Н.К. Рерих о Дне Культуры

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»
«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества».

15 апреля 2021 года
Международный День Культуры
«Объединим сердца в хоровод согласия»

Международный День Культуры
«Объединим сердца в хоровод согласия»

Подробнее

Конкурс
«Презентация книги по заданной теме»
в школьных библиотеках
Санкт-Петербурга
ко Дню Культуры 15 апреля 2021 г.

Подробнее

Фестиваль
детской творческой мысли
(конкурс сочинений)
среди школьников Санкт-Петербурга
ко Дню Культуры 15 апреля 2021 г.

Подробнее

Конкурсная работа победителя

Смотр-конкурс оформления тематических выставок

«Герой как создатель и защитник культуры»

в библиотеках общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга

к Дню Культуры 15 апреля 2018 года

Пестова Ольга Владимировна
зав. библиотекой ГБОУ лицей № 179 Санкт-Петербурга

Презентации:

«Святой благоверный князь Александр Невский»;

«Полководец, генералиссимус Александр Васильевич Суворов»;

«Художник, писатель, ученый, путешественник, общественный деятель Николай Константинович Рерих».

Пояснительная записка

Дата проведения: март – апрель 2018 г.

Возрастная группа учащихся: 7- 11 лет.

Цель:

– воспитать у ребят уважение к героическим личностям, выполняющим творчески-созидательную и защитную функцию культуры;

– заинтересовать ребят в использовании информационных и печатных ресурсов для самосовершенствования;

– способствовать утверждению общечеловеческих культурных ценностей.

Задачи:

– Рассказать ребятам о героях – защитниках культуры;

– Постараться привить детям чувство патриотизма, любви к Родине, людям;

– Вызвать у ребят уважение к историческому прошлому нашей Родины;

– Поговорить с ребятами о качествах героя и качествах «не героя»;

– Объяснить, что такое культура и к чему нужно стремиться, чтобы стать культурным человеком.

Проведенные культурно-массовые мероприятия:

Мероприятия проводятся в преддверии праздника «День Культуры» 15 апреля. В этом году он проходил под девизом "Пылайте сердцами, творите любовью", и для библиотекарей образовательных учреждений был объявлен конкурс на тему: «Герой как создатель и защитник культуры».

Нравственно-патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека. Поэтому базой формирования основ нравственности и патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Очень важно, чтобы ребенок с детства приобщался к культуре своего народа, чтобы у него возникало чувство любви, уважения и гордости к земле, на которой он живет.

В наш жестокий век особенно важно рассказывать ребятам о героях нашего отечества, которые готовы были пожертвовать своей жизнью, защищая землю, народ и культуру. Которые обладали качествами героя: добротой, состраданием, смелостью, отвагой.

В двух 4-х классах проведены уроки-беседы с представлением презентаций по темам:

– «Святой благоверный князь Александр Невский»;

– «Полководец, генералиссимус Александр Васильевич Суворов»;

– «Художник, писатель, ученый, путешественник, общественный деятель Николай Константинович Рерих».

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Поделюсь немного подробнее опытом.

К Дню культуры 2018 года я решила подготовить для ребят презентации и провести библиотечные уроки на тему «Герой как создатель и защитник культуры».

Выбрала трех представителей героев-защитников: А.В. Суворов – военная наука; А. Невский – военный, святой; Н.К. Рерих – художник, мыслитель, общественный деятель. Получилось, что представлены все три составляющие Культуры: искусство, наука(военная) и религия. Триединство. Достижения этих героев в области культуры бесспорны.

На уроке о А.В. Суворове я сначала рассказала ребятам об этом выдающемся человеке. Потом вместе мы обсудили качества Суворова как героя. В конце урока ребята посмотрели притчу-мультфильм «Все в твоих руках».

Урок о Александре Невском. Рассказ о А. Невском. Разобрали качества героя Александра Невского. Составили и записали на доске «Словарь добра» и «Словарь качеств, которые мешают стать героем». Вспомнили А.В. Суворова. Сравнили качества этих двух героев.

"Там, где понятие героя является чем-то смешным и даже неприличным – там разложение", – утверждала Е.И. Рерих

Что значит быть культурным? Образ человека культуры.

В конце урока ребята посмотрели притчу-мультфильм «Все оставляет свой след».

Урок о Н.К. Рерихе. Рассказ о Рерихе. Ребята сами рассказали о качествах героя. Нашли общее между А.В. Суворовым, А. Невским и Н.К. Рерихом. Они все были защитниками культуры, защитниками русского народа, защитниками Земли Русской.

В конце урока ребята посмотрели 10-минутный фрагмент из фильма «Пакт Рериха. Мир через Культуру», в котором очень хорошо показано разрушительное действие войн.

В конце каждого урока я обращала внимание ребят на то, что не все люди рождаются с качествами героя - можно всего добиться, если стремиться к хорошему, доброму. Всю жизнь нужно работать над собой. Ставить цели, добиваться их осуществления. Стремиться делать добро.

Нашли в словаре по Этике и прочитали, что означают слова "подвиг" и "героизм".

П о д в и г – поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычных трудностей, общественно-полезный результат которого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий.

Г е р о и з м – особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг.

Дети -  наше будущее. Нужно стремиться к миру. Хватит для Земли войн и разрушений. Не надо воевать, надо жить в мире, развивать культуру. Нужно быть культурными людьми. Надеюсь, что в недалеком будущем Знамя Мира будет развеваться над каждым учреждением нашей страны.

Рассказав ребятам о трех героях-защитниках, подчеркнула, что на самом деле их множество. Например, ученый Николай Иванович Вавилов, о котором подготовила краткий рассказ с целью заинтересовать ребят прочитать о нем подробнее. Также рассказала о биографии педагога Януша Корчака.

Кроме библиотечных уроков, провела беседы в  библиотеке с учащимися с 1 по 11 класс о Культуре, о защитниках Культуры. Приятно удивило, что многие старшеклассники знакомы с творчеством и общественной деятельностью Николая Константиновича Рериха.

В результате можно сделать вывод, что наши дети добрые отзывчивые, увлеченные и, главное, понимающие, что нужно стремиться к жизни без войн и насилия. Очень надеюсь, что моя работа не была напрасна.

Татьяна Чечина

Кто же такой Герой?
Может, туземец чужой,
Может пришелец какой
С дальней звезды золотой?
Образы детской мечты,
Чары старинных легенд –
Нынче они не нужны
В мире смятений и бед.
Память стирает слова –
С ними теряется то,
Чем сама жизнь и жива!
Но не заменит ничто
Смелость, надежность и честь,
Волю и доблести свет.
В ком это рыцарство есть,
Тот не служитель монет,
Не покровитель сует,
И не лелеет покой,
Мести и лести нет
Места в душе такой!..
Кто-то, улыбку сдержав,
Скажет: “Наивный чудак!”
Кто-то, легко узнав,
С ним поравняет шаг.
Может быть, и не чужой,
Вовсе не с дальней звезды,
Может быть этот Герой –
Ты,
или я,
или мы..?
 
 

Перечень печатных материалов, использованных для оформления выставки:

1. Беликов П. Рерих. М.: Молодая гвардия, 1973.
2. Пакт Рериха. Знамя Мира. М., 2004.
3. Алмазов Б. Святой Благоверный князь Александр Невский. СПб.: Лицей, 1994.
4. Петрова Н.Г. Защитники земли русской. М.: Русское слово, 2008.
5. Ткаченко А. Житие святого благоверного князя Александра Невского. М.: Никея, 2017.
6. Ян В. Юность полководца. М.: Детская литература, 2017.
7. Раковский Л. Генералиссимус Суворов. Л.: Лениздат, 1975.
8. Раковский Л. Генералиссимус Суворов. Адмирал Ушаков. Л.: Лениздат, 1987.
9. Суворов А.В. Наука побеждать. М.: Абрис, 2017.
10. Алексеев С. Рассказы о русском подвиге. М.: Советская Россия, 1979.
11. Князева В.П. Н.К. Рерих. М.: Искусство, 1963.
12. Рерих С.Н. Молодому другу. М.: Международный Центр Рерихов, 1993.
13. Рудзитис Р. Николай Рерих – водитель культуры. Рига, Латвийское общество Рериха, 1990.
14. Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб.: Логос, 2007.
15. Лихачев Д. Декларация прав культуры: эскизы. СПб.: Олимп, 2006.
16. Лихачев Д. Избранные труды по русской мировой культуре. СПб.: СПбГУП, 2006.
17. Черненко Г.Т. Творцы наук российских. Л.: Художник РСФСР, 1989.
18. Дмитриев Л.А. За землю русскую. М.: Детская литература, 2013.
19. Михайлов Г. Архистратиг русской мысли [О М.В.Ломоносове]. СПб.: Общество Памяти игуменьи Таисии, 2010.
20. «Культура и время». Общественно-научный и художественный журнал. – № 1/2 (60). – 2017. М.: Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха.
 
 
Н.К. Рерих Зов о мире и Культуре
ПАКТ РЕРИХА
Н.К. Рерих. Очерки
Современные проекты
Договор об охране художественных и
научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха) (текст)
ПАКТ РЕРИХА
Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха) (текст)
Пакт Рериха. Знамя Мира (история)
ПАКТ РЕРИХА
Пакт Рериха. Знамя Мира (история)
Шапошникова Л.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире
ПАКТ РЕРИХА
Шапошникова Л.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире
Дьяченко И.Ю. Программа Пакта Рериха
ПАКТ РЕРИХА
Дьяченко И.Ю. Программа Пакта Рериха
Фрагмент диссертационного исследования.
Уварова Л.И. «Гуманистическая миссия Пакта Рериха: образовательно-воспитательный аспект»
ПАКТ РЕРИХА
Уварова Л.И. «Гуманистическая миссия Пакта Рериха: образовательно-воспитательный аспект»
Журнал РАО «Педагогика». — N 1. — 2021.
Н.К. Рерих. Очерки
Н.К. Рерих. Очерки
Н.К. Рерих. Очерки
Н.К. Рерих. Очерки
Знамя Мира
Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Знамя говорит: «noli me tangere» – не прикасайся – не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира.
Н.К. Рерих. Очерки
Держава Культуры
Если мы неуспешны, значит, где-то дрогнуло сердце, значит, где-то кто-то попятился и не дотянул руку до ключа врат. И тогда нечего винить кого-то, нечего злобствовать, нужно винить самого себя...
Н.К. Рерих. Очерки
Постоянная забота
Дело культуры никогда не может быть лишь делом только правительства страны. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния.
Н.К. Рерих. Очерки
Культура – почитание Света
Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений.
Н.К. Рерих. Очерки
Любите Родину
Повелительно скажем: любите Родину! Скажем словами великого Гоголя. Не устарела мысль Гоголя. Народ чтит Гоголя, и нет такого угла в русских просторах, где бы молодое сердце не внимало заветам любимого мыслителя.
Н.К. Рерих. Очерки
Любите книгу
Ес­ли мы скажем друзьям нашим: "Любите книгу", "Любите книгу всем сер­дцем вашим и почитайте сокровищем вашим", то в этом древнем завете мы выразим и то, что настоятельно нужно в наши дни, когда ум человеческий обращается так ревностно к поискам о культуре.
Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Мире
Современные проекты
Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Мире
Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Санкт-Петербурге
Современные проекты
Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Санкт-Петербурге
Современные проекты
Опыт Международного Центра Рерихов в утверждении основной идеи Пакта Рериха – Мир через Культуру
Доклад на Генеральной ассамблее Голубого Щита (13–15 сентября 2017 г., Вена, Австрия)
Новый международный проект Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха – Мир через Культуру» в Санкт-Петербурге, 2020г.
Современные проекты
Новый международный проект Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха – Мир через Культуру» в Санкт-Петербурге, 2020г.
Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Российской национальной библиотеке. Санкт-Петербург
Современные проекты
Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Российской национальной библиотеке. Санкт-Петербург
Форум «Образовательный потенциал творческого наследия Н.К.Рериха», 2019г. Ленинградская область.
Современные проекты
Форум «Образовательный потенциал творческого наследия Н.К.Рериха», 2019г. Ленинградская область.