Творить добро
Добро по указу – не добро.
И.С. Тургенев
Тот, кто делает добро другим,
сам от этого вкушает радость.
М. Наваррская
Наверное, мы живём не в самое простое время. А может быть, так было всегда: людям кажется, особенно если у них плохое настроение, или какие-то проблемы, или они просто плохо чувствуют себя, что всё хорошее осталось в прошлом и что люди стали злыми и неблагодарными. И особенно грустно, когда так рассуждают молодые ребята или, ещё хуже, мои ровесники…
Войны, теракты, бедность, неизлечимые болезни, предательство… – всё это, конечно, есть в современном мире, как, впрочем, было и всегда. И поэтому, я уверена, что надо просто научиться видеть всё то хорошее, чего, несомненно, больше вокруг нас, и, конечно, самому нести добро в мир, в котором мы все живём.
Недавно я задумалась над фразой, которую слышала десятки раз: творить добро… В моём представлении, добро – это поступок, совершённый во благо другим, это «всё то хорошее, что делает человек». Творить же – значит, создавать; или, как толкует словарь, «совершать процесс, в результате которого создаются новые ценности, духовные или материальные». Да, возможно, и новые для кого-то… Но, скорее, вечные…
Когда-то, впервые услышав историю доктора Елизаветы Петровны Глинка, я была настолько потрясена, что захотела прочитать всё то, что известно об этой удивительной женщине. И крайне удивилась, что написано о ней – о её жизни, семье – не так уж и много. Потом поняла: её жизнь – это её поступки, то добро, которое она несла людям. А поступки говорят сами за себя.
Доктор Лиза, как называли её все, была прекрасным организатором: по её инициативе создан благотворительный фонт «Справедливая помощь»: вместе с сотнями волонтёров оказывала она помощь пострадавшим от наводнения в Крымске в 2012 году, жителям Донбасса, пострадавшим во время начавшегося конфликта на Украине… Она всегда успевала туда, где в ней, в её участии очень нуждались. «Я всегда на стороне слабого», – не раз повторяла Елизавета Петровна. Она заражала всех своим примером: огромное количество обычных людей благодаря ей пришли к волонтёрству. Маленькая и хрупкая женщина, она обладала удивительной силой и большим добрым сердцем. И даже погибла на боевом посту, когда везла лекарства для госпиталя в Сирии.
И ещё один яркий пример удивительной любви к людям: католическая монахиня Тереза Калькуттская. С раннего детства воспитывалась девочка в вере в Бога: о милосердии, сострадании, человеколюбии знала не понаслышке… После окончания школы стала заниматься миссионерской деятельностью, а в 27 лет приняла монашеские обеты и отправилась в Индию. Там она инициировала создание больниц, школ для бедных, приютов для неизлечимо больных. Человек очень непростой судьбы, свою жизнь она посвятила всем бедным и больным. Мать Тереза не боялась даже самых страшных болезней и инфекций, ухаживая за безнадёжными больными. В 1979 году ей была присуждена Нобелевская премия «За деятельность и помощь страждущему человеку», а через 20 лет после смерти –причислена к лику святых.
По-моему, эти примеры – доказательство того, что добро – это искреннее стремление помогать людям. Заставить кого-то «творить добро»– нельзя, как нельзя, например, заставить любить.
Да, я понимаю, что эти– самые обыкновенные женщины – необыкновенные, о них слышали и знают все. Но ведь и в нашей обычной жизни так много людей, которые готовы отдать все свои силы служению тем, кто нуждается в их помощи или внимании.
Разве могли мы когда-нибудь подумать, что весь мир окажется в беде, имя которой коронавирус. И если бы ни люди, ставшие сегодня самыми главными в нашей жизни – врачи, неизвестно, как бы всё могло сложиться… Сотни тысяч спасённых жизней! Беда пришла и в нашу семью: как ни старалась мы уберечься от эпидемии – заболела бабушка и попала в больницу. Конечно, мы испугались: возраст, здоровье, негативная информация со всех сторон… Я впервые тогда поняла, что такое безысходность: от тебя ничего не зависит, ты ничем не можешь помочь самому близкому человеку. Оставалось только ждать и верить…
Бабушка – не любитель посещать медицинские учреждения, но тут она оказалась в самом эпицентре «заразы и борьбы с ней». И, как рассказывает теперь, даже представить не могла, какие отзывчивые, заботливые, самоотверженные люди, трудятся там. Настоящие герои! Не пройдя через весь этот ужас, невозможно представить и тем более поверить, что эти героические люди сутками не отходят от своих пациентов, оставляя на сон и отдых три-четыре часа, сами каждый день балансируя на грани жизни и смерти. А ведь у них есть свои семьи, близкие и дорогие им люди. Что же заставляет их, врачей, медсестёр, санитаров, круглосуточно находиться на своём посту: так самозабвенно служить своему делу? Долг, совесть, человеколюбие… Да, наверное…Но, мне кажется, и какая-то внутренняя потребность делать добро – «… быть на стороне слабого».
Врач бабушки Юлия Александровна не просто лечила её, то есть выполняла свой профессиональный долг, она вселяла в бабушку веру на выздоровление: в свободные минуты положенного ей отдыха показывала упражнения для выздоровления, заряжала её оптимизмом. Даже после выписки она продолжает интересоваться самочувствием бабули, созванивается с ней и даёт советы, хотя это уже не входит в её обязанности. Поражает такая забота и доброта!
Вот и получается, что всё не так уж и плохо в нашем мире! Да, можно сколько угодно жаловаться на несправедливость, бездуховность, жестокость, царящую в мире, сетовать на его несовершенство. А можно просто попытаться сделать наш мир хоть чуточку лучше, приложив к этому свои силы, и жизнь не покажется вам уже такой серой.
«Творить добро – совершать поступки, которые способствуют утверждению гуманности – человеколюбия».