Не раскрывайте случайных книг

«Не раскрывайте случайных книг»…

Такая простая строчка, написанная кем-то тёмными чернилами и скрипучим пером на шершавой поверхности слегка желтоватой бумаги. Буквы, сложенные в слова и выведенные аккуратным, но всё же слегка рвущимся почерком.

Что же могло заставить руку писателя вздрогнуть в секунды созидания мысли? Должно быть, глубина передаваемых им суждений, красота и загадочность смысла… Простая строчка, а так непросто понять её значение. Как это на самом деле – «раскрыть» книгу? Почему «случайную»? И по какой причине делать этого нельзя?

Раскрыть с тихим шелестом и хрустом можно первую страницу, с которой начнётся путь по палитре мыслей автора. Это как открыть дверь в другой мир… А может быть, как открыть ящик Пандоры? Что, если есть книги, которым лучше вовсе оставаться закрытыми? Но разве не для того пишутся они, чтобы однажды найти того, кто их прочтёт? За каждой из них стоит что-то важное для писателя, ведь он вкладывает в своё творение частичку себя, и уже это делает книгу сокровищем, достойным хоть раз оказаться в руках читателя. Книга должна быть открыта.

А вот раскрыть можно иначе: осознать, проникнуть в самую суть, в душу произведения, в значение фраз, позволить словам коснуться сердца и сменить призму мировоззрения, показать новые оттенки и грани. Согласитесь, просто открыть книгу не достаточно. Пока мы не видим, что таится, выглядывая из светлых строк между темными лентами текста, книга – лишь стопка пустых, ничего не значащих листов. Чтобы это изменить, нужно поговорить с книгой, нужно ее раскрыть. А что вы там найдете, зависит уже от вас...

Известный петербургский детский писатель, поэт, прозаик, педагог и актёр Алексей Анатольевич Шевченко в послании к неделе детской книги написал: «Раскрытая книга похожа на птицу, что приготовилась к полету. Птицу, которая взмахнув крыльями-страницами, вот-вот отправится в путешествие! Но самое удивительное – она никогда не делает это одна. Она всегда берет с собой кого-нибудь из нас, своих читателей, тех, кто раскрыл ее и помог расправить крылья!». Я думаю, что, подобно птицам, книги бывают разными. И мы выбираем, дать свободу полёта свирепому коршуну или беззаботной синице, могучему орлу или мрачному ворону. Кто из них близок читателю, тот и станет той самой книгой, описанной словами Эрнеста Хемингуэя: «Все хорошие книги сходны в одном, – когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно всегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места, и какая была погода».

Да, такие книги не случайны. Они позволяют человеку быть самим собой в диалоге с ней, дополняют его, это книги, шелест которых сливается с песнями души в унисон: вы вкладываете между её страницами что-то свое, а она взамен дает вам приятные мысли, опыт или же такое самовлюбленное, но довольное чувство «Я же говорил». Это нужные книги.

Бывают ещё такие, которые переворачивают мир с ног на голову, вызывают трепет, накрывают бушующим штормом. Отчего-то мы не можем отпустить такую книгу и, как завороженные, переворачиваем страницы вновь и вновь. Мы позволяем мощному вырывающемуся ветру бороться с нами. Перемены это всегда страшно, но порой они нужны. И такие сильные книги здорово в этом помогут.

Все эти произведения не могут быть случайными. Они приходят в нашу жизнь для чего-то и остаются в ней навсегда. Но иногда, по чистой случайности или нет, в руках оказывается книга, которая не оставляет после себя ничего. Лишь забирает дорогое. Она как враг: мучает и терзает, а потом убивает в человеке читателя. После неё не хочется слышать шорох бумаги и вглядываться в совсем несвязные буквы. Она не понятна, не близка… Она совсем чужая, попала в руки действительно случайно, её здесь быть не должно. Может, она совсем не плоха, может быть даже признанный шедевр. Но просто у книги должен быть свой читатель и своё время. Заставьте пятилетнего ребёнка читать «Войну и мир», и он, наверное, навсегда возненавидит чтение. Также и взрослые не всегда готовы принять написанное на тонких белых листах.

Не раскрывайте случайных книг. Не надо перешагивать через свои чувства, они ни в чём не виноваты. Просто время для книги пока не пришло. Если вы нашли и одолели эту птицу, смогли найти полезные детали и поменять что-то в себе, ваша встреча точно не была случайной. Вы доросли до этого урока, а он дождался вас. Но до тех пор случайную книгу пусть читают другие, те, для кого она будет своей.

Книга – величайшее счастье, драгоценнейшее сокровище, верный друг и ключ ко всем ответам, но только если её читают!