Путь добра не песнопение, а труд и служение
(Почему погиб вишневый сад)
Что такое красота? Часто определение этого понятия дают через аллегорический образ. Для А.П. Чехова символом красоты был вишневый сад. Писатель мечтал, чтобы вся наша земля стала таким садом. Да и сам автор, где бы ни он находился, старался сделать окружающий мир лучше, облагораживая землю прекрасными садами. Чехов понимал, что от самого человека зависит, насколько красива будет жизнь. Прекрасное и нравственное – это труд и служение, а не красивые слова. И то, как люди относятся к прекрасному, характеризует их человеческие возможности, способности и уровень развития личности. Об этом его самая главная книга – пьеса «Вишневый сад».
«Вишневый сад» можно без преувеличения назвать самым известным произведением А.П. Чехова. Количество поставленных спектаклей, трудно по-другому сказать, «зашкаливает». Всех манят блестящие масштабные образы Раневской, Лопахина, Пети, Ани, Шарлотты и других героев пьесы. Характеры интересные, очень выпуклые, колоритные , но есть реальная опасность обмануться. Все герои красиво говорят, много и также красиво страдают, эффектно переживают потерю сада. А такими ли красивыми людьми на самом деле были эти герои пьесы? Что ими движет? И почему же вишневый сад был потерян?
В усадьбе Раневской вообще витает какой то дух полного несчастья ( при общей веселости, на которой, кстати, настаивал Чехов). Наверное, потому, что все герои пьесы, легкие и беспечные, оказываются несчастными людьми, вовремя не понявшими, в чем их главная проблема. Они – маленькие людишки, которые не могут духовно расти, нравственно трудиться. Пустословие, прикрывающее неспособность брать ответственность и действовать. Беспредельный эгоизм и тотальное одиночество... Страдают, смеются, плачут, болеют в одиночестве. И каждый говорит только о себе. И виноваты все, кроме них. Смеясь над Епиходовым, они не понимают, что он – их двойник. Собравшиеся в этом доме люди глубоко несчастны даже не по-епиходовски (упал, уронил...) Гораздо больше. Каждый. Почти все. И причина их тотального несчастья одна: неспособность брать жизненные высоты, неумение ценить прекрасное на деле и служить идеалу, подвижнически беречь красоту – вишневый сад.
Любовь Андреевна – самый яркий и выразительный пример этого. Вечно смотрит не так , как надо, и не туда. Как-то поверх голов. Поверх времени, созерцая прошлое и будущее, не видя настоящего, доброго, истинного. Привыкнув к богатству и роскоши, она не определилась, какое «лицо» ей сейчас надеть в соответствии с трагическим положением дел. Поэтому медлит, медлит, не слыша призывов Лопахина. И вновь звучат красивые слова, и ... совершается предательство: она сбегает, оставив на смерть сад и Фирса.
Море слов и ни капли дела. Вишневый сад огромен и требует от человека такого же труда и служения. А Раневская не смогла пожертвовать спокойствием, удовольствием, праздным существованием, подчиненным эго... Маленькой оказалась душонка, прикрытая ложным пафосом. Помните, что бормотал старый Фирс о том, как вывозили из сада целые возы сушеной вишни? Вы только представьте, сколько надо здоровых плодоносящих деревьев, чтобы наполнить возы сушеной ягодой. Даже особых математических знаний не нужно, чтобы понять,, что Чехов говорил не о маленьком садике с двадцатью деревцами. Он писал об огромном участке земли невероятного размера. Действительно, этот сад – с мир. Если встать на холм, посмотреть налево, направо – конца не видать! Этот сад уходит за горизонт – настолько он велик! У него нет границ. Мне кажется, что Любовь Андреевна так любила этот сад именно за это: размер, которого ее душе так не хватало. Масштаб сада как будто соответствовал масштабу ее статуса, личности, масштабу ее страстей. Как будто соответствовал. Как будто... Но на самом деле она маленький человечек, не способный служить прекрасному, отдавать себя. Большой сад стал не по плечам. А вещь не по размеру можно сбросить...
Имя героини Чеховым выбрано не случайно. Любовь... Любовь является мерилом духовного развития человека. Человеческое в человеке проверяется любовью, человек велик умением любить. Раневская привыкла к тому, что все влюблены в нее и воспринимает это как должное и «любит» эту «любовь». Но сама оказывается неспособна любить то, что требует помощи, гибнет – сад. Она не любит проблемы, ведь красивым нужно лишь восторгаться, но не служить ему.
Лопахин покупает сад ради Раневской. Но она не принимает его, не берет... Ведь и тут нужно что-то делать, а не рассуждать и плакать. И из-за маски сильной красивой женщины выглядывает маленькое личико маленького человечка, не умеющего по-настоящему жить, любить, отвечать за сделанные ошибки. Поэтому-то она спасается бегством в свои прошлые проблемы, от которых когда-то бежала сюда, в мир красоты, слабая, за помощью. Но требования, которые предъявил ей сад, оказались для нее непосильными. Как и для всех остальных. Даже новый владелец сада Лопахин с его «любовью» к Раневской не «тянет», тоже оказывается духовно мал и узок. Почти по-животному хищно звучат в конце слова Лопахина о саде. Сад – его!!! Это маска властителя, ведь надо соответствовать данному ему масштабу приобретения. Опять слова, слова, слова... – и слышен стук топора. Пространство сужается и исчезает. Маленьким людям не нужен большой сад.
В пьесе нет плохих, злых, добрых. Есть только маленькие несчастные люди в большом прекрасном саду. Глобальное несоответствие. Путь добра, путь к красоте для них только «песнопение», а не труд и служение. Не правда ли, очень современно?