смыслы скрываются в этих эпитетах? Как же еще может поступить человек: по–волчьи? по–звериному? по–лисьи?

Люди употребляют слово человечный, когда хотят указать на отличие человека от зверя. В самом деле, человек, как и зверь, нуждается в пище и борется за нее; человек заботится о своем потомстве, но и звери защищают своих малышей до последней капли крови. Что же такое свойственно человеку и недоступно животным? Может быть, это способность сострадать, способность почувствовать боль ближнего, заметить ее из своего уютного и сытого мирка, когда одна только мысль о страданиях, может быть, совсем постороннего человека обжигает сердце, заставляет возвышать свой голос в защиту обездоленных.

Множество российских и зарубежных писателей, таких как А.П. Чехов, Н.А. Некрасов, Марк Твен, Т. Драйзер, обращались к теме маленького человека. В своих произведениях они говорили о важности чувств простых, незначимых, на первый взгляд, людей, об их внутреннем мире. При помощи своего таланта лучшие представители писательского цеха учат нас человечности.

Читая русскую классику, мы остро чувствуем, как горько и безнадежно тоскует старый извозчик Иона из рассказа А.П. Чехова. Никто не проявляет к нему участия, и бедный старик может высказать боль только своей лошаденке.

Разве не человечности учит И.С. Тургенев в рассказе «Бирюк»? Только человек с горячим сердцем может так пронзительно рассказать о нищей и безрадостной жизни лесника в его убогой избушке.

Удивительно, что о простых людях писали и знатные, родовитые дворяне, выросшие в богатых усадьбах, получившие прекрасное образование. Своими произведениями писатели стремились объяснить, что любой человек важен. Они старались сообщить это не только обывателям, но и представителям власти. Они хотели показать человека с другой стороны, не с трудовой – наружной, а с духовной – внутренней. Это, конечно, проявления человечности, качества, которое за много десятилетий стало неотъемлемой частью русской культуры.

В русской литературе мы можем встретить не только гимны человеческой духовной красоте. К сожалению, бесчеловечное отношение слишком часто встречается в жизни. И об этом тоже нельзя молчать. Как не молчали об этом многие и многие писатели – борцы против равнодушия, жестокости и скотского отношения между людьми.

«Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!..» – так обращается к старому Ионе ездок в ответ на его слова об умершем сыне. «И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника». Старый человек для пассажира не отличается от лошади или собаки. Нечего ждать от молодого повесы даже капельки сочувствия, он и сам ведет себя как бесчувственное животное. Никто даже не обращался к старику по имени. Представьте, что чувствует человек, когда ему не считают нужным посочувствовать? Горечь, досаду. Ведь, кажется, нужно только выслушать, понять.

Недаром антонимом к слову человечность является слово зверство. И к чему может привести потеря человеческих качеств, показывает нам М.Е. Салтыков–Щедрин в своей сказке «Дикий помещик». Человечность в русской традиции всегда была чувством божественным, присущим людям духовным. Бог не отреагировал на просьбу помещика, назвав его глупым, но на просьбу крестьян Бог откликнулся. Позиция автора очевидна.

История человеческая знает множество примеров звериной жестокости и множество примеров человечных поступков. Например, в Испании во время инквизиции были сожжены восемь тысяч человек, а двадцать семь тысяч были подвергнуты жестоким пыткам за их веру. Также с Испанией связан и самый жестокий инквизитор за всю историю церковных судов – Томас де Торквемада. А во время Великой Отечественной войны в оккупации люди, рискуя самой жизнью, укрывали раненых бойцов. Русские солдаты, захватив Берлин, делились едой с немецкими стариками и детьми. Множество героев, чьи подвиги описаны в исторических документах, имели мужество противостоять темным, жестоким событиям. Война за человечность против звериной жестокости проходит в сердцах и умах людей. Каждый из нас может стать воином в этой битве, развивая в себе человечность, проявляя сочувствие и сострадание.

Надеюсь, я смог убедить всех, кто читает это сочинение, что нужно ценить каждого человека, понимать его. Ведь это и отличает человека от всех других существ. Человеческое сердце всегда тянется к добрым людям. Все мечтают о понимании и поддержке, о друзьях и любящей семье. Нельзя, чтобы темные времена повторились! Нельзя поддаваться низменным, звериным инстинктам!

Человек, будь человечнее!