Н.К. Рерих

Знамя Мира

banner
Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.

Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров1. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.

Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, – там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространенность знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенность этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: «noli me tangere» – не прикасайся – не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира.

24 мая 1939 г.
Н.К.Рерих. Листы дневника.
М.: МЦР, 1995. Т. 2

​ 

Приложение

Знак триединства в веках и культурах

Идея Знамени Мира принадлежит нашему выдающемуся соотечественнику, мыслителю, художнику, ученому и общественному деятелю Николаю Константиновичу Рериху, автору международного «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Этот договор, вошедший в историю как Пакт Рериха, является основой современной международной правовой системы сохранения и защиты культурных ценностей в мирное и в военное время.

Вместе с Пактом Н.К.Рерих предложил отличительный знак для идентификации подлежащих охране объектов – Знамя Мира.

Знамя Мира представляет собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами, что обозначает Знак Триединства – древнейший, освященный многими тысячелетиями всеобъединяющий символ. По словам Н.К.Рериха этот знак олицетворяет прошлое, настоящее и будущее, объединенные кругом Вечности. Тройственность в единстве является общей идеей для многих древних народов, основой их религии и философии.

 

Скифо-сарматские древности. III–II вв. до н.э.
Кельты. I тыс. до н.э.
Шотландия. Неолит
Шотландия. Неолит
Статуэтка жреца. Мохенджо-Даро, Индия. 3 тыс. до н.э.
Голова юноши. Средняя Азия. VI–VII вв.
Кратер чернофигурный. Древняя Греция. IV в. до н.э.
Кратер: воин (фрагмент). Греция. Ок. 350 г. до н.э.
Часовня св. Бернарда. Австрия. VI–VII вв.
Церковь. Бельгия
Мусульманская мечеть в Каире
Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря. Суздаль, Россия. XVII в.
Собор Парижской Богоматери. Париж, Франция. XII–XIV вв.
Западный фасад церкви Сен-Никез в Реймсе. Франция. Гравюра. XVII в.
Св. Николай. Икона. Россия. XVI в.
Николай Рерих. Знак Троицы. 1932.
Андрей Рублев. Троица. 1420
Иисус Христос Пантократор. Икона. Монастырь cв. Екатерины. Синай. VI в.
Фрагмент изображения Тамерлана.
Маттео Джованни. Мадонна с младенцем и двумя ангелами. Деталь. XV в.
Ханс Мемлинг. Христос с ангелами, славящими Бога Отца. 1475.
Триратна (Три драгоценности). Вышивка. Монголия. XIX в.
Статуя Гампопы. Дарджилинг, Индия
Знак триединства на японской гравюре. XVIII в.
Цукиока Ёситоси. Фрагмент гравюры. Япония
Фрагмент храма. Дарджилинг, Индия
Буддийский храм в Южной Корее