Познай себя – познаешь мир, изменишь себя – изменится мир

Основным принципом своей философии Сократ избрал призыв дельфийского оракула «Познай себя!» (Nosce te ipsam). Эта надпись была начертана на храме Аполлона в Дельфах спартанцем Хилоном. В юности Сократ, посетив Дельфы и увидев эту надпись, избрал этот призыв своим жизненным принципом, дополнив концовкой: «...и ты познаешь мир». Такова история этого высказывания, которому вот уже больше двух тысяч лет.

Как-то исследователь античной культуры С.Аверинцев заметил, что древние обладали мудростью, а мы обладаем знаниями. Так знаменитый ученый диагностировал беду человека нового времени – знания интеллектуальные превалируют над пониманием законов жизни, ценности материальные превалируют над ценностями духовными. В высказывании Сократа две части, одна касается отношения к человеку (к самому себе), а другая – к миру. Как же отнесся к человеку и к миру 20-й век, наследниками которого мы являемся?

Когда Ницше на рубеже 19 и 20 веков сообщил миру о кризисе гуманизма («Бог умер»), человечество погрузилось в абсурдные мечтания о всеобщем коммунистическом счастье, или о безудержном техническом прогрессе, или о национальном превосходстве. Человек стал рассматриваться не как воплощение души, а как рабочая сила, источник дохода или, что особенно чудовищно, как набор запчастей для других более удачливых «особей». Таким образом, человек отступил от истины древних «Познай себя – познаешь мир», направив свои силы в ложном направлении, а не на осознание самого себя. Эту ситуацию человечества середины 20 века диагностировали писатели французского экзистенциализма, утверждая ценность человеческой личности, несмотря на царящий вокруг абсурд. Так Камю в романе «Чума» интерпретирует указанную в названии болезнь в духе древних: это наказание богов людям за страшные грехи. По экзистенциализму, степень абсурдности человеческого общества столь высока, что изменить в мире уже ничего не возможно, но возможно изменить самого себя, осознать себя в абсурде, как утверждал П.Сартр. В трагедии Ж.Ануя «Антигона» Креон спрашивает героиню, зачем она совершает бессмысленный подвиг. На этот вопрос Атигона отвечает, что делает это для себя. Итак, история и культура 20 века демонстрируют ошибочность отказа от древних истин, в частности, от истины «Познай себя – познаешь мир». Следствием этого отказа становится глубокий духовный кризис, в котором оказалось так называемое цивилизованное общество.

Но об этом можно рассуждать бесконечно. Не поступить ли мне по примеру экзистенциалистов, перестав размышлять обо всем человечестве, подумать о конкретном человеке, а именно, о себе. Я часто замечала, что воспитывать щенка или младшего брата значительно легче, чем саму себя. Я легко делаю замечание по поводу разбросанной одежды, обращаясь к брату, но свой вывернутый наизнанку свитер я вижу не сразу, а когда нахожу, то легко оправдываю себя. А ведь это мелкий недостаток, а насколько труднее признать в себе более серьезные душевные изъяны! Что значит познать себя? Значит, увидеть в себе качества не только хорошие, но и плохие, постараться изменить что-то в себе в лучшую сторону.

Психологи утверждают, что человек живет так, как ему нравится, несмотря на многочисленные жалобы, неудовольствия и т.д. Но ведь если человек ничего не меняет в себе, то он обязательно получает вчерашний безрадостный результат. Действительно, изменишь себя – изменится мир. Но как трудно это сделать!

Особенно, если забудешь последовательность и начнешь менять сначала мир, а потом себя. Об опасности такой ошибки предупреждают лучшие русские философы, представители христианской антропологической школы, Н.Лосский и Н.Бердяев. Гордыня, по их мнению, является тем качеством, с которым человек должен бороться, поскольку «гордое существо убеждено в том, что всё в мире должно происходить по его соизволению». Грех себялюбия предполагает «требование полноты жизни только для самого себя... при этом себялюбец вместо полноты жизни получает скудость ее». Увидеть в себе, в своей душе эти черты невозможно, если не познавать человека, читая серьезную литературу, в том числе и духовную. Таким образом, самопознание немыслимо для человека невежественного. Познавая себя, человек невольно постигает мир, познавая себя, человек изменяет себя, изменяя себя, человек изменяет мир, частью которого является.

​