Что значит быть культурным?

Жизнь Мити

Митя был самым обычным ребёнком: так же, как и все его сверстники, порой ленился, проказничал, шалил и часто не слушался взрослых. Любил фильмы ужасов и компьютерные «стрелялки». Не любил классическую музыку, гулкие музейные залы, навевающие скуку, семейные походы в театр. До последнего упирался и упрашивал родителей пойти без него. А воспитан мальчик был в самой что ни на есть интеллигентной семье. Когда родители выговаривали ему за провинности, иногда говорили: «Как же так! Ведь ты интеллигент в пятом поколении!» 

«Интеллигент в пятом поколении» обязательно должен был разбираться в классической музыке, даже если сам к этому совсем не стремился. Митина мама большую часть жизни проработала в академическом оркестре, играя на своём любимом музыкальном инструменте – скрипке, поэтому была уверена в этом на все сто процентов. Иногда она репетировала дома (нечасто, чтобы не беспокоить соседей), исполняла всемирно известные мелодии, и гармоничные звуки ласкали слух Мити, проникали в душу. Но, как казалось родителям, этого было недостаточно, чтобы ребёнок стал культурным человеком. Нужно было обязательно посещать концерты в филармонии, ведь классическая музыка является неотъемлемой частью культуры.

А ещё книги. Книги были повсюду. Они занимали огромные, под самый потолок, стеллажи, громоздились на шкафах и подоконниках. Читать в семье любили все (кроме Мити, который любил, чтобы читали ему), и по материнской линии из поколения в поколение передавались действительно редкие, раритетные издания. Бабушка Мити, Ольга Николаевна, всю жизнь проработала в библиотеке, в отделе, где хранились старинные рукописи и редкие книги. От неё даже пахло по-особенному: жасмином, корицей и книгами. Книгами, шуршание страниц которых приятно нарушало тишину библиотечных залов. Митя с детства любил там бывать. Любил бродить среди ровного и стройного ряда шкафов из тёмно-красного дерева, покрытых матово поблёскивающим лаком. Сколько вечеров провели они: бабушка и внук, когда она читала ему вслух порой пугающие, но такие интересные, поражающие детское воображение сказки, которые Митенька потом с увлечением пересказывал своим друзьям. И те тоже не могли остаться равнодушными, требовали ещё и ещё. 

Много гостей побывало в небольшой квартирке, где жила Митина семья, и в присутствии юного Мити обсуждалось множество интереснейших тем. Говорили о новинках литературы, известных оперных певцах и выдающихся музыкантах, обсуждали молодых поэтов и современных прозаиков. Митя считал эти разговоры «заумными» и не понимал почти ничего, но почему-то не мог просто встать и уйти. Казалось, то, что обсуждается сию минуту на маленькой кухоньке, гораздо важнее, сем все «ужастики» и «стрелялки» мира вместе взятые. Непонятно, но увлекательно. Подобные «посиделки» не обходились без того, чтобы Митюша, как обычно называли его гости, не пел или не читал стихотворение. Это совсем не нравилось ему – ощущалась какая-то фальшь, притворство: как будто тебя демонстрируют публике, словно дрессированного зверька. Родители смотрели на него так, точно говорили: «Посмотрите, какой у нас вырос смышлёный и воспитанный мальчик!»

Митя рано начал понимать, что культурным нельзя стать по принуждению, по желанию других, стремление к культуре должно возникнуть в самом человеке.

Однажды Митя пролистывал оставленную на столе отцом газету и обратил внимание на цитату в одной из статей. Автор цитировал какую-то Дину Дин: «Культура человека – это не роль, которую он играет, а свет его истинной сути, который он проявляет во всём, что делает». «Интересно, а каков свет моей истинной сути? И есть ли он вообще, этот свет? Может, и света-то никакого нет?», – подумал Митя. И эта мысль почему-то расстроила его.

А на следующий день после уроков, войдя в класс, учительница объявила тему классного часа: «Культурный человек. Каков он?» И одноклассники Мити стали наперебой говорить о том, что, по их мнению, значит быть культурным. Одни говорили, что это означает всегда быть вежливым, говорить «спасибо», «извините», «пожалуйста», не забывать здороваться и прощаться. Другие ребята считали, что, для того чтобы быть культурным, надо изучать музыку, живопись и много читать. Учительница согласилась с ними.

– Интересно, а если какая-нибудь старушка попросит меня помочь ей донести сумки, а я очень-очень вежливо объясню ей, что не стану ей помогать, потому что тороплюсь на концерт классической музыки, меня можно будет назвать культурным человеком? Видимо, всё-таки нельзя. Ведь я откажусь из-за лени, из эгоизма, а эгоизм несовместим с подлинной внутренней культурой, – подумал Митя. И стал внимательно слушать дальше. 

А дальше учительница рассказывала им сказку про лисёнка и цыплёнка, которые дружили, помогали друг другу и даже спасали друг друга от разных опасностей. Марина Владимировна объяснила, что это называют взаимопомощью, милосердием и гуманностью. Это Митя понял очень хорошо, а слова постарался запомнить, подумав, что уж они-то имеют к культуре самое непосредственное отношение.

– Так какой же он, человек Культуры? Каким нужно стать, чтобы приблизиться к идеалу? – думал Митя всю дорогу 

*   *   *

Придя домой, Митя сел за стол, открыл чистую тетрадь и записал: 

Каким я должен стать, чтобы быть по-настоящему культурным человеком:

– образованным и знающим;

– внимательным к окружающим меня людям и ответственным;

– признательным за заботу, благодарным;

– умеющим видеть и ценить красоту окружающего мира;

– любознательным;

– любить свою семью;

– не лгать

Митя специально не стал ставить в конце точку. Он решил, что когда ещё немного подумает, захочет что-нибудь сюда дописать. Потом он снял с полки книгу – одну из тех, что бабушка давно советовала прочитать, и открыл её на первой странице.

​