Прекрасное есть щит от зла

Если я во что и верю, так только в культуру.
Культура, если вдуматься, основывается вовсе
не на любопытстве, а на любви к
совершенству; культура – это познание совершенства.
Мэтью Арнольд

Задавались ли Вы вопросом, почему сегодня нет людей, которые по своему таланту могли бы сравниться с Пушкиным, Лермонтовым или Толстым. Если сравнивать «золотой», «серебряный» и наш век, то мы можем заметить тенденцию спада российской культуры в общественной жизни. Почему это происходит? На мой взгляд, проблема лежит уже в раннем воспитании человека, в период, когда формируется характер, мнения и взгляды будущей личности.

Сегодня ребёнка стараются обеспечить материальными благами: самыми новыми игрушками, лучшей одеждой, дорогими гаджетами для того, чтобы создать комфортные условия для развития. Конечно, материальные блага должны быть у каждого ребёнка, но очень часто, одаривая своё чадо подарками, родители забывают о его духовном багаже.

Совершенно по – иному происходило воспитание раньше. Так в 19 веке каждый ребёнок должен был знать несколько языков, как правило, это были французский и немецкий языки. Умение танцевать и красноречиво говорить лежали в основе любого воспитания. Но самое главное – детей учили ценить окружающую их красоту. Вспомните «Записки охотника» И.С.Тургенева, где писатель с восхищением описывал природу, казалось, что она живая, она обладает каким-то своим характером, ещё немного и раскроются все её тайны. «...Но вот опять хлынули играющие лучи, – и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь...».

Благодаря тому умению чувствовать красоту вокруг себя, которое прививали детям ещё с пелёнок, были созданы грандиозные шедевры искусства творцами того времени. Они чувствовали Прекрасное, они жили им, формируя новое видение искусства, формируя новую жизнь Человека Прекрасного.

Создавая свой мир, мы прибегаем к искусству, поскольку оно не только помогает отобразить взгляды человека на жизнь, но выступает в роли проводника в человеческую душу. На протяжении всей жизни оно сопровождает нас в водовороте событий, пытаясь вывести на истинный путь. В детстве, как правило, через рисунки мы передавали другим своё видение этого мира: яркие краски сливались в большую радугу, портрет мамы, который был ценнее самых дорогих картин мира. Затем, прочитав первые серьёзные стихи, которые пронзили хрупкое юное сердце, в руках сам собой появился карандаш, а на листе птенцы-рифмы, которые ещё не успели научиться летать. Чем взрослее мы становимся, тем важнее роль искусства в нашей жизни. Наиболее точно его значение определил, на мой взгляд, советский писатель Б. Л. Васильев написав: «...глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать...». Оно помогает нам ответить, на мой взгляд, на самые сложные, но такие вечные вопросы: что есть добро, что зло, и способно ли сегодня добро победить зло. Для того, чтобы попытаться найти ответы мы, безусловно, должны обратиться к духовной красоте человека, состоящей из высоких нравственных целей и идеалов, неопровержимо верных ценностей и человечных качеств. Конечно, нам никогда не удастся дать чётких определений этим столь разным понятиям, поскольку границы добра и зла человек определяет для себя сам, но найти источник, то есть начало этих процессов человеческой природы, мы вполне можем.

Итак, кто или что управляет всем этим круговоротом? Ответ прост – это человек. Именно его поступки, формируют и привносят в мир добро и зло. Первое, являясь характеристикой морального сознания, ведёт не только человека, из которого оно идёт, но и всё общество к постепенному развитию, культурной эволюции, второе – к духовному обнищанию, потере нравственной путеводной звезды. Добро способно формировать в человеке духовную красоту, являющуюся производной от Прекрасного. Оно как щит каждый день отражает удары зла, которое может поджидать нас. Например, современные учёные доказали, что прослушивание классической музыки благотворно влияет на здоровье: пьесы Чайковского, помогут победить бессонницу, «Лунная соната» Бетховена прогоняет невроз и депрессию, Вивальди и его «Времена года» улучшат память и наполнят Вас уверенностью. Арт – терапия как в древности, так и в наши дни остается общепризнанным средством помощи своему организму. Именно поэтому, когда человеку плохо, он погружается в мир искусства.

В Русском музее есть картина, которая принесла своему автору всемирную известность. На кого-то она наводит ужас своей громадой и мрачностью красок, кого-то завораживает, но в любом случае она не может оставить равнодушным. Вы, наверное, догадались, о какой картине я веду речь. Да, о картине К.П. Брюллова «Последний день Помпеи». Сначала эта картина покорила сердца жителей Рима, которые с восхищением осматривали творение художника. Когда полотно добралось до Петербурга, «толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы академии, чтобы взглянуть на Помпею, – писал один из художественных критиков того времени.– Огонь Везувия и блеск молнии, похищенные с неба и заключенные в раму силою искусства, пробудили еще дремавшую для искусства публику... Как только появилась картина Помпеи, ослепленная публика сперва изумилась перед этим необыкновенным произведением живописи, а потом, проходя удивленными глазами чрез все части картины, которые так резко выдались, одушевленные пролитою в них жизнью... она впервые поняла всю прелесть и увлекательность искусства». Известные писатели и поэты посвящали стихи, Пушкин напишет в 1833 году такие строки:

«Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон».

А Гоголь в одноименной статье отметит следующее: «Картина Брюлова может назваться полным, всемирным созданием. В ней всё заключилось. По крайней мере, она захватила в область свою столько разнородного, сколько до него никто не захватывал. Мысль ее принадлежит совершенно вкусу нашего века, который вообще, как бы сам чувствуя свое страшное раздробление, стремится совокуплять все явления в общие группы и выбирает сильные кризисы, чувствуемые целою массою». Картина смогла перевернуть жизнь многих людей, привнеся новые мысли и краски. Души людей заполнились тем Прекрасным, что смог создать Карл Брюллов на своих полотнах.

Даже отдельно взятая работа, являющаяся отражением мыслей, переживаний и взглядов конкретного человека, способна не только заставить задуматься о вещах вечных, но и изменить мировоззрение уже сформировавшейся личности.

Сегодня как никогда нужно обратить внимание на духовное воспитание человека. Ведь добро и зло – результат тех или иных наших поступков. Занимаясь своим развитием, необходимо постигать Прекрасное в искусстве, поскольку именно совершенство, эстетические этанолы формируют в человеке высокие нравственные качества, влияющие не только на личность, но и на всё общество. И если мы хотим привнести в этот мир хоть капельку добра, то нести его в мир нужно нам. Не ждать, а действовать, бороться, начать искоренять зло из своего сердца раз и навсегда, прикрываясь от всех преград щитом, которым является всё добро и Прекрасное на земле!