Прекрасное есть шит от зла
Прекрасное есть красота и добро. Поэтому, сохраняя прекрасное в наших душах, мы становимся лучше. Это очевидно. Но где же «живет» такое абстрактное понятие как прекрасное? В чем оно материализуется? И в каких случаях и как прекрасное по-настоящему спасает?
В нашем мире сложно найти то самое «прекрасное», а еще сложнее его удержать. Первичную роль в его обретении играет состояние души человека. Важно, несмотря все жизненные трудности, что выпадают на нашу долю, нужно сохранять внутреннюю гармонию, надежду и веру – поддерживать чистоту души, «ухаживать» за ней.
Одним из способов сохранить прекрасное в душе становится общение с искусством. В мирное время функция искусства как защитника и спасителя зачастую неощутима. Мы прибегаем к искусству для развлечения и отдыха, не думая о том, какую службу может оно сослужить нам в действительно трагических ситуациях, когда люди стоят пред лицом смерти. Вот тогда-то .действительно, искусство как хранитель прекрасного возвращает человека к жизни. Прекрасное, рожденное искусством и отраженное в наших душах, становится щитом от зла и спасает человеческое в человеке. А это главное – не пасть, не деградировать, не опуститься... Только тогда возможно выжить. Проиллюстрировать сказанное хочу страницами истории нашего города.
Страшное время блокады. Фашисты надеялись, что город умрет. От голода, холода, и . главное, жители дойдут, не выдержав испытаний, до крайней степени духовного разложения. Превратить город в ад – вот чего добивались гитлеровцы.. Блокада – блок ада. Сейчас часто говорят о страшных фактах, когда люди от голода опускались до зверских поступков. Но эти случаи были лишь маленькими штрихами на страницах героического подвига многих людей, которые остались людьми. И помогала многим выжить в то страшное время не лишняя пайка хлеба, а спасало искусство, возвращающее человека к прекрасному.
Художнику Витольду Петровичу Явшицу на момент начала блокады было 11 лет. Он рассказывал, как поменял подаренный матерью на день рождения кусок хлеба на акварельные краски. В тот же день он при коптилке принялся этими красками делать копию работы К.Брюллова «Бахчисарайский фонтан». Он до сих пор уверен: этот набор английской акварели, выменянный на пайку хлеба, сохранил ему рассудок и жизнь. А еще подарил профессию. С помощью живописи он спасался от творившегося вокруг хаоса, страха перед смертью, забывал о голоде. Он не обезумел, не отчаялся, не потерял человечность. Краски послужили ему защитой от зла – сделали сильнее.
Все из нас знают о Седьмой симфонии Шостаковича, позже названной «Ленинградской». Композитор писал её, находясь в осажденном фашистами городе, под звуки разрывающихся снарядов и пулеметных очередей. Впоследствии он скажет: «Моим оружием была музыка». Немалых усилий стоило собрать оркестр и организовать исполнение произведения в Ленинграде. Премьера состоялась девятого августа 1942 года. Зал был полон: прижимаясь друг к другу, люди стояли в проходах и на балконах. Толпы ленинградцев теснились у входа в филармонию, весь город собрался у радиоприемников и, затаив дыхание, слушал всепобеждающую музыку. Оркестру аплодировали тоже стоя... Откуда-то вдруг появилась девочка с букетиком живых цветов. Это было настолько удивительно!.. За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великий праздник. Искусство сотворило чудо. «Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли», – вспоминала участница премьеры Ксения Матус. Музыка пробудила в людях новые силы жить и выживать, открыла «второе дыхание», придала ленинградцам уверенности и твердости в намерении выдержать, сломить, победить.
Удивительно, но даже в то поистине страшное время в городе продолжали работать театры. Перед актерами стояла тяжелая задача – побороть страх и голод, найти в себе силы и играть. Играть для таких же, как они, потерявших все, постепенно утрачивающих надежду и желание сражаться. И искусством защищать.
Одним из немногих ленинградских театров, который был открыт на протяжении всей войны, был Театр музыкальной комедии. Веселая оперетта позволяла людям хоть на короткое время забыть о тяготах блокадной жизни. Да и бойцам на фронте необходимо было знать, что город живет, что в нем идут спектакли. Вместо цветов актерам дарили еду. Подумать только, умирающие с голоду люди отдавали свои, возможно, последние куски хлеба! Это значило лишь только то, что ленинградцы по-настоящему нуждались в театре и видели в нем спасение. Своей игрой актеры вселяли в людей уверенность и надежду, что было для них мотивацией жить и сражаться. Таким образом, зрители и выступающие создавали взаимную творческую душевную связь, делились силами и служили поддержкой друг другу.
Живопись, музыка, театр – все это сохраняло свет разума и рассудок людей, оказавшихся в нечеловеческих условиях, сохраняло то самое неуловимое «прекрасное» в их душах, придавало им силы жить, бороться, любить, несмотря ни на что, идти вперед, таким образом защищая их души от царившего вокруг заразного зла.
Прекрасное есть щит от зла. Если возникнут сомнения, что такое эфемерное понятие спасает, вспомните страшные дни блокады и тех людей, которые выжили именно благодаря общению с прекрасным.