Ноосферное образование – путь в Новый Мир

Эйнгорн Нонна Константиновна
профессор, Уральский госуниверситет им. А.М. Горького, г. Екатеринбург

Человек и человечество – у порога Нового Мира. Существует справедливое мнение о том, что со старым сознанием не войти в Новый Мир, да и сам этот Новый Мир может оказаться недоступным «страждущему и мечущемуся человечеству» (Е.Н. Трубецкой). Степень опасностей жизнедеятельности человеческого рода на планете Земля настолько велика, что поиск апокатастасиса (всеобщего спасения от всеобщей гибели) требует кардинального изменения мировоззрения и мироотношения человека, требует поистине прорыва к новому мировидению, к новому пониманию человека не просто как Homo sapiens (человека разумного). Чело-Век, наше родовое имя означает, что каждый из нас – Чело Веков, носитель Вечного и в этом смысле Высшего разума. Но пока – носитель потенциальный, не раскрывающий и не реализующий этой поистине великой возможности, данной человеку самим фактом вхождения в этот Мир не камнем, не растением, не животным, а именно Человеком.

Заниженность самосознания, непонимание своего Места, своей Роли и своей Ответственности в Жизни обусловлены социумной парадигмой образования и воспитания. Ведь традиционно цели и задачи нашей отечественной системы образования сводились к необходимости формирования социально адаптированной, социально послушной и социально полезной личности. Успешно вписаться в социум, успешно в нем обустроиться является естественной потребностью и самой личности. Но беда в том, что развитие социума исторически шло по деструктивному пути. Культура и цивилизация, созданные разумом и трудом человека, все более лишают человека природосообразной, биоадекватной жизни. Прогрессируют наука, техника, материальная культура, а человек на фоне собственных же созданий становится все более регрессирующим, разрушающимся физически и духовно. И в аксиому превращается утверждение А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».

Чтобы остановить этот процесс разрушения и саморазрушения человека и человеческого рода, чтобы опровергнуть гипотезу тупика человеческой эволюции в теории и на практике, необходимо научное обоснование и безотлагательное внедрение в образовательную практику качественно новой парадигмы, выводящей человека за пределы исключительно социальной детерминации, социального пространства. Ведь сам социум, а вместе с ним и человек принадлежат и обусловлены планетарной жизнью Земли, жизнью Вселенной (А.Л. Чижевский. Колыбель жизни и пульсы Вселенной).

Эко-дом, вместилище человека, многоуровнево, полисферно, иерархично, универсально. Социальная оболочка, социальная сфера – это ближайшая, непосредственно окружающая человека сфера, но далеко не единственная и не самая адекватная для гармоничного развития человека. Сам социум дисгармоничен и деструктивен именно потому, что развивался и развивается вопреки законам природы, законам Универсума, законам Бытия. Законы социума и законы Бытия не только не совпали, но все более конфликтным становится их взаимодействие (А. Манегетти. Система и личность; А. Маслоу. Психология Бытия).

Суть этого конфликта состоит в том, что человечество пошло по пути потребительско-завоевательского отношения к окружающему миру, нарушая порядок, баланс в этом мире, опустошая и разрушая его, внося хаос. Речь идет о пока доминирующей над гармонизацией мира тенденцией. О совершенстве и гармонии человек не переставал мечтать, но суммарный эффект жизни человечества на Земле, к сожалению, оказывается все более разрушительным. Разрушение накапливается и все более начинает преобладать над созиданием. Тяжелыми, мучительными, жертвенными были и остаются поиски путей совершенствования жизни человека и общества. Методом проб и ошибок многие пути признаны неверными, неприемлемыми, бесперспективными. Можно сказать, что человечество буквально выстрадало новый путь прозрения и спасения. И это путь не социальных революций, потрясений, возврата к старому. (Например, к псевдоспасительной роли религии и церкви в перестроечной и постперестроечной России. Религии существуют тысячелетиями, но почему-то не уберегли ни человека, ни человечество от взаимо- и самоуничтожения.)

Это путь осмысленного соответствия, ответственного воплощения своей «заданности» (М. Бахтин. К философии поступка) как Чело-Века, но без мегаломании (самовозвеличивания) и теомании (самообожествления), как «долженствующей единственности в Универсуме».

Должен принципиально измениться масштаб миропонимания и понимания себя в этом мире. Для этого есть необходимые научные предпосылки, выросшие на нашей отечественной почве (исследования русских философов-космистов; известных ученых А.П. Павлова. К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева и др.). Этому новому миропониманию должна соответствовать новая стратегия, новая концепция, новая парадигма отечественного образования. В перспективе – это универсумная парадигма, как необходимое подготовительное и переходное звено – ноосферная парадигма образования всех уровней.

Существенным шагом к ноосферной парадигме является активно внедряемая сегодня на всех уровнях экологизация образования. Экологическое сознание, экологическая культура, действительно, уже сегодня реально открывают дорогу ноосферному образованию, его правильному пониманию и принятию. Сегодня начинает формироваться теория и практика ноосферного образования, которые переводят общенаучную теорию ноосферы на язык педагогической теории и педагогической практики. В педагогическом вестнике «Три ключа» (1999, № 3), выпущенном в свет Издательским Домом Ш. Амонашвили, опубликована статья Н.В. Масловой «Научно-теоретические основы познания и методология ноосферного образования». В этом же вестнике рассказывается о первом педагогическом опыте работы Боровской ноосферной школы в Калужской области. При Красноярском институте усовершенствования учителей работает научно-методический Центр и ноосферная школа и институт педагогических инноваций.

Концепция ноосферного образования находится в стадии становления. Инстинкт самосохранения человека и человеческого рода привел нас к необходимости этого нового универсально-мировоззренческого вида образования. Над понятием ноосферного образования, его методологией и методиками предстоит много и совместно работать ученым-теоретикам и педагогам-практикам.

Рабочая гипотеза ноосферного образования может быть представлена следующим образом.

Поиски путей в будущее ставят концептуальную задачу: приоткрыть завесу человеческой Вселенной и понять ее как естественную составную часть большой Вселенной, Макрокосмоса, Универсума: «Без этого единства вряд ли можно говорить о глобальной стратегии человечества» [1].

Первым уровнем этой стратегии является коэволюционная стратегия взаимодействия биосферы и человека, требующая кардинального изменения наших научно-исследовательских установок и установок в сфере всех уровней образования. Коэволюция – совместная, взаимозависимая и взаимообусловленная эволюция природы и человека, биосферы и ноосферы, биологической и социокультурной эволюции. Коэволюционная стратегия позволяет наметить пути синтеза между эволюционизмом в биологии и эволюционизмом в социокультурных науках. Коэволюционная стратегия выдвигает новые ориентиры человеческой жизнедеятельности; новые формы экологической сбалансированности и динамического равновесия человека и природы, правовые регулятивы вторжения человека в природные экосистемы; определяет ценности биосферной экологической этики, направленной на поддержание, защиту и расширение жизни, на увеличение ее разнообразия. «Тем самым создаются глубинные истоки экологического кризиса и намечаются пути выхода из него – подчинить материально-техническую деятельность человека целям совершенствования биосферы, осознать сложное взаимоотношение между организованностью биосферы и организованностью ноосферы»[2].

Что означает эпоха ноосферы? Как решить проблему спасительного взаимоотношения человека и природы? Как определить место человека во Вселенной? Как наилучшим образом открыть внутреннюю Вселенную человека, его микрокосм? Создатель учения о ноосфере В.И. Вернадский утверждал: «Биосфера неизбежно перейдет так или иначе, рано или поздно в ноосферу»[3].

Ноосфера – единственно возможный путь дальнейшего продолжения развития жизни на человеческой социальной стадии. Вновь создавшийся геологический фактор – научная мысль – меняет явления жизни, геологические процессы, энергетику планеты. «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете, – писал В.И. Вернадский. – В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более творческие возможности. И, может быть, поколение моей внучки уже приблизится к их расцвету»[4]. Наступило время правнуков В.И. Вернадского. Мы отстали по времени от прогнозов нашего знаменитого соотечественника на целое поколение. А промедление буквально «смерти подобно», гибели всего человечества, так как, как отмечает академик Н.Н. Моисеев, биосфера может перейти в новое состояние (без человека) за очень короткий срок: «Катастрофа может разразиться совершено неожиданно и столь стремительно, что никакие наши действия уже ничего не смогут изменить»[5].

П. Данеро сформулировал закон необратимости взаимодействия человека-биосферы (1957): возобновимые ресурсы становятся невозобновимыми в случае глубокого изменения окружающей среды, значительной переэксплуатации естественного ресурсного потенциала[6].

Сегодня специалисты утверждают о начале самодеструкции биосферы. Умирание же биосферы неизбежно приведет к исчезновению человечества, причем человечество может исчезнуть гораздо раньше наступления деструктивного состояния биосферы. Вот почему необходимо объединение усилий ученых естественных и социально-гуманитарных наук для определения параметров «роковой черты», необходима «обширная научная программа изучения предельно допустимого загрязнения атмосферы и океана, предельно допустимого сокращения генетического разнообразия, деформации почвенных покровов и т.д.»[7], деформации и деградации общества и человека. Все подобные программы должны носить принципиально международный характер и проводиться под эгидой ООН, ЮНЕСКО.

Наряду с научными исследованиями необходима всеохватная просветительская, образовательная работа. Необходимо, чтобы каждый человек на Земле имел представление об окружающей среде, о трудностях и опасностях жизни человека и общества. Для этого нужно не просто организованное на всех уровнях образования и просвещения распространение ноосферных знаний, нужна своеобразная «экологическая атмосфера» в мировом сообществе (Н.Н. Моисеев). В просвещенном сознании людей должны утвердиться «экологический приоритет», «экологический императив» с обязательной этической, морально-нравственной доминантой, необходимым «нравственным императивом» настоящего, а тогда и будущего времени, будущей жизни.

Ноосферное образование – часть ноосферного пути развития будущей России. Процессы обучения и воспитания влияют прежде всего на мышление человека, а должны влиять и на его нравственность: «Истинный гуманизм – это реальная помощь человеку в преодолении всех ограничений на пути к счастью, к гармонии с собой, другими людьми, миром. Понимание Этики как ненарушения естественного базового права человека развиваться гармонично своей природе, организация природообразного процесса познания – важнейшие характеристики ноосферного образования»[8].

 ____________________________________

[1] Моисеев Н.Н. Человек и Ноосфера. М., 1990.С. 348.
[2] Карпинская PC, Лиссев И.К. Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995. С. 12.
[3] Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1998. С. 431.
[4] Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1998. С. 509.
[5] Моисеев Н.Н. Природный фактор и кризисы цивилизации // Общественные науки и современность. 1992. №5. С. 91.
[6] Когай Е.А. Учение о биосфере и биосферный класс наук // Социально-гуманитарные знания. 1999. №3. C. 105.
[7] Моисеев Н.Н. Человек и Ноосфера. М., 1990.С. 339.
[8] Новые концепции // Три ключа. Педагогический вестник. 1999. №3. С. 131.

 


Источник: Идеи космизма – педагогике и образованию: место человека на пути эволюции
/ Материалы науч.-пед. конф. Екатеринбург, 14-15 марта 2008 г.
– Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. – С. 161-167.