«Культура – это мера человечности в человеке»

Культура это мера человечности в человеке.
Карл Маркс

Кого мы называем культурным человеком? По каким признакам мы можем понять, что человек культурный? Какой смысл люди вкладывают в данное понятие?

На все эти вопросы нельзя дать однозначного ответа. Сколько людей, столько и мнений. Однако для меня слово «культурный» неразрывно связано с такими понятиями, как «духовный», «интеллигентный». Я не включаю в этот список слово «образованный», ведь считаю, что человек может не иметь никакого образования, но при этом быть культурным. По моему мнению, культура – показатель, не определяющийся наличием или отсутствием диплома. Большую роль здесь играет само стремление к знаниям, открытость к новому, широта взглядов и кругозора.

Синонимами слова «культурный» для меня являются «интеллигентный» и «духовный». Интеллигентность является одним из главных показателей духовности человека. Настоящая духовность не проявляется в постоянном посещении культурных мероприятий. Нужно обогащать себя не только внешне, но и внутренне. Культурного человека отличают особые манеры, вкус, утонченность. Ему присуще особенное благородство. В культурном человеке есть некий стержень, поддерживающий его, внутреннее самоощущение, система ценностей и взглядов на мир, которых он придерживается. Культурный человек не солжет, каждый день он познает что-то новое, в любых обстоятельствах сохраняет достоинство и самообладание. Если ваши близкие могут назвать вас таковым, это уже является некоторым достижением и надо продолжать развиваться дальше, ведь еще одной характерной чертой культурного человека является стремление к беспрерывному совершенствованию и преобразованию как самого себя, так и окружающего мира.

Культура есть то лучшее, что создано человечеством. Культура устремляет человека к Высшему началу. Культура – средство развития и совершенствования человека и общества. Ей противопоставлено духовное оцепенение и застой. Примером такого застоя является семья Туркиных из рассказа А.П.Чехова «Ионыч». Считавшаяся «самой талантливой и образованной» в провинциальном городке, эта семья жила на главной улице и регулярно принимала у себя гостей, устраивала спектакли и проводила «светские вечера». Однако их жизнь ежедневно протекала по одному и тому же сценарию. Автор подчеркивает это в самом конце произведения, когда упоминает, что в жизни семьи Туркиных ничего не изменилось: «А Туркины? Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему всё острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре»...

Таким образом, Антон Павлович Чехов раскрывает перед читателем проблему ненастоящей культуры, ненастоящей духовности. Он показывает людей, которые «культурны» лишь извне и стараются походить на культурных людей, но истинная культура человека проявляется в его внутренних качествах, поведении, духовной наполненности, а не во внешней оболочке, которой они себя окружают.

Культура – вечна и неистребима. Культурные ценности – это не только идеи, убеждения, теории, идеалы и традиции, но и предметы художественного, исторического значения. Таким образом, знакомясь и прикасаясь к прекрасному, мы впитываем и обогащаемся культурой. В статье «Память культуры» академик Д.С. Лихачев затрагивает важную проблему сохранения исторического наследия. Он сокрушается о том, что памятники культуры разрушаются, ведь «их утраты невосстановимы, ибо они всегда индивидуальны, связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя». Если культура – это уважение к предкам, к истории, нравственная ответственность перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, то одним из ценнейших качеств культурного человека является бережное отношение к памятникам истории.

Без прошлого нет настоящего и не будет будущего, поэтому его надо ценить и беречь. Исторические памятники являются прямым доказательством существования целых империй и цивилизаций. Следовательно, их жестокое и беспощадное уничтожение является признаком полного отсутствия культуры. Ярким тому примером являются ныне разрушенные бойцами ИГИЛ древнейшие памятники архитектуры, находящиеся в Сирии. Триумфальная арка, храм Бэла, храм Баалшамина – эти и многие другие архитектурные сооружения являлись величайшим наследием древнего мира, носителями информации об ушедших веках, тонкой нитью, которая соединяла нас с нашими предками. Эта нить связывала не только поколения, но и целые исторические эпохи. В мире происходили войны и революции, земной шар сотрясали катастрофы, но эти величественные сооружения стояли веками. И эта связь была варварски уничтожена террористами. Ни о какой культуре и сохранении исторического наследия здесь не может быть и речи – эти люди буквально стерли самих себя с лица земли, ведь они посягнули на святое, нерушимое, на то, что сложилось в ходе истории. Тем самым они словно изменили прошлое, уничтожили доказательства существования целых эпох, уничтожили многолетние труды тысяч мастеров, которые вкладывали в эти каменные творения свои сакральные смыслы, свою душу...

Таким образом, культурным можно назвать человека, чей собственный характер гармонично переплетается с вышеперечисленными качествами, среди которых: уважение к памятникам истории и прошлому всего человечества в целом, стремление познавать мир, широта кругозора и так далее. Культурный человек – это звучит гордо и интеллигентно. Это словосочетание свидетельствует о высокой духовности человека, его нравственности, развитости и образованности. Культурный человек заинтересован в судьбе своей родины, ему небезразличны проблемы окружающих. Я стремлюсь к тому, чтобы однажды мои близкие могли смело заявить, что я – культурный человек.