О красоте человеческих взаимоотношений
Я очень люблю стихи Пушкина. За кажущейся простотой и лёгкостью скрыты глубина и мудрость. В каждой строчке – «сладостное вольнолюбие» и «лелеющая душу гуманность». В самых, на первый взгляд, грустных стихах – жизнеутверждение.
Что сделало Пушкина «солнцем русской поэзии»? Конечно, это и врождённый, данный Богом талант, и колоссальное трудолюбие. Но трудно переоценить роль Лицея в становлении Пушкина как личности, как поэта. Пушкин назвал Лицей Отечеством. Отечество – производное от «отец». Это место, где тебя любят, прощают, принимают таким, какой ты есть.
История Лицея вызвала у меня неподдельный интерес. Я много раз была в Лицее, прочитала много книг о нём. Особенно интересными показались мне чудные книги М. П. и С. Д. Руденских: «Лицей», «С лицейского порога», «Наставникам за благо воздадим».
С каждой прочитанной страницей я всё больше узнавала о Лицее, и передо мной встал вопрос: «Почему из тридцати мальчишек, поступивших в Лицей в 1811 году, вышло столько талантливых людей, прославивших Россию? Людей, живших для Общей Пользы, настоящих граждан своего Отечества?»
Бесспорно, самой яркой фигурой из всех выпускников Лицея был А.С. Пушкин, неслучайно выпуск 1817-го назван в его честь. Но вспомним и других.
Александр Михайлович Горчаков – министр иностранных дел, дипломат, чьи труды студенты изучают до сих пор. Его памятник стоит в Александровском саду.
Фёдор Фёдорович Матюшкин – знаменитый мореплаватель, адмирал, не раз совершавший кругосветные путешествия.
Антон Антонович Дельвиг – поэт, известный издатель.
Лучшие друзья Пушкина – Кюхельбекер и Пущин – не могли жить спокойно, пока в России существовало рабство – крепостное право. В декабре 1825 года на Сенатской площади они стоят в рядах декабристов, самых честных, бескорыстных революционеров. Пущин провёл на каторге тридцать лет своей жизни. Кюхельбекер же не вернулся вовсе.
То, что Лицей взрастил для России и мира таких замечательных сыновей, ни в коем случае не стоит считать случайностью. Ответ на мой вопрос о плеяде столь талантливых людей, прославивших Россию, я нашла в принципах, на которых строилось обучение и воспитание в Лицее, в этике отношений между преподавателями и учениками, между самими лицеистами.
Главный из этих принципов – бесконечная Любовь, уважение к личности каждого, отсутствие давления на человека, желание раскрыть в лицеистах таланты, дарованные Богом.
Второй принцип – Знания . Огромная библиотека, пользоваться которой разрешалось каждому, изучение многих языков. Кабинет физики, оборудованный по последнему слову техники девятнадцатого века. А кабинет рисования? Я видела рисунки лицеистов, они могли быть выставлены в Академии Художеств. К тому же уроки фехтования, танцев, музицирования. Словом, образованнейшие люди своего времени выходили из Лицея. Пушкин, по-моему, лукавил, говоря: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».
Третий принцип воспитания в Лицее – Красота. Всё окружающее было призвано развить у лицеистов чувство прекрасного, вкус. И обучение изящной словесности, и окружающее юношей великолепие. Вспомните архитектурный ансамбль дворца, чудесный парк с прудами и скульптурными композициями!
Итак. Любовь, Знания и Красота – вот основные принципы лицейского воспитания. Именно на этих принципах строились отношения между преподавателями и лицеистами и самими воспитанниками.
В конце концов я поняла, почему лицеистов не отпускали на каникулы. Там, в «большом мире», за стенами альма-матер, между людьми были абсолютно другие связи, выстраивались другие отношения. Нет, из мальчиков не делали тепличных растений, но, пока их души ещё не были окрепшими, им прививали чувство справедливости, уважения к людям, хотели оградить их от грязи светской жизни, от мелочной спеси дворянства.
Теперь хотелось бы вернуться к главному принципу отношения к ученикам: всё строилось на любви и уважении.
Лицей был единственным российским учебным заведением того времени, в котором не применялись телесные наказания. Порка только унижала человеческое достоинство, что шло вразрез с целью: вырастить достойных граждан, обладающих чувством собственного достоинства и уважающих других людей. Но только не подумайте, что безнаказанность процветала. Лицейские (именно так они друг друга называли) далеко не были ангелами. Они могли и влезть в царский сад за яблоками, и поцеловать в коридоре фрейлину, и сварить гоголь-моголь по примеру друзей гусар. Лишить завтрака – да. Занести замечание в особую книгу – естественно. Но оскорблять, сечь – ни в коем случае!
А сколько такта к талантам и наклонностям учеников проявляли преподаватели! Известная, но заслуживающая внимания история. Вспоминаются слова преподавателя математики, услышавшего ответ Пушкина: «У Вас, Пушкин, на моём уроке всё кончается нулём. Садитесь, пишите свои стихи».
Стоит упомянуть и директоров Лицея. Оба умные, образованные люди. Малиновский отдал в Лицей своего сына. Это место было для него домом, и учеников он воспринимал как собственных детей, относился к ним строго и с любовью. А Энгельгардт? Курс завершён, как и его обязанности по отношению к лицейским – он же занимается устройством Матюшкина в военно-морское училище. Дело в том, что служить после окончания Лицея пристало в коллегии иностранных дел. Матюшкина же безудержно тянуло к морю. И прозвище у него было «Плыть хочется». Директор не жалел ни сил, ни времени, устраивая судьбу юноши.
Вот уже менее известный факт. После восстания декабристов А. Горчаков, рискуя собственной карьерой, предупреждает В. Кюхельбекера и И. Пущина об аресте. Пущин успел спрятать крамольные бумаги, и, возможно, именно это известие, принесённое лицейским другом, спасло его жизнь. А Энгельгардт, директор Лицея, тридцать лет, до самого окончания ссылки, хранил пущинский чемоданчик с этими крамольными бумагами.
Об отношениях между лицеистами можно говорить бесконечно много, писать сколько угодно работ. Их дружба на всю жизнь, верность заложенным ещё в отрочестве представлениям о Чести, желание прожить жизнь «для общей пользы» для меня – идеал человеческих отношений.
Я напишу только об одном примере этих удивительных отношений. Матюшкин возвращается из кругосветного путешествия и узнаёт, что в Сибири Пущин хочет свою дочь (все дети, рождённые декабристами, не имели дворянства) обучить игре на фортепьяно. Матюшкин, бросая все свои дела, встречается с лицейскими. Друзья, собрав деньги, покупают пианино. На перекладных его отправляют в Сибирь. Сколько «ехало» пианино? Месяц? Год?.. Получив этот подарок от друзей, Пущин назвал его «лицейским пианино».
И я думаю, что последний из лицеистов выпуска 1817, А.Горчаков, поднимая бокал, вспомнил всех своих лицейских друзей.
Если бы меня попросили создать образ государства будущего, то за модель его я взяла бы Царскосельский Лицей, отношения между людьми в котором строились на Любви, Уважении друг к другу. Только поэтому выпустил Лицей настоящих граждан своего Отечества, умеющих дружить, уважать людей, ценить Честь, пекущихся о красоте человеческих отношений…