Без любви продвижения нет

Только подумай: людей, которые любят свою работу, можно пересчитать по пальцам. А ты сам видел таких? Правда, странные? Просыпаются рано, не ворчат на всё, что под руку попадётся, и идут на работу не с желанием убивать время, а с чувством наступления ещё одного прекрасного дня. Ты когда-нибудь задумывался, почему так происходит? Что эти люди добавляют себе в утренний кофе, чтобы им не приходилось через силу улыбаться коллегам? А, может, они просто любят своё дело? Они знают, чего хотят от жизни, у них есть цель, которой они добиваются не через рутинную офисную работу, а делая то, что им нравится.

Один древний мыслитель сказал: «Займись любимым делом, и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни».* А ведь мыслители на то и мыслители, что никогда ничего плохого не скажут. Мне понравилась эта идея. Эту фразу я отношу к себе не только потому, что люблю подобные мысли, но и потому, что мне, как творческой натуре, совсем не хочется возиться с офисными бумагами. С этими препротивными, на мой взгляд, отчётами, графиками, таблицами. Я лучше буду рисовать картины и торговать ими на уличной ярмарке или писать рассказы, продавая их желающим, чем соглашусь сидеть за офисным столом и корпеть над кипами документов. Для меня устроиться работать в офис – значит заживо похоронить свою интересную, полную сюрпризов и крутых поворотов жизнь в глухой деревянный гроб и закопать глубоко в недра земли. Я не хочу каждый день просыпаться с мыслями о том, как же я ненавижу эту работу, этот город, эту жизнь. Каждый божий день приходить в офис, в котором я не хочу появляться, выполнять работу, которую я не хочу выполнять, общаться с коллегами, которых я даже видеть не хочу, а потом садиться в вечерний автобус, чтобы приехать в квартиру, в которую я не хочу возвращаться. Но у меня нет выбора, ведь в жизни, чтобы добиться желаемого, нужно очень много трудиться, а пахать как лошадь мы не хотим, поэтому проще устроиться в офис. Хоть заработок стабильный. Но потом, спустя 10, 20, 30 лет, ты оглянёшься на себя молодого, амбициозного, подававшего надежды инженера, программиста, политика, писателя, художника, каскадёра, актёра и поймёшь, что упустил не только свою молодость, но и всю жизнь. Будто бы все самые интересные события, которые могли с тобой произойти, не случились только из-за того, что ты побоялся неудачи в том, что тебе нравится.

Представь себе: человек почти всю свою жизнь проводит на работе, пытаясь добыть средства, которыми сможет оплачивать счета, бензин, средства, на которые он сможет купить себе одежду и еду, и, возможно, раз в пару месяцев выйти с друзьями погулять, раз в полгода сходить в кино и раз в несколько лет съездить в какой-нибудь дешёвый отпуск на курорт.

Ты хоть раз задавался вопросом, зачем всё это делаешь? Нет, не выкриком в гневе, не обиженным тоном, а тихим, спокойным голосом спрашивал себя: «А зачем мне это нужно? Почему я просиживаю свою жизнь непонятно где, занимаясь непонятно чем?» Вспомни себя в подростковом возрасте, когда тебе было лет 12-17 и ты ещё не разочаровался в жизни. Вот тебе снова 14, кем ты себя представляешь? Уверена, мало кто думал о том, что просидит всю жизнь за одним столом, и то не обеденным.

Ты хочешь, чтобы тебя оценили по достоинству, но не хочешь прикладывать усилий, чтобы добиться желаемого. Тебе кажется, что написать книгу просто, но когда ты садишься за компьютер и начинаешь писать, то понимаешь, что многие темы уже заезжены вдоль и поперёк, идей для произведения нет, персонажи все однобокие и похожие как две капли воды, никаких умных мыслей ты не излагаешь и вообще у тебя писательского таланта нет. Ты бросаешь работу в самом начале, споткнувшись о маленькие камушки, которые тебе кажутся огромными валунами. То же самое и с теми, кто хочет рисовать, садится за лист бумаги, рисует и бросает, потому что у персонажа лицо съехало на плечо. Меня всегда такие «старатели» поражали: а чего ты, собственно говоря, ожидал?

Что, ты взмахнёшь кистью, и перед тобой волшебным образом возникнет прекрасное, сногсшибательное полотно, аки ты Ван Гог? О нет, даже у гениев в своей сфере выходило не всё и не сразу. Чтобы нарисовать хорошо хотя бы одну картину, нужно трудиться очень долго и очень много. Известные художники работали десятилетиями, прежде чем продали свои первые картины, и не потому, что у них таланта не было.

Нет ничего страшного в том, что у тебя нет дорогой машины, своего бизнеса и виллы в Италии к двадцати пяти годам. Помни: жизнь не заканчивается в 30, в 40 и даже в 50 лет. Не смотри на тех, кто достиг успехов в молодости. Сравнивать себя с другими - значит закапывать себя живьём. У этих людей свой путь, а у тебя - свой. Каждый трудится, чтобы добиться каких-то высот, лишь единицам, богатым наследникам, всё может даваться легко. Помни, что многие прогрызали себе путь к славе среди точно таких же людей, как они сами. Если ты упорен в своей цели, то всё получится.

У людей есть дурацкая привычка останавливаться на полпути, когда ожидаемый результат только даёт побеги. Цветок не прорастает сразу, ему нужно бороться за лакомый кусочек почвы с другими растениями, особенно когда нужно много времени для того, чтобы вырасти. Точно так же происходит и с людьми: нужно убить дни и ночи на то, чтобы одержать самую первую маленькую победу на своём пути.

А теперь давай остановимся и подумаем: только ли упорство и сила воли нужны человеку, чтобы пробиться в той сфере деятельности, которую он выбрал и которая ему нравится? Только ли это зажигает в человеке ту искру, что так необходима для великих свершений?

Нет сомнения: зачем стараться, если тебе не нравится то, над чем ты трудишься? Так ли нужно тратить нервы на это, если потом тебе твои успехи станут безразличны? Да и что вообще получится, если не любить своё творение? Это похоже на нежеланного ребёнка в семье, который есть, но его никто не любит. Он просто есть. Точно так же и в том, чем ты занимаешься. Без любви с своём деле, особенно у людей творческих профессий, получаются не живые шедевры, а сухие, безжизненные произведения. Правда, как мне кажется, у художников, писателей, музыкантов любовь к тому, что они делают, есть по умолчанию: почти в каждой картине, в каждом рассказе, в каждой сыгранной мелодии есть что-то тёплое, душевное, живое, ты будто бы можешь прикоснуться к тому, кто создал то, что ты можешь держать в руках, или то, на что ты можешь смотреть. Почему я привела в пример именно художников, писателей, поэтов? Почему в этом списке нет тех, кто делает то, без чего мы в реальной жизни не обходимся: столяры, ювелиры, часовщики, оружейники? А потому, что теперь их товар очень востребован на рынке производства и товара нужно производить много, а без помощи специальных машин ничего быстро не сделаешь. Что ты чувствуешь, приходя в лавку часовщика, который сам делает свои часы, сам подбирает шестерёнки, сам гравирует крышку часов? Ты просишь показать вот те серебряные часы, которые тебе так понравились, ты берёшь их аккуратно, будто бы маленького ребёнка, и с интересом рассматриваешь со всех сторон. Пусть часы лежат на полке довольно давно, ты будто бы чувствуешь тепло рук, сделавших этот замечательный прибор для измерения времени. Со стороны выглядит так, будто бы ты зачарован и околдован магией вещей, что вызывает в людях чувство привязанности к тому, что они всегда носят с собой, будь то эти же самые карманные часы, кулон ручной работы или открытка, сделанная руками дорогого тебе человека, которая всё время находится в твоём кошельке.

А теперь посмотри на часовщика, который уже занялся сборкой новых часов. Оглядись, пройдись по его чистому, уютному магазинчику. Чего бы добился этот часовщик, если бы не любил собирать часы и гравировать их? Он вряд ли бы сидел здесь, в своей собственной лавке. Он бы, как и все, работал бы на заводе, что-нибудь да делал с этими часами, а нравилось бы это ему? Мне кажется, что нет.

Посмотри на эти часы, что ты держишь в руках. Что ты чувствуешь? Уверена на сто процентов, что эти маленькие, аккуратные часики, металл которых согрет твоим теплом, тебе держать намного приятнее, чем те серые однообразные часы, что пачками штампуют для сетевых магазинов. А знаешь, почему? У вещей, сделанных с любовью, есть душа.

А ещё у всего, что сделано с любовью, есть будущее. Именно поэтому музеи хранят картины и ухаживают за ними, берегут старинную мебель, а к скрипкам Страдивари могут прикоснуться в прямом смысле лишь избранные.

Стали бы актёры знаменитыми, если бы не любили своё дело? Нет. Стал бы музыкант давать концерты, собирающие бесчисленные толпы народа, если бы ненавидел музыку? Нет. Стал бы художник рисовать, если бы был равнодушен к искусству? Сколько ни спрашивай, о ком ни спрашивай, а ответ всегда один – нет. А если так подумаешь, то придёшь к мысли, что всех этих профессий вообще не существовало бы, коли людям бы не нравилось искусство.

Стоит понять лишь одну простую вещь – двигателем прогресса является не только лень (как считали «мудрецы» всех времён), но и любовь к своему делу, любовь к тому, над чем ты работаешь. А ведь если тебе нравится дело, которым ты занимаешься, то и работой это можно и не называть. Творить с любовью – значит, творить будущее.

---------------------------
*фраза Конфуция.