Сергий Радонежский – воспитатель русского народного духа

Дано Преподобному Сергию Радонежскому трижды спасти Россию:
при князе Дмитрии Донском, второй – при литовцах и поляках, а третий...

Николай Рерих

Августовский вечер... Облокотившись на косяк входной двери, я удобно устроилась на ступеньках крыльца. Сквозь кроны деревьев пробивались лучи заходящего солнца. В теплом воздухе медленно кружил первый желтый березовый лист. Невольно следя взглядом за замысловатой траекторией падения, я ни о чем не думала. Напряжение моменту придал голос Иосифа Кобзона: 

Так не бывает – в детей не стреляют. 
Сердце от черной беды замирает. 
Ты им последним пристанищем стал 
Черный от копоти школьный спортзал... 

Чудовищный по своей бесчеловечности и количеству невинных жертв теракт в Беслане, в результате которого погибло триста тридцать четыре человека, из них сто восемьдесят шесть – дети, свыше восьмисот человек ранено, всплыл в памяти. Мурашки пробежали по спине. Лист упал на землю.

Я поднялась и пошла в сторону Орлинского озера, на живописном берегу которого в сени столетних тополей расположен Спасо-Преображенский храм. Прикоснувшись к холодным стенам, излучающим величие и умиротворенность, я вдыхала воздух, пытаясь успокоиться, но душевное равновесие не возвращалось. Войны, боль, кровь, смерть, страдания, разлука, распад... Мысли переплетались, воображение очерчивало линию угрозы единству Российской Федерации. За этой линией возвышаются вершины величественного и неповторимого Кавказа, изрезанные горными реками и труднопроходимыми перевалами, таящими зло и ненависть, навевающими страх. Богатая древняя культура, сосредоточение большого разнообразия национальностей и языков делают Кавказ одним из самых потрясающих мест на планете и в то же время очагом волнений, имеющих своей целью сломать русский дух, привести к распаду нашей страны.

Обняв одну из колонн, расположенных у входа в храм, вспоминаю уроки истории и рассказы родителей. Непонимание между народами, давшее толчок в тысяча девятьсот девяносто втором году к вооружённому столкновению жителей ингушской и осетинской национальностей на территории Пригородного района Республики Северная Осетия и вынудившее тысячи ингушей покинуть территорию исторического проживания в её Пригородном районе – Алания и городе Владикавказ, явилось одной из первых маленьких трещинок, в наши дни пошатнувших дух единства населения России.

И в вооружённый конфликт (пятидневную российско-грузинскую войну), произошедший в августе две тысячи восьмого года между Грузией, с одной стороны, и Южной Осетией и Абхазией, а также Россией, с другой, была вовлечена Северная Осетия, куда прибыли около сорока трёх тысяч беженцев из Южной Осетии и внутренних областей Грузии. Трещинки упрямо образовывались, расползались, вырисовывая паутину, стремящуюся поглотить, уничтожить народный дух.

В тех же временных рамках конфликт между Россией и сепаратистски настроенной Чечнёй стал причиной совершения на территории Северной Осетии порядка двадцати террористических актов, среди которых взрывы, произошедшие девятнадцатого марта тысяча девятьсот девяносто девятого года во Владикавказе в торговых рядах Центрального рынка (погибли пятьдесят четыре человека, более восьмидесяти получили ранения различной степени тяжести), первого августа две тысячи третьего года в Моздоке на территории Моздокского военного госпиталя в результате приведенного террористом-смертником в действие взрывного устройства на грузовике "КамАЗ" (погибли пятьдесят два человека и семьдесят восемь получили ранения, госпиталь был разрушен).

Так, являясь субъектом Российской Федерации, Северная Осетия незримо становится пробой твердости духа, неким мерилом степени духовности нашего народа, не зависящей ни от образования, ни от происхождения, ни от всего того внешнего, что накладывается временем, эпохой и народностью. Её современная история для моих ровесников является примером очевидной угрозы единству и независимости России, исходящей как от врагов внешних, так и от внутренних.

Толкнув тяжелые двери, захожу в храм. Служба окончена. Тишина, запах ладана и мерцание свечей. С иконы на меня смотрят добрые старческие глаза Преподобного Сергия Радонежского, воспитателя русского народного духа. Во все трудные годины земли русской народ всегда уповал на Преподобного и говаривал: «Преподобный знает, Преподобный сделает». Основным качеством жизни Сергий считал духовность, мерилом и двигателем которой являлось сердце, отзывающееся на чужую боль. И сегодня народ вновь должен укрепиться духом, пережить свое нравственное возрождение, которое сделает возможным и возрождение политическое, и единение России. И есть все основания предполагать, что третий срок для вмешательства Сергия Радонежского в судьбу великой страны наступает именно в наши дни. Уже есть указания на то, что Преподобный Сергий начал новое служение своему народу, и есть знаки.

И вновь мысленно возвращаюсь к Северной Осетии. Именно там жительница станицы Виноградное Моздокского района Елена Басаева в первую годовщину грузинской агрессии в августе две тысячи девятого года в куче щебня нашла икону Преподобного Сергия Радонежского. Думается, что место обретения иконы далеко не случайное. Не случаен и тот факт, что в момент, когда женщина подняла икону, глаза Преподобного ярко загорелись, а при совершении обряда освещения оклад начал обновляться. Это знак, указание, что именно с гор Кавказа начнётся укрепление и обновление духовности, рост единства Российской Федерации.

Лик святого укрепил мою веру в торжество жизни и счастья, любви и безмятежности, мира без войн, веру в величие и единство России. Совершенно спокойной я вернулась домой и, облокотившись на косяк входной двери, вновь удобно устроилась на ступеньках крыльца. Сумерки сгущались, поглощая мысли и навевая лень. Клонило ко сну. Где то вдалеке слышался колокольный звон.

​