На общее Благо трудясь и творя, поможем стране и культуре

Если природа необходима человеку для его биологической
жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной,
нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его 
привязанности к родным местам, следованию заветам предков, 
для его нравственной самодисциплины и социальности. 
Д.С. Лихачёв.
«Письма о добром и прекрасном».
Письмо сорок первое

Мне выпало великое счастье жить в процветающей культурной столице России. Но не каждый человек, даже не каждый житель Санкт-Петербурга, знает, почему именно наш город на Неве называют культурной столицей.

Многое повлияло на достижение звания «Культурная столица», это и множество театров, музеев, библиотек, архитектурных ансамблей, памятников, а также и люди, которые внесли выдающийся вклад в развитие культуры, города, духовное и нравственное просвещение общества. Таких людей, живших или живущих в городе Петра, можно назвать довольно много, наверное, именно поэтому Санкт-Петербург называют культурной столицей. В наш город едут люди не просто на экскурсию, а желающие приобщиться к культурным ценностям и насытиться духовно. Жизнь в Петербурге, наполненная атмосферой культуры, создававшейся веками непосильным трудом далеко не одного человека, дает нам особый шанс: впитывая дух окружающей среды, получить достойное воспитание и образование, способствующее не только на внесение нового вклада в культуру, но и её сохранения для дальнейших поколений.

В своей работе мне хотелось бы отразить глубокий труд таких личностей, как Дмитрий Сергеевич Лихачев и Ольга Федоровна Берггольц, с которыми неразрывно связана культура Ленинграда. Именно этим людям одним из первых был присвоен высший знак благодарности за внесенный вклад в культуру, науку и искусство Санкт-Петербурга, им было присвоено звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга».

Дмитрий Сергеевич Лихачев – яркая личность, он возглавлял Советский фонд культуры. Этот человек стал символом для многих россиян, его имя неразрывно связано со словами «культура», «русская словесность», «интеллигентность». Его научный и нравственный авторитет был в обществе безупречен. Этот человек был избран первым Почетным доктором Университета СПбГУП, за что 19 мая 1993 года ему торжественно вручили шапочку, мантию и диплом. Вопросы теории культуры занимают большое место в творческом наследии крупнейшего специалиста в области древнерусской литературы, истории литературы, искусствоведа, культуролога и общественного деятеля Дмитрия Сергеевича Лихачева. Он рассматривал культуру как историческую память, творческую подготовку культуры будущего на основе прошлого и настоящего, которую необходимо помнить, сохранять и беречь.

Дмитрий Сергеевич подготовил «проект проекта» Декларации прав культуры. По мысли Лихачева, современный этап развития цивилизации породил необходимость официального принятия международным сообществом, правительствами государств ряда принципов и положений, обеспечивающих дальнейшее сохранение и развитие культуры как достояние человека. В результате под научным руководством Д. С. Лихачева был подготовлен итоговый документ, научное и нравственное значение которого трудно переоценить, ведь в нем сформулирован новый подход к определению места и роли культуры в жизни общества. И я считаю Декларацию нравственным и научным завещанием академика Д.С. Лихачева. Таким образом, по мнению Д.А.Гранина, который был близко знаком с Лихачевым, Дмитрий Сергеевич «был министром той культуры, которой власть не занимается».

Как знаток отечественной и мировой культуры, прошедший длинный жизненный путь, Лихачёв создает знаменитое произведение «Письма о добром и прекрасном», адресованное молодому поколению, тем, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями. В Письмах он рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании молодежи. В своем произведении он не старается поучать читателя, он просто приводит примеры из жизни, которые понятны для любой возрастной категории своим слогом и языком, наверное, именно поэтому его труд, отразившийся в этом произведении, находит понимание среди читателей, как в наше время, так и в будущем, не потеряв актуальности.

Знаменитого филолога можно с гордостью назвать защитником культуры. Он большую часть жизни стремился сохранить наше культурное наследие. Дмитрий Сергеевич выступал за сохранение дома Энгельгардта на углу Невского и канала Грибоедова в Архитектурно-планировочном управлении, ведь дом собирались сносить для строительства вестибюля метро. А его лекция, в которой он утверждал, что перестраивать ничего нельзя, ведь дома имеют не только архитектурную, но и историческую ценность, повлияла на то, что проект был отвергнут. Защищая дом, Лихачев подчеркивал, что этим самым сохраняется и Невский проспект, являющийся неотъемлемой частью русской культуры. Но это еще не все. Он также был известен своими выступлениями в защиту Детского Села, где хотели перестроить Царскосельский парк. Защищал Петергоф, где хотели посреди фонтанов соорудить ресторан.

Великий культуролог внес большой вклад в разработку категории духовности как культурологического понятия. Ведь духовность – «совокупность проявлений духа в мире и человеке». А дух проявляется в добрых делах по отношению ко всему, окружающему нас. Именно Лихачеву удалось сформулировать «Десять заповедей человечности», он оставил эти записи в качестве напутствия молодежи, желая передать подрастающему поколению основы духовно-нравственного воспитания.

Лихачев был чрезвычайно инициативным человеком. Фонд культуры создался под его началом, целью которого было развитие российской культуры, образования, гуманитарной науки, распространение в обществе демократических и гуманистических ценностей, а также был вдохновителем и идеологом издания журнала «Наше Наследие», основанного в 1988 году. На страницах этого журнала мы могли бы найти материалы по истории российской культуры: тексты о российской культуре, иллюстрации о культуре, статьи, научные комментарии, отражающие богатство и многообразие мирового историко-культурного наследия.

Выдающийся ученый когда-то сказал: «Культура – это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации». Как я понимаю, Дмитрий Сергеевич говорил о том, что историческое наследие, культура, всё то, что сейчас осталось от прошлого, – это святыни нации, народа, которые мы просто обязаны ценить как великую память. 

Как жаль, что очень мало людей в нашей стране смотрят по телевизору передачи официального канала, который входит в первый мультиплекс цифрового телевидения России, и называется «Культура». А инициатором создания этого телеканала был Д.С. Лихачев. 

Лихачёв придавал своему поколению должный моральный и интеллектуальный тонус, но при этом ему приходилось, подобно герою Сервантеса, всю жизнь сражаться с чудовищными мельницами пошлости и идолами толпы. С каждым годом он всё глубже и глубже осознавал, что нервы и силы уходят на почти бесплодную борьбу с бессмысленным царством ветряных мельниц. Но Дмитрий Сергеевич не прекращал делать всё, что было в его силах, дабы не угас светильник разума и культуры.

Таким образом, всё, что я сейчас рассказала, это лишь незначительная часть того, что сделал Дмитрий Сергеевич Лихачёв, трудясь и творя на благо своей страны.

Ещё один человек, которого просто невозможно не упомянуть, произнося слово «культура», – это поэтесса Ольга Федоровна Берггольц. 

Ольге Берггольц выпала тяжелейшая доля испытать все трудности первых советских лет. В годы невиданной в истории блокады 1941-1943гг Ольга Федоровна Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу "Говорит Ленинград". Подвиг, который совершила Ольга Берггольц в годы Великой Отечественной войны, заключается в том, что все 900 дней блокады Ленинграда она работала на радио, ежедневно обращаясь к ленинградцам, чтобы просто ободрить их и поднять дух. За это ее называли «блокадной музой», «голосом блокадного Ленинграда. В страшные дни блокады она создавала свои лучшие стихи и поэмы, посвященные защитникам Ленинграда: "Февральский дневник", "Ленинградская поэма".

При этом, скромная душой, она никогда не приписывала себе славы:

Я никогда героем не была. 
Не жаждала ни славы, ни награды. 
Дыша одним дыханьем с Ленинградом, 
Я не геройствовала, а жила...

Можно с гордостью сказать, что Ольга Фёдоровна внесла свой вклад в победу в Великой Отечественной войне.

Среди произведений Ольги Федоровны Берггольц не только поэмы, стихотворения, но и рассказы, повести, пьесы, публицистика. Это её личный вклад в историю культуры России. Она писала умные, предельно откровенные, сердцем написанные книги, и оказалось, что читатель ждет, более того – жаждет именно таких книг. Он хочет увидеть большой и трудный путь народа, изображенный широко, достоверно – без прикрас и без прибеднения, без умолчаний, но и без умалений, ибо, как сказал поэт, «… Вошла душа в большое время правды». (Вл. Луговской).

Всё, что сделала в своей жизни Ольга Берггольц, останется и в нашей литературе, и в памяти народа. Имя её соединено навсегда с историческими днями борьбы города-героя Ленинграда, и её роль в эти эпические времена будет примером для новых поколений.

Нам, людям, живущим в мирное время, трудно понять, каково это, прожить век, в котором происходили глобальные политические перемены: родиться во время царствования императора Николая II, перенести на своих плечах все тяготы войны, и становление советского общества, при этом трудясь и творя на общее Благо. Мышление нынешнего поколения сконцентрировано на собственном благе и материальном состоянии, многие не задумываются о чем-то большом и возвышенном, что сохранится на многие годы.

Объединяет Ольгу Федоровну Берггольц и Дмитрия Сергеевича Лихачёва стремление к процветанию Родной страны, они горячо защищали все лучшее, что свойственно русской культуре. Они жили ради блага страны, ради поддержания всего человеческого в каждом из нас. И мы будем всегда помнить эти имена и гордиться тем, что и мы были причастны к их творчеству и деяниям.

​