Человек, будь человечнее!

«Человек – это великолепно! Это звучит гордо!» Эти слова, взятые из пьесы «На дне» Максима Горького, определяют сущность, звание человека, веру в его назначение, в его великое призвание. Максим Горький прославляет человека и человечность в нём.

Кто такой человек? В любом Толковом словаре можно найти определение: «Человек – существо, обладающее волей, разумом и высшими чувствами; представитель млекопитающих отряда приматов». Но что отличает нас от других представителей приматов? Конечно же, наличие культуры, способность к членораздельной речи и мышлению. Но только ли это? Возможно, нас отличает ещё что-то. И это что-то можно назвать «человечностью».

А что же такое человечность? Сложно ответить на этот вопрос. На мой взгляд, человечность – это, прежде всего, способность к проявлению таких чувств, как любовь, сострадание, понимание и милосердие. Именно эти чувства отличают человека от животного. Но, к сожалению, они присущи далеко не всем людям. Во все времена писатели и поэты, мыслители и философы пытались ответить на вопрос: « Что такое человечность?»

Если заглянуть в Библию (Книгу Книг), то можно найти ответ на этот вопрос. Человек считается человеком, если живёт по десяти заповедям: не ворует, не убивает, не прелюбодействует, работает шесть дней и посвящает седьмой день Богу.… Это, с религиозной точки зрения, называется человечностью и отличает настоящего человека.

И во многих произведениях известных писателей мы можем найти ответ на этот вопрос. Каждый по-своему отвечает на него в таких произведениях как: «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова или «Война и мир» Л.Н.Толстого, « Отцы и дети» И.С.Тургенева или «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.

Я учусь в 10 классе и недавно мы изучали роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Ведущая проблема в этом романе – проблема человечности и античеловечности. Знакомо ли Раскольникову понятие «человечность»? Нет! Родион Раскольников превыше всего ставит власть над людьми, деля людей на достойных и недостойных, «обыкновенных» и «необыкновенных». Он «разрешает» себе убить человека, пусть даже и вредную, противную старуху-процентщицу, чтобы проверить, кто он: «Сверхчеловек» или же «тварь дрожащая», то есть обычный человек. Это страшный и жестокий опыт, эксперимент над человеком! Родион Раскольников убил не только старуху и её сестру, он убил в себе Человека, человеческую природу, он загубил свою Душу. Прочитав роман, я услышала голос автора, который обращается к каждому читателю: «Человек, помни, кто ты! Будь человечнее!»

Но самой бесчеловечной является, конечно же, война. Одно слово, но, сколько боли и страданий мы слышим в нём! Во все времена война считалась самым жестоким и ужасным, противным природе человеческой явлением, уносящим сотни, тысячи, миллионы невинных жизней. Слушая сообщения в СМИ, я была возмущена примером бесчеловечности, который исходит от Исламского государства. Зверские убийства неверных, объясняются тем, что им «Аллах велел». Отцы-убийцы учат убивать детей, как только они научатся ходить и держать в руках пистолет. Дети жестоко и хладнокровно убивают людей, расстреливают их в упор. И всё это велит им делать Аллах?! Вот где настоящая бесчеловечность!

Однако если прочитать рассказ Виктора Розова «Дикая утка», можно увидеть и совершенно иную сторону войны. Этот рассказ повествует о случае, который произошёл во время Великой Отечественной войны. Голодные и уставшие после тяжёлого боя солдаты, неожиданно находят утку, и решают её съесть. Но утка смотрит на них добрыми доверчивыми глазами и в сердцах людей разливается тепло и умиление. Просыпается милосердие, и в итоге утку отпускают на свободу. Солдаты просто не смогли убить это невинное маленькое живое существо, решив, что это бесчеловечно.

Зимой, прогуливаясь по заснеженным улицам нашего города, я обратила внимание на то, сколько девушек и женщин ходят в шикарных шубах! О чём это говорит? О хорошем достатке? Да. О моде? Возможно, ведь ещё А.П.Чехов писал: « В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и мысли, и лицо, и одежда». Одежда? Я согласна. Но какая? В виде дорогих шуб, а значит шкур, содранных с бедных животных: енотов, песцов, белок, норок…. Так и хочется крикнуть: «Что же ты делаешь, человек? Будь человечнее! Не сдирай шкуры с животных и не щеголяй в шубах!» Каждый год миллионы невинных животных погибают от рук человека ради добычи их шкур! Тела животных не используют на пропитание, а просто оставляют гнить или на съедение другим зверям, предварительно сняв с них шкуры, ради каких-нибудь богатых барышень, которым захотелось поносить на себе норку или песца. Можно ли говорить, что существа, убивающие животных только лишь ради их шкур – люди? Человеки? Нет!

А как человек обращается с другими себе подобными? Тому примеров великое множество: продажа людей в рабство, насилия, убийства, похищение людей с целью продажи их органов. Заглянем в детские дома – вот где пример бесчеловечности! Дети в детских домах растут без ласки и без родительского тепла. У них нет родителей. Никто им не поможет, не даст совета, не успокоит. Их единственное желание – найти маму. Некоторые из них совсем не помнят родителей. Другие же помнят, но какие это воспоминания? Они помнят побои, постоянное пьянство и драки. Разъярённые пьяные родители зачастую настолько избивают детей, что те попадают в реанимацию! Дальше тюрьма, лишение родительских прав, ребёнка в детский дом. Только счастлив ли он там? И разве можно тут говорить о человечности?

Я начала своё сочинение со слов Максима Алексеевича Горького о Человечности. Закончить же хочу его же словами: «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век!» Относись с уважением к другим себе подобным, а также к животным. Пускай в сердцах людей будут процветать лишь милосердие и любовь. И Мир тогда станет прекраснее, добрее, а люди станут светлее и гармоничнее! Человек, всё в этом мире зависит от человека. Всё дело в самом человеке, и мир зависит от человека!

​