Н.К. Рерих о Дне Культуры

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»
«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества».

День Культуры 15 апреля 2023 года

в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга

«В Россию нужно верить!»

(пост-релиз)

В школах Санкт-Петербурга в 2023 году к международному празднику «День Культуры», отмечаемому ежегодно 15 апреля в день подписания международного договора по защите культурных ценностей – Пакта Рериха, были приурочены мероприятия, нацеленные на формирование гражданственности, патриотизма, на развитие интереса к культурному и историческому наследию России. Педагоги и школьные библиотекари вместе с детьми вновь доказали свою преданность идее Знамени Мира, единства Знаний и Красоты, проявив примеры культуротворчества, отстаивая своим трудом духовно-нравственные принципы утонченной Культуры, развивающей и укрепляющей дух, что является истинной защитой для подрастающего поколения.

      bibl dtu main   

 

Подробнее >>>

ДЕТИ и СЕРДЦЕ

Существует крылатое выражение: «Дети думают сердцем». Действительно, взрослым важно помнить о том, что дети живут именно сердцем, чувствами. Эта особенность должна быть принята во внимание как учителя, так и родителей, всех воспитателей и педагогов. Через эту характеристику во многом можно приблизиться к пониманию значения детства.

Ребенок воспринимает своего воспитателя, педагога, особенно первого, именно так: принимает или не принимает душой, сердцем – другого у него измерителя нет. Действительно, сердце есть мерило. И с этой точки зрения, можно считать, что «дети – это большие люди», как выразился выдающийся педагог современности М. Щетинин, а взрослый – это «уменьшившийся до социальной функции, как бы минимизированный, человек, который со щемящей тоской вспоминает свою огромность, утраченную в детстве у оставленных синих гор». Если подходить к пониманию детства с этих позиций, то вполне справедливыми можно признать и такие слова: «Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, открытие которой составляет гордость позднейших лет» (Дж.Рёскин). Истину можно постичь только сердцем.

На каком другом языке можно разговаривать с детьми, если не на языке сердца?

И все же, что люди знают о детях? Ребенок, его душа – величайшая тайна. Der Andere neben Dir... – Другой рядом с тобой...Он рядом, но мир его непостижим. И то, что написано философами и выдающимися писателями на эту тему, еще так мало осмысленно!

Тема природы Детства еще не стала главной при изучении и обсуждении вопросов, связанных с дет-ством, где все, как правило, сводится лишь к социальным проблемам, хотя и об этом поднимать вопросы крайне важно и необходимо. О социальной ответственности – по принципу: ЧУЖИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ – нужно и важно говорить и писать, создавать и показывать фильмы, вести теле- и радиопередачи и т.п. И при этом необходимо помнить, что будущее, как духовное, так и материальное, зависит от основ, заложенных в сознание детей.

И еще важно помнить, что особую ответственность за детей несет Художник. В самом широком смысле – это не только живописец или музыкант, актер или поэт: среди тех, кто творит по законам красоты – и школьные учителя, и преподаватели. И в этом есть большое счастье – в радости творчества. Но известно, что «кому много дано, с того и спрос большой». А художнику дано быть «проводником в иные миры», как об этом писал П.Д. Успенский: искусство открывает нам тайны иного мира, оно, оперируя с эмоциями, с настроениями, с инстинктами и с пробуждающимися интуициями, совершенно не стеснено пределами трехмерной сферы, а сразу выводит человека в широкий мир многих измерений. И в этом – особая ответственность тех, кто имеет отношение к искусству.

«Веду дитя» – так переводится слово «педагогика». Но, в общем понимании, педагогика – не только наука, это и совокупность приемов воздействия. Искусство воздействует своим, особым образом, и оно тоже, как и наука педагогика, «ведет дитя». В этом заключается его огромная ответственность перед обществом, перед детьми.

Древние виды искусства – музыки, слова, мимики, танца, объединившиеся в дальнейшем в театре, в наши дни сконцентрировались в таких синтезированных видах искусства, как кино и телевидение. В какие миры ведет это искусство? Художник, который творит в этой сфере – ощущает ли он ответственность за свое творчество перед поколениями?

Обществу важно научиться видеть за привычным, на первый взгляд обычным, понятием «дети» сами Основы Жизни. Постигая это, люди могут приблизиться к разгадке великой тайны Бытия: что есть сам Человек?

Источник: Путь Культуры лежит через сердце

Н.К. Рерих Зов о мире и Культуре
ПАКТ РЕРИХА
Н.К. Рерих. Очерки
Современные проекты
Договор об охране художественных и
научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха) (текст)
ПАКТ РЕРИХА
Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха) (текст)
Пакт Рериха. Знамя Мира (история)
ПАКТ РЕРИХА
Пакт Рериха. Знамя Мира (история)
Шапошникова Л.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире
ПАКТ РЕРИХА
Шапошникова Л.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире
Дьяченко И.Ю. Программа Пакта Рериха
ПАКТ РЕРИХА
Дьяченко И.Ю. Программа Пакта Рериха
Фрагмент диссертационного исследования.
Уварова Л.И. «Гуманистическая миссия Пакта Рериха: образовательно-воспитательный аспект»
ПАКТ РЕРИХА
Уварова Л.И. «Гуманистическая миссия Пакта Рериха: образовательно-воспитательный аспект»
Журнал РАО «Педагогика». — N 1. — 2021.
Н.К. Рерих. Очерки
Н.К. Рерих. Очерки
Н.К. Рерих. Очерки
Н.К. Рерих. Очерки
Знамя Мира
Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Знамя говорит: «noli me tangere» – не прикасайся – не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира.
Н.К. Рерих. Очерки
Держава Культуры
Если мы неуспешны, значит, где-то дрогнуло сердце, значит, где-то кто-то попятился и не дотянул руку до ключа врат. И тогда нечего винить кого-то, нечего злобствовать, нужно винить самого себя...
Н.К. Рерих. Очерки
Постоянная забота
Дело культуры никогда не может быть лишь делом только правительства страны. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния.
Н.К. Рерих. Очерки
Культура – почитание Света
Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений.
Н.К. Рерих. Очерки
Любите Родину
Повелительно скажем: любите Родину! Скажем словами великого Гоголя. Не устарела мысль Гоголя. Народ чтит Гоголя, и нет такого угла в русских просторах, где бы молодое сердце не внимало заветам любимого мыслителя.
Н.К. Рерих. Очерки
Любите книгу
Ес­ли мы скажем друзьям нашим: "Любите книгу", "Любите книгу всем сер­дцем вашим и почитайте сокровищем вашим", то в этом древнем завете мы выразим и то, что настоятельно нужно в наши дни, когда ум человеческий обращается так ревностно к поискам о культуре.
Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Мире
Современные проекты
Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Мире
Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Санкт-Петербурге
Современные проекты
Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Санкт-Петербурге
Современные проекты
Опыт Международного Центра Рерихов в утверждении основной идеи Пакта Рериха – Мир через Культуру
Доклад на Генеральной ассамблее Голубого Щита (13–15 сентября 2017 г., Вена, Австрия)
Новый международный проект Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха – Мир через Культуру» в Санкт-Петербурге, 2020г.
Современные проекты
Новый международный проект Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха – Мир через Культуру» в Санкт-Петербурге, 2020г.
Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Российской национальной библиотеке. Санкт-Петербург
Современные проекты
Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Российской национальной библиотеке. Санкт-Петербург
Форум «Образовательный потенциал творческого наследия Н.К.Рериха», 2019г. Ленинградская область.
Современные проекты
Форум «Образовательный потенциал творческого наследия Н.К.Рериха», 2019г. Ленинградская область.