Прекрасное есть щит от зла
(Акакий Акакиевич и его шинель)
Что есть «прекрасное»? И почему же мы можем утверждать, что«оно» щит от зла?
Ведь прекрасное у всех разное, его выбор может зависеть от чего угодно: от твердости характера, от социального статуса, от чего-то, внушенного в детстве, даже от внешности. Будь то духовное просветление, чтение книги, общение с интересными людьми или материальный достаток, машина, губная помада, созерцание заката с шашлыком в руке – это вроде не меняет смысла определения: прекрасное всегда красиво. Но жизнь доказывает, что это не так. Не то частное, индивидуальное или массово – бытовое красивое защищает человека, а лишь прекрасное, которое есть абсолют для всех, связанное, прежде всего, с духовной жизнью человека. Оно дает нам какую – то внутреннюю силу, а мнимое «прекрасное» может отнять даже жизнь. Такое внутреннее чувство прекрасного подвластное далеко не каждому. Лишь оно бескорыстно, и поэтому может защитить. И печально, когда люди бросают свое духовное «прекрасное» ради каких – то мнимых достижений: признания в обществе, счета в банке.. .И нет им защиты, и зло торжествует.
Смысл этого можно понять на примере повести «Шинель» Н.В.Гоголя. Главный персонаж – Акакий Акакиевич – кроткий, тихий и скромный человек, судьба которого быть таким всегда. Его жизнь рутинна, скучна и уныла. Он мелкий чиновник и занимается переписью не особо важных бумаг. И что же здесь прекрасного?
Но, как известно, первое создание на земле – это слово Божье, то есть работа Акакия напрямую связана с Всевышним. А то, что Господь посылает ему, вероятно, и есть прекрасное.
Акакий Акакиевич всей душой любит свою работу, живёт только ей и только для неё. Он как бы может общаться с Богом, преодолевая все сложнейшие испытания. И насколько Бог всемогущ, настолько Акакий Акакиевич укрыт от власти над ним дьявола. Это отражается в его смиренности, во всепрощении, в терпении, в равнодушии к попыткам коллег дразнить его, в бедности. Ведь когда человек богат и сыт, по мнению Гоголя, то он на стороне дьявола. И поэтому в произведении рассказывается про убогое жилище Акакия, про то, как он ест с мухами, как ходит изо дня в день в старой и рваной шинели. Он почти святой. Он хранит красоту души своей, выражающейся в старательном выполнении своей миссии.
Но потом Акакий понемногу начинает предавать своё дело, тем самым прерывает связь с Богом и разрушает щит, создаваемый так долго. Он не выдерживает испытание холодом. И поэтому у него появляется другая цель – любым способом заработать денег на новую шинель. Он начинает считать их, то есть становиться простым смертным человеком( мы все ведь считаем деньги), и духовно деградирует. Он даже не заметил, как начал иметь дело с человеком – дьяволом, то есть с Петровичем. Почему дьяволом? Отчество «Петрович» не случайно у Гоголя. Он считал Петербург – город, порожденный самим сатаной, ведь в нём правят только деньги и социальный статус. «Петрович» значит детище города Петра, ребёнок сатаны. И он потихоньку приближает Акакия к бездне, толкая его на грехи и меняя его взгляды на жизнь. «а не положить ли куницу на воротник?» Теперь его новое «прекрасное» – идея шинели – не способно защитить его так, как прежде это делал Бог. Что же происходит дальше?
Акакий настолько увлечен своей новой затеей, что начинает допускать ошибки, выполняя своё уже устаревшее «Прекрасное», перестаёт писать столь аккуратно, как это было раньше, и самое главное он прекращает думать о своей миссии. А когда в его жизни появилась шинель, наступает следующая ступень деградации – принятие низких людей. Он приходит на работу, где коллеги замечают изменения в его внешнем и внутреннем мире. И ему нравится это. Он стал гордым и нескромным, он морально опустился. Чего стоит один маленький эпизод с женщиной!!!
Кража шинели – это кара, возмездие за утрату любви к настоящему Прекрасному, подмену истинного Великого мнимыми ценностями. И после смерти Акакий обречен на духовную смерть. Он начал мстить( а месть – это грех), отбирая шинели у каждого, раздражающего его взгляд. Прекрасная шинель не стала щитом от зла, а послужила ему... Почему?
Настоящее Прекрасное должно быть другим. Оно всегда обусловлено нравственностью, Богом, великими поступками человеческого духа. Прекрасное связано с добром и совестью. Человек, определяя для себя Прекрасное в своей жизни, должен сделать правильный выбор и быть верен ему. И только такое Прекрасное, если человек его любит, предан ему, несмотря ни на что, есть щит от зла.