Прекрасное и нравственное неразделимы
Что такое прекрасное и нравственное? По каким категориям и кто это определяет?
Эти вопросы хотя бы иногда волновали каждого человека.
Греческое искусство, которое издревле считалось, несомненно, талантливым, всегда изображало мир вообще (и человека в частности) прекрасным, гармоничным, соответствующим принятым идеалам красоты. Античные художники не только по велению души, но и по существующим тогда законам не просто изображали действительность, а облагораживали ее, стремились превознести. Поэтому на старинных картинах и фресках никогда нельзя было встретить уродства в прямом смысле этого слова.
Все, что было безобразно, грязно, пошло, низменно – приравнивалось к скверне. Считалось, что это калечит душу, мешает человеку и обществу воспринимать прекрасное и отличать его от плохого, несущего зло и пагубное влияние. Подобное восприятие мира способствовало развитию гармоничного чувства, помогало «отделить зерно от плевел». Отсюда и неписаные законы красоты, по которым творили древние художники.
На протяжении многих веков искусство подчинялось законам эстетического вкуса, где любые творения, будь то художественно изображенный образ или литературное произведение, оценивались с точки зрения прекрасного. Творя по законам красоты, художники делали мир совершеннее, великолепнее, определяя все новые и новые критерии красоты.
Греки были первыми, кто вывел взаимозависимость между красотой художественного образа и характером общества и каждого его члена. Красота в произведениях искусства и самих людей делала красивее, совершеннее, позволяла почувствовать гармонию, наполняла душу человека смыслом и высокими чувствами.
В мире, где этика и эстетика были неразрывно связаны и являлись мерилом поведения и восприятия человека, красота была синонимом нравственного совершенства, универсальной добродетели – качеств, не зависящих от социального происхождения и воспитания.
Основным отличием греческой античной культуры является постоянное желание устраивать состязания в любой сфере человеческой жизни. Это и способствовало постоянному прогрессу, развитию чувства прекрасного у народа как в литературе и поэзии, так и в других видах искусства.
Античные художники воспевали тело человека, считали его форму самой совершенной. Отсюда и стремление к изображению совершенной нагой натуры, которая и стала в итоге мерилом красоты. А красотой считалось все то, что доставляет эстетическое наслаждение.
В наше время красота делает людей добрее, не дает им совершать дурные поступки, помогает эволюционировать. Люди, ценящие именно красоту, а не ценность красивых вещей, не могут быть непорядочными, подлыми, злыми. Их всегда отличают возвышенные чувства, благородство и широта души, бескорыстная любовь, гуманизм, интеллигентность.
Красоту люди воспринимают по-разному. Одни, например, считают какой-нибудь предмет красивым, а другие не видят в нем красоты, отмечая, к примеру, только правильные геометрические формы или ровный тон. Или рокеры могут считать красивой ту песню, в которой другие слышат только непривлекательную какофонию звуков.
Восприятие красоты зависит и от воспитания. Если ребенку с детства говорить, что грязь и уродство – это красиво, он никогда не оценит по-настоящему красивой вещи.
С началом 21 столетия в обществе изменились ценности, изменилось в худшую сторону в умах людей представление о прекрасном. В современном мире воспеваются безобразие и уродство, презрение к красоте. И, следовательно, меняются и нравственные ориентиры целых поколений в отношении морали: сегодня менее, чем раньше, ценятся верность и честь, порядочность и ответственность. Следует ли из этого, что любое аморальное поведение и бесстыдство можно спокойно возвести в ранг дозволенного и преподносить, как приемлемый вариант красоты?
Думаю, что нет. Чем раньше ребенку прививается чувство прекрасного, тем больше красивых вещей он увидит вокруг себя и оценит на протяжении жизни.
Еще Платон говорил, что прекрасное и нравственное неразделимы. Если увиденное или услышанное заставляет нас поддаться светлому порыву, устремиться вперед, но не к личному обогащению, а к духовному идеалу, значит, это было что-то настоящее.
Каждый человек идет в жизни своим путем. Каким он станет – злым, жестоким, черствым? Или чутким, отзывчивым, с широкой благородной душой? В наш просвещенный век это зависит не только от полученного воспитания и образования, но и от самого человека и его личного чувства прекрасного, умения находить красоту вокруг и в богатстве внутреннего мира других людей.
И только истинное желание и стремление донести до окружающих чувство прекрасного поможет всем нам не скатиться в пропасть бездушия и бездуховности. Донести эти истины до окружающих, помочь им развить в себе эстетический вкус – задача любого разумного человека.