Лишь неравнодушные мир меняют к лучшему

Здорово, когда есть куда пойти.

Мой брат вступил в одну из волонтерских организаций нашего города. Казалось бы, ничего особенного, особенно если учесть, что он человек добрый, внимательный, не принимающий поспешных решений, но мои родители да и я пребывали вначале в каком-то состоянии непонимания происходящего. Почему волонтер? Почему именно сейчас? Чем вызвано такое решение? Мама и папа, всегда принимающие участие в наших делах, на этот раз как-то тактично уходили от этих прямых вопросов, стараясь выяснить все происходящее ненавязчиво, как бы между прочим. И тогда я попросила брата объяснить, как расценивать его поступок: «как дань моде», желание быть «в тренде», или «за компанию»? Ответ меня поразил: вокруг так много равнодушия, многим некуда и не к кому пойти не то что со своими бедами, но порой и с радостями. Я задумалась, «посмотрела на мир другими глазами» и поняла, а ведь мой старший брат на верном пути.

Существует распространённое мнение, что в нашем современном обществе главные ценности – деньги и прибыль, и каждый думает только о себе, о своем благополучии и благосостоянии, а слово «добро» давно стало просто словом. Отчасти я с этим согласна – люди, и правда, порой бывают жестоки, эгоистичны и глухи к чужому горю, однако было бы неправильно считать, что это проблема только нашего XXI века. Если мы вспомним историю человечества, то увидим: люди стали равнодушны по отношению друг к другу еще в глубокой древности, когда распалась община. Люди перестали зависеть друг от друга в той мере, в какой это было в первобытном обществе – их перестали интересовать проблемы ближнего, ведь они никак не касались их самих. Вообще, мне казалось: человеку свойственно делать добрые дела в основном из эгоистических побуждений, или «на автомате» – в ситуациях, когда успех общего дела зависит от каждого и связь друг с другом просто необходима. Конечно, всегда бывают исключения, но в целом это, к сожалению, обыденная реальность. Именно из-за этого многие сейчас считают, что доброта «не имеет места быть», что ждать ее от кого-то не стоит, да и творить добро – дело неблагодарное. Но это либо удобная позиция (моя хата с краю), либо (хотелось бы, чтобы было лучше так) – заблуждение. Ещё в XIX веке великий русский писатель Л.Н. Толстой говорил: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». Кажется, такая простая истина, однако так мало людей доходит до её сути! Все те, кто не верит в добро, кто считает, что люди злы и эгоистичны, сами, как правило, не стараются изменить такое положение вещей. На самом деле они совершенно равнодушны к проблемам человечества, они говорят всё это только чтобы потешить своё самолюбие. Эти люди способны лишь возмущаться и обвинять всех и все вокруг; искать во всем негатив, обижаться на несправедливое отношение к себе, а выяснить, почему произошло так, а не иначе, вникнуть в произошедшую ситуацию, рассмотреть ее не односторонне (есть моя точка зрения, и только она правильная), я уж не говорю о том, чтобы совершить доброе дело, помочь кому-то – нет, это уж слишком! (найдется море самых нелепых в таких случаях отговорок и причин). К счастью, есть люди (как мой брат), верящие в чудо, в то, что всё не так плохо в нашем мире, и убедились они в этом на собственном опыте. Этих людей и называют волонтёрами, или добровольцами; уже из этого определения становится ясно, что они помогают другим по собственному желанию, ничего с этого не имея, порой даже благодарности. Просто им действительно хочется изменить мир к лучшему, и они верят: им это по силам. Так кто же они, эти люди, порой такие знакомые незнакомцы? Почему выбирают такой непростой образ жизни?

Мне кажется, в первую очередь, люди становятся волонтёрами как раз для того, чтобы поверить в добро самим, а потом помочь сделать это другим. Волонтёрами становятся люди, нашедшие в себе силы и желание изменить мир, изменить общество, поднять его на новый, я бы сказала, цивилизованный, уровень развития. А этого нельзя достичь, не будучи неравнодушным к чужим бедам, не являясь абсолютным гуманистом. Ведь что значит поверить в добро? Это значит поверить в человечество, в милосердие, справедливость, это гарантии и уверенность в завтрашнем дне, если хотите.

Сами волонтёры вряд ли задумываются об этом (на примере моего Володи я в этом убедилась) – они получают удовлетворение и удовольствие от того, что помогли хотя бы одному нуждающемуся – и это здорово! Кроме того, волонтёры позволяют заново почувствовать связь с людьми, возможность понять, что ты не одинок, тебе есть куда пойти, к кому обратиться, то есть запускают цепную реакцию, если можно так сказать, под названием «твори добро». Люди, занимающиеся «волонтёрством» сейчас, являются как бы первопроходцами, пионерами (поэтому даже своему близкому окружению не понятны) и, сами того не осознавая, «будят» человечество, выводят его из этого состояния «спячки», приведшей к разобщённости и эгоизму. Они доказывают: добро можно делать своими руками, просто так, без всякой личной выгоды.

Мне удивительно и одновременно приятно слышать о том, что всё больше людей разного возраста выбирает жизнь под «алыми парусами». Есть те, кто делает это постоянно, считая своим человеческим и гражданским долгом (то есть являются членами определенной волонтёрской организации, в одну из которых входит наш любимый брат и сын), а есть и такие, кто хотя бы иногда, в частном порядке помогает тому, кому это нужно сейчас, а не тогда, когда уже становится поздно. Хотелось бы верить, что наступит время, когда ни у кого не возникнет мысли о том, что добра не существует, когда желание совершать добрые дела не будет считаться чем-то особенным и героическим. А главное, не будет таких жизненных ситуаций, как у Мармеладова, героя произведения Ф.М Достоевского «Преступление и наказание»: «…страшно, когда некуда пойти». Когда он рассказывал Раскольникову свою историю в распивочной, все смеялись и подшучивали; здесь давно перестали верить в то, что кому-то есть дело до твоих проблем, перестали ждать помощи, очерствели душой, поэтому равнодушно и даже как-то злобно реагировали на откровения спившегося чиновника. Именно это равнодушие к себе и другим не позволяло этим людям изменить свою жизнь и мир вокруг них. К сожалению, со времен Федора Михайловича в отношениях между людьми, то есть между нами, не так много изменилось. Горе, радости, победы и поражения ближнего по – прежнему вызывают либо зависть, либо равнодушие. И только когда такая позиция перестанет быть нормой, тогда можно будет сказать, что наступила новая эра, имя которой «Человечность». Мы осознаем, наконец, что наше общее дело – жить в мире и гармонии, а быть Человеком – это так просто и естественно. И на первой ступеньке к этому стоят те, кто именует себя «волонтер», те, кто сумел поверить в свои и чужие возможности. Главная заслуга их в том, они поверили в добро и доброту и, скромно, без громких слов делая свое дело, вселяют эту возможность в сердца людей.

Это, как мозаика, добро каждого отдельного человека красиво, но остановиться и полюбоваться им смогут немногие, а вот когда группа людей, организация, город, страна – все вместе придут на помощь – это уже красочная, яркая, расцвечивающая мир картина, пройти мимо которой навряд ли захочется, не полюбовавшись. А потом, кто знает, может и самому принять участие, добавив свои краски.

Я горжусь своим братом, который помог мне понять: только мы сами можем изменить себя и мир вокруг нас. Ведь наша жизнь – только в наших руках, и какой она будет, решать тоже нам.