День Культуры 15 апреля 2024 года

в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга

«Дума о Культуре есть врата в будущее»

К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

Использование образовательного потенциала творческого наследия Н.К.Рериха

То, что Н.К. Рерих – гениальный художник, снискавший мировую славу своими полотнами, известно не только узкому кругу лиц, увлекающихся художественным миром Творца, но и любому человеку, соприкасающемуся каким-либо образом с миром культуры и искусства.

То, что Рерих – писатель, удивительный знаток души человеческой, знают далеко не все.

Святослав Рерих говорил: «… Пройдет много времени, пока всё это (наследие) будет освоено и оценено».

Пора признать, что это время настало. В национальном проекте «Образование» чётко определена задача системы образования: создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов и национально-культурных традиций Российской Федерации.

Изучение произведений Н.К. Рериха вполне соответствует решению вышеназванной задачи, так как они располагают к глубокому раздумью, вызывают высокий настрой чувств и устремляют к духовному совершенству. 

Самый любимый детьми жанр – сказки. В литературном наследии Рериха это самый увлекательный жанр. Сказки Николая Константиновича не похожи на уже знакомые детям. У Рериха они напоминают сказания, учат видеть человеческие пороки и избавляться от них. Логично познакомить младших школьников с ними в контексте программных произведений раздела «Сказки русских писателей 20 века» и коллективно прочитать, к примеру, «Детскую сказку», «Страхи», «Знамения», «Гримр-Викинг».

Все, например, привыкли к непреложному правилу – друзья познаются в беде, а Рерих уверяет, что в счастье. И ведь как он прав, если вдуматься! Когда у человека случилась беда, все бегут, помогают, но ведь многие про себя думают: «Слава богу, что не со мной!» Но вот человек стал счастлив, и …совсем не обязательно, что счастью его обрадуются друзья и знакомые – может возникнуть зависть, которая способна перерасти и в ненависть. Только очень сильные и мудрые люди могут от души порадоваться за другого! Вот какой неожиданный воспитательный момент!

С поэтическими наставлениями, адресованными мальчику, можно познакомить детей в контексте повести Л.Н. Толстого «Детство».

Одна из главных тем Н.К. Рериха в литературном творчестве – тема Учителя, который помогает победить низменную природу через творчество, устремленное вверх, к духовной радости. Учитель помогает распознать природу друзей и врагов. Так как настоящая мудрость замыкается не на себя, а направляется на людей, – она ободряющая. Мудрость помогает понять боязнь первых шагов творческого духа, понять, что упрямый дух нельзя ожесточать даже самыми добрыми советами. Нужно терпеть, чтобы не навредить, пока дети станут взрослыми. Главный герой повести Толстого «Детство» и Мальчик в стихах Рериха очень похожи, как похожи и их Учителя, желающие помочь обрести тот высокий дух, который укрепит Ученика и сделает Человеком.

В 5-6 классах будет уместным разговор о сказке «Царь Соломон», написанной Рерихом по одной из библейских легенд. В ней прослеживается и основная тема писателя – царственность творческого труда. «Воспитай царя своей жизни. Стань творцом», – учит автор. Для этого нужна «огромная духовная энергия», «царственная мужественность». Отказ от всех праздников ради творчества.

С другим почитаемым на Востоке Учителем, Гайятри, учащиеся 7-х классов познакомятся, читая пьесу Николая Константиновича Рериха «Милосердие». Любовь и уважение к человеку, осознание необходимости сострадания, сопереживания, проявление активной доброты – те идеи, которые заложенные писателями в этих произведениях. Это позволяет рассматривать произведения разных жанров в едином ключе.

Рассказы из книги Н.К. Рериха «Зажигайте сердца»: «Охота», «Тяга», «По реке с лучом», «Охотничий рассказ» – с интересом воспринимаются детьми после знакомства со сказкой – былью «Кладовая солнца» М.М. Пришвина, повествующей о вере писателя в человека, мудрого и доброго хозяина природы. Здесь важно заострить внимание ребят на произведениях Рериха о родном крае, в котором жил сам автор и сейчас живут эти дети, дать почувствовать причастность к этому историческому месту, воспитать чувство гордости и ответственности за сохранение природного богатства родного края.

Прочитать и обсудить произведения Н.К. Рериха «Молодому другу» и «Сон» можно предложить ребятам в контексте пройденного «Поучения Владимира Мономаха», в котором содержится духовное напутствие молодежи.

Мысль о будущем поколении никогда не покидала Н.К. Рериха. В обращении «Молодому другу» он дает советы, как нужно трудиться, чтобы познать радость творческого труда, которую он называет «светильником во тьме». «Радость труда, – утверждает Рерих, – непобедима. Она несет духовное преображение и Свет».

Сказка «Сон», написанная Рерихом накануне грозных событий первой мировой войны, полна предчувствий столкновения сил Тьмы и Огня. В подтексте звучит вера в преодолении зла силами добра. В этом связь сказки «Сон» с главной мыслью «Поучения Владимира Мономаха».

Тема Великой Отечественной войны, тема подвига в программе по литературе 8 класса представлена отрывками из поэмы «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Расширить её можно произведениями Н.К. Рериха «Неотпитая чаша», «Подвиг», «Великому народу русскому», «Россия», посвящённых подвигу героев добра, светлым воинам всех веков и народов. Они учат не отступать. «Все результаты наших трудов – плод наших героических усилий», – писал Рерих. «Почитание героев – здоровье нации, цинизм – форма разложения нации». Гордость за русского Человека, победившего войну, роднит произведения А.Т. Твардовского и Н.К. Рериха.

В старших классах, уже практически взрослым учащимся, будет интересно на пороге самостоятельной жизни задуматься о важности осознанного целеполагания и соблюдении в жизни этических основ, ознакомившись с «Наставлением Ловцу, входящему в лес», в котором автор затрагивает проблему беспредельного совершенствования.

Философская глубина очерков «Дом милосердия» и «Счастье» будет способствовать расширению понятия милосердия, размышлению об истинном счастье.

В повести «Пламя» ярко показано, как при оценке произведений искусства люди часто проявляют свойство зависимости от мнения большинства. В свою очередь главный герой повести стремиться самостоятельно прокладывать свой путь. Он готов принять неприязненное отношение, зависть и вражду окружающих, но отстоять при этом право на творческую самобытность и справедливость. 

 

Жизнь начала XXI века энергична и стремительна. Порой она так захватывает, что некогда осмотреться, заметить в обычном необычное, порадоваться увиденному, попробовать создать нечто подобное. Подчиняясь этому потоку, человек может потерять себя, растратить на пустяки. Призыв Рериха услышать тишину, «рождающую радость труда», звучит в его произведениях. Это важно осознать выпускнику, вступающему в самостоятельную жизнь.

 

Составлено по материалу: 
Симакова Н.В.  «Образовательный потенциал творческого наследия Н.К. Рериха» // 
Доклад на форуме педагогов Ленинградской области

«Образовательный потенциал творческого наследия Н.К. Рериха»,
24 сентября 2019 г.