Путь добра не песнопение, а труд и служение

Что такое «путь добра» и каждый ли человек может сознательно пойти по нему, не требуя ничего взамен? Идти этим сложным жизненным путем – это способность и готовность в любую минуту прийти на помощь ближнему, нуждающемуся в ней, если это потребуется. Но чтобы по-настоящему помогать другим, нужно не только говорить о добре и милосердии, получая удовольствие от произведенного эффекта, или делать разовые пожертвования в благотворительные фонды, нужно сделать это основной целью своей жизни. И можно сказать, что «путь добра» – это «предрасположенность души» к совершению добрых поступков, это осознанный и великий жизненный выбор, на который могут решиться далеко не все. Идти этим жизненным путем – значит, во многом отказывать себе, ограничивать свои помыслы и желания. А что взамен? Труд, тяжелый, ежедневный труд и лишения, на которые ты сознательно обрекаешь себя. Еще в середине девятнадцатого века об этом размышлял Н.А. Некрасов, и на свет появились удивительные строчки, содержание которых, если вдуматься, потрясает: «Не хуже нас он видит невозможность служить добру, не жертвуя собой». Значит, путь добра – это путь «сознательной жертвенности» и всепоглощающего труда во имя каких-либо высоких целей. Но что это может быть? Какие цели стоят за таким жизненным выбором?

Сразу вспоминается Великая Отечественная война и тот подвиг, который совершили сотрудники Эрмитажа, спасая от врага его бесценные сокровища. К сожалению, эти факты до сих пор известны немногим, потому что слишком много человеческого горя и смертей оттеснили на задний план то, что происходило за стенами музея. А ведь это достойно глубочайшего восхищения и преклонения. Страшные дни войны и блокады доказали это всем. 22 июня 1941 года объявили о нападении фашистов на Советский Союз. И уже в этот день директор Эрмитажа академик И.А. Орбели призвал своих сотрудников и научную интеллигенцию города к работе по спасению сокровищ Эрмитажа. Нужно было срочно подготовить к эвакуации в Свердловск шедевры мировой культуры. Позже И.А. Орбели напишет о том, что люди работали, забыв о сне и отдыхе, не щадили себя, и ему приходилось заставлять их ...делать перерывы на сон и отдых, потому что у многих от усталости шла носом кровь, а некоторые падали без сил прямо у ящиков с бесценными экспонатами. Но упрямо поднимались и продолжали работать дальше. Что двигало этими людьми, которые сумели в нереально короткий срок подготовить к вывозу из осажденного города бесценные произведения культуры? Любовь к Эрмитажу, любовь к добру, самая настоящая любовь, которая всегда оказывается сильнее смерти и побеждает ее. Научные сотрудники Эрмитажа ценою жизни отстояли свой музей. Когда читаешь их записи блокадных дней, то невольно поражаешься: Эрмитаж для них живой! Он сражается с врагом и стоит насмерть, он прекрасен даже в кровавом зареве пожаров, с выбитыми стеклами, со страшными разрушениями от налетов и артобстрелов, он борется, страдает, мучается, как и те, кто откажется его покидать даже перед лицом голодной смерти. В ответ на предложения эвакуироваться сотрудники музея отвечали категорическим отказом, они письменно подтверждали свои решения, понимая, на что идут, и эти заявления до сих пор хранятся в архиве музея. Директор был в растерянности: люди готовы принять мученическую смерть от голода, но не покидать Эрмитаж. На что надеялся враг? И как можно победить людей, которые посвятили свои жизни служению добру и доказали это трудом в поистине нечеловеческих условиях! «Им Эрмитаж был дороже своих сил и здоровья», – сказал академик Орбели, подводя итоги всему пережитому во время войны. Но это было в экстремальных условиях, а как же в мирное время, когда многое воспринимается совсем по-другому?

До сих пор бытует мнение, что путем добра, путем «служения» могут идти только святые, которым эта стезя предназначена свыше Богом, и то это было возможно только в глубокой древности, когда и жизнь «была другая» и «люди были другими». И сегодня многие считают, что таких «подвижников духа» больше нет, и не будет. Но история легендарной матери Терезы, жившей и служившей добру в двадцатом веке, свидетельствует об обратном. В своих выступлениях она всегда была убедительна: «Люди часто бывают неразумными, нелогичными и эгоцентричными. Все равно прощай их. Если ты добр, люди могут обвинить тебя в эгоистичных и скрытных мотивах. Все равно будь добр. Если ты честен и искренен, люди могут обмануть тебя. Все равно будь честным и искренним. То добро, что ты сделал сегодня, люди часто забудут завтра. Все равно делай добро». Что для нее означало «делать добро»? Оказывается, мыть, чистить, стирать, убирать, ходить за безнадежными больными, у которых нет шанса на выздоровление, и которые никогда и ничем не смогут отблагодарить тебя. Не случайно в русском языке есть пословица: «Не строй семь церквей, возьми семь детей». Путь добра, путь труда во имя ближнего приравнен к подвигу во имя Бога. В мирской жизни мать Тереза была свидетелем подобного отношения к жизни – ее родная мать усыновила и удочерила шестерых сирот, несмотря на то, что в семье было трое своих детей. В своем служении Мать Тереза исходила из того, что нужнее совершать такие добрые дела, как помощь нуждающимся, вместо того чтобы посвящать все свое время только молитвам и службам. Это тоже, конечно, присутствовало в её жизни, но упор она и ее сестры – монахини делали на другое – трудись во славу Господа, преумножая добро в мире. Это яркий пример жизни на Земле, посвященный тяжелому труду во имя служения добру, любви и милосердию. Мать Тереза умерла в 1997, но ее пример успел вдохновить многих. И поэтому уже в наши дни, в начале двадцать первого века, ее дело приобрело совсем другой размах. Сегодня Орден милосердия насчитывает около трехсот тысяч человек, работающих в восьмидесяти странах во всех уголках мира.

Как ни странно, но и в мирской жизни добру именно «служат». Интересно, как объясняет значение этого слова словарь под редакцией С.И. Ожегова: «Служить. 1.Исполнять обязанности служащего, работать в качестве кого-нибудь, а также исполнять воинские обязанности. 2. Делать что-нибудь для кого-чего-нибудь, выполняя чью-нибудь волю, приказания, направлять свою деятельность на пользу чего-нибудь. 3.Иметь своим назначением что-нибудь, быть пригодным для чего-нибудь. 4. Выполнять свое назначение». У верующих это слово воспринимается как совершение именно богослужения. Значит, служение добру изначально исполнено высокого смысла. Служить – приносить пользу, отдавать себя всего чему-либо без остатка, нередко во вред себе.

Тех, кто посвящал свою жизнь служению добру, в миру стали называть подвижниками. Подвижники – это люди, героически принявшие на себя тяжелый труд или лишения ради достижения высокой цели. Одним из таких людей был академик А.Д. Сахаров. Его судьба уникальна. Гениальный физик, «отец водородной бомбы», один из основных создателей «ядерной мощи державы», обласканный властью и ни в чем лично не испытывающий недостатков, вдруг резко и решительно стал бороться за права рядовых граждан. Бороться во вред себе, понимая, что навлекает на себя гнев сильных мира сего. В своих выступлениях он позволял себе критику высшего руководства страны, указывая им на грубые ошибки и просчеты в управлении экономикой, внутренней и внешней политикой. Зачем он это делал, что им двигало? «Отец водородной бомбы» вдруг осознал, что он причастен...к злу – к участию в работе над ядерным оружием, к созданию термоядерного оружия. А.Д. Сахаров внезапно осознал меру своей личной ответственности перед обществом, и не только перед обществом! «Я стал больше думать о конкретных человеческих судьбах», – сказал он в одном из своих интервью. И его жизнь изменилась кардинально. Он был решительно против войны в Афганистане (как только его не оскорбляли за это и что только не говорили), он защищал права невинно осужденных, задавленных властью и идеологией, тех, от кого отворачивались все, боясь за себя. И за это – семь лет бессмысленной ссылки в Горький, запрет на занятия наукой, отвратительные и полные гнусной лжи публикации в свой адрес... И только время доказало его правоту, не случайно о нем станут впоследствии говорить не только как о великом физике, но и как об истинном гуманисте, готовом отдать свободу и жизнь за свои убеждения.

В наши дни примером настоящего служения добру и людям можно назвать жизнь Д.А. Гранина, выдающегося писателя и общественного деятеля. Его романы «Искатели», «Зубр», «Блокадная книга» (в соавторстве с А.А дамовичем), «Вечера с Петром Великим» и другие сегодня известны всем читающим людям. Не менее известно и то, что жители нашего города считают его своим духовным лидером, бескомпромиссным и прямым, за что в 2005 году его избрали Почетным гражданином Санкт-Петербурга.

Именно его романы, статьи и эссе учат нас быть добрее и милосерднее, говорят о необходимости высокой цели в жизни и нравственности, но удивительнее всего то, что он доказал истинность своих убеждений и принципов на деле. Именно Д.А. Гранин стоял у истоков возрождения благотворительной деятельности в нашем городе, личным примером показывая, как надо относиться к тем, кому плохо и кто не может обойтись без чьей-либо помощи. По его инициативе было создано общество «Милосердие», основной целью которого было оказание помощи людям не денежными средствами, а личным участием и трудом. Человек не может оставаться один на один со своими проблемами, в жизни бывают жестокие минуты, и необходимо, чтобы кто-то оказался рядом, поддержал, помог, сказал доброе участливое слово.

Каков сегодня путь добра? Что мы вправе ожидать по отношению к себе? Д.А. Гранин в своей статье «Потерянное милосердие» приводит простой и поэтому очень страшный случай, страшный своей заурядностью и обыденностью. Когда он поскользнулся на улице и упал, то получил тяжелейшие травмы, но не физическая боль врезалась в его память, а внутренняя, душевная. Ему, фронтовику, участнику Великой Отечественной войны к физическим страданиям было не привыкать. Его поразил тот факт, что не нашлось никого, кто бы ему просто помог, помог встать, предложил бы помощь, проводил бы до дома, вызвал бы машину скорой помощи. Всем было некогда, все спешили по своим делам и не брали его в расчет.

А затем в обычной городской больнице он увидел пожилую женщину, которая попросила его посидеть с ней ночью рядом, так как она умирает и не хочет в этот момент быть одна.

Это потрясло Д.А. Гранина, и заставило его по-другому взглянуть на жизнь. Он открыто признал, что цивилизация XX века была технической, а не человеческой, она себя не оправдала. Судьба человечества зависит не от высоких технологий, она зависит от количества доброты и сострадания.

И его мнение находит себе подтверждение каждый день. Совсем недавно Интернет буквально взорвался из-за стихов одинокого старика, умершего в маленьком австралийском городке в доме престарелых. В них говорится о том, как всем (вне зависимости от страны проживания) не хватает доброты и любви, как коротка человеческая жизнь и как переменчива. «Капризный старик» страдает от своей ненужности, от вынужденного одиночества, от старческой немощи, от сознания полной безысходности:

Сестра! Взгляни в мои глаза!
Сумей увидеть то, что за...
За этой немощью и болью,
За жизнью прожитой, большой.
За пиджаком, подбитым молью,
За кожей дряблой, «за душой»...

Медицинская сестра нашла эти стихи после смерти старика среди его жалких вещей. В больнице, где это произошло, у всего персонала был шок. В этот день они многое поняли и переосмыслили. И теперь их путь изменился – добро и милосердие властно напомнили о себе.