Прекрасное есть щит от зла

«Дело художника – противостоять страданию всеми силами, всем своим талантом»
К. Г. Паустовский
«Зло не вне нас, а внутри нас; и оно пребывает в каждой душе.
Мы излечиваемся от него с трудом, потому что не знаем, что больны».
Сенека

Что человек может назвать прекрасным? То, что заставляет человека чувствовать себя лучше? То, что помогает ощутить себя понятым и нужным? То, что для него имеет некоторую ценность? То. что делает жизнь лучше? То, что помогает поверить в чудо? Пожалуй, можно назвать прекрасной природу – небо, облака, цветы, море... Можно, так же, как мне кажется, назвать прекрасным человека, моральные принципы, качества характера, можно назвать прекрасными историю чего-то, краткое мгновение в бесконечном вихре человеческих взаимоотношений, человеческие чувства, эмоции – такие, как любовь, благодарность, понимание, уважение, радость. Но. пожалуй, практически всё то, что человек может считать прекрасным, мимолётно. И уже не увидеть тот цветок, который рос в солнечной Италии две тысячи лет назад, уже не пообщаться с человеком, жившим в далёкой древности, уже не увидеть те события, которые происходили когда-то давно. Не увидеть своими глазами.

Наверное, поэтому с самых давних времён люди стремились придать тому, что они считали прекрасным, форму, стремились запечатлеть для потомков недолговечную красоту, сохранить эту красоту. Сделать так. чтобы она не была такой мимолётной и недолговечной, чтобы кто-то ещё мог полюбоваться на неё. Человек писал картины, стихи, музыку, создавал скульптуры, возводил ни на что не похожие здания, потому что это было нужно ему, его душе. И хоть те художники, поэты, писатели, композиторы, скульпторы, архитекторы древности, оставившие в искусстве или его истории свой след, уже давно мертвы, память о них живёт в их творениях, которые до сих пор могут помочь человеку справляться с теми жизненными невзгодами, что встречаются у него на жизненном пути. Та красота, то прекрасное, что видели те люди, живёт и сейчас, продолжая удивлять, радовать, восхищать...

А что же для человека – зло? Пожалуй, все те мрачные, тяжёлые мысли, с которыми он сталкивается, все те телесные и душевные страдания, всё, что делает человеку дурно, больно, то, что причиняет человеку вред. Это то, что может человека каким-либо способом разрушить, сломать, то. что может подавить его мысли и чувства. Но как же искусство – прекрасное – может помочь человеку бороться со злом, которое нередко находится в самом человеке? И способно ли оно на это?

Как я думаю, оно вполне способно человеку справляться с трудностями: оно вдохновляет человека на то, чего он никогда бы не сделал в иных условиях, помогает человеку пережить то, что пережить ему очень тяжело. Да, пожалуй, в каком-то смысле искусство помогает человеку бороться со злом. Бороться бескровно и неслышно. Часто – очень незаметно. Намного менее болезненно и тяжело, нежели это могло бы быть. Бывает, человеку достаточно лишь прочесть хорошую книгу, послушать музыку, посмотреть спектакль, увидеть картину, чтобы почувствовать себя намного лучше. И в каждом произведении искусства человек видит что-то своё, то, что ближе именно его душе. Порой, в искусстве человек может найти отклик своих переживаний, ответы на мучающие его вопросы, вдохновение для исполнения собственной мечты, а. может быть, и вовсе – просто отвлечься от тех грустных и мрачных мыслей, которые его преследуют. Наверное, в этом и есть та созидающая сила искусства – оно способно не только оставлять след в сердцах тех, кто его видит, но и помогать справиться с жизненными невзгодами, а прежде всего, с самим собой.

Наверное, примером того искусства, которое может противостоять страданию, злу, человеческим предрассудкам является повесть-феерия Александра Грина «Алые паруса».

Казалось бы, это просто обычная, пусть и красивая, сказка – сказка о том, как какое-то желание, какая-то мечта почти волшебным образом исполняется, но. как мне кажется, всё не совсем так. Чем может помочь человеку сказка? Разве может она стать для него своеобразным «щитом от зла»? Но разве негде в повести Грина задуматься? Разве нет в повести ситуации, в которой человек мог бы увидеть самого себя? Что, казалось бы, может быть проще красивой мечты Ассоль – мечты о корабле с алыми парусами? А ведь та мечта, пожалуй, помогала ей жить в городе, в котором и она, и её отец были чужими. Жители города не любили их, смеялись над ними. И, сколь бы сильным в моральном плане не был человек, порой ему бывает трудно справиться с целой толпой, когда та готова относиться жестоко, часто несправедливо. И вера в то, что когда-нибудь приплывёт тот корабль, о котором ей в детстве сказал сказочник, помогала Ассоль жить среди тех людей, которые ненавидели её и её отца. Или – что может быть прекраснее того чуда, которое Грэй сотворил для Ассоль? Она мечтала о корабле с алыми парусами, и он подарил ей ту радость, тот восторг, которые она испытала, увидев это наяву. Разве есть что-то чудеснее той мысли, что человек сам может сделать себя счастливым – нужно лишь захотеть и приложить усилия? И ведь эти мысли помогают человеку справляться с несправедливостью, со злобой других людей, с непониманием, помогают продолжать верить в свою мечту даже тогда, когда она кажется невозможной, помогает понять, что каждый человек может и сам стать почти волшебником, приложив какие-то усилия и исполнив мечту другого человека. Наверное, именно поэтому я считаю эту повесть одним из самых ярких примеров того, как искусство может помогать человеку бороться со злом. Наверное, искусство – отражение души человека. И отражение души не только автора, который потратил так много сил. чтобы запечатлеть нечто прекрасное, чем бы оно ни было, но и того человека, который выступает лишь зрителем, слушателем, читателем. Оно является тем, что способно впечататься в память, в ум человека, заставить его сопереживать, сочувствовать, понимать...

Искусство способно заставлять человека испытывать какие-то эмоции, способно делать человека неравнодушным. А ведь, пожалуй, именно равнодушие – самое страшное зло. которое только можно представить. Из-за равнодушия происходит большинство человеческих бед. Потому что проще пройти мимо, ничего не заметить, не увидеть горя другого человека, не помочь ему. Потому что проще ничего не понять, ничего не знать о страданиях других людей. Тогда незачем волноваться, переживать, незачем тратить моральные и физические силы на то, чтобы делать что-то не для себя. Тогда человек начинает жить только для себя, не видя ничего вокруг. Для него становятся пустым звуком мечты других людей, даже те, от исполнения которых, в итоге, может зависеть и его жизнь, для него становится ничем чужая боль, он видит лишь свою и ненавидит всех вокруг за то. что её испытывает. Тогда человек перестаёт видеть в самом себе то. что ему нужно в себе исправить. Совершая зло другим людям, он ненавидит всех за то, что это зло к нему возвращается. Он только ненавидит, а ненависть может породить только ненависть.

Искусство же помогает человеку стать неравнодушным, увидеть своё поведение со стороны, понять свои ошибки или спокойнее, а, возможно, и с жалостью относиться к тем людям, которые не видят той красоты, которые остаются к ней равнодушны, оно помогает понять, что, хоть и многое, но далеко не всё зависит от самого человека, помогает относиться к жизни немного проще. Оно помогает бороться с тем злом, которое в жизни может встретиться. Я считаю, что именно поэтому говорят: «Прекрасное есть щит от зла».