Тема Любви и Красоты в творчестве Марианны Озолини
Любовь и Красота. Каждая эпоха, каждая цивилизация, каждая культура вносила в эти понятия особенный, неповторимый колорит, который передается нам через поколения. Однако и по сей день нет точного определения, что же такое Любовь и Красота.
Любовь и Красоты. Эти слова пронизывают все творчество Марианны Озолини. Один из сборников поэтессы назван «По ступеням Красоты».
Название это не случайно. По ступеням Красоты… М. Озолиня таким образом говорит нам о том, что Красота – понятие объемное. Она не лежит на поверхности, до нее нельзя дотянуться рукой. Для того чтобы достигнуть истинной Красоты, нужно подняться к ней, преодолев на своем пути не одну ступень. Ступени – это своеобразный символ препятствий, испытаний, которые возникают на пути. И чтобы преодолеть их, нужно не только обладать сильной волей, всей душой желать достижения цели, но и самому стремиться к Красоте. Сколько ступеней придется пройти, чтобы достигнуть вершины, каждый должен определить для себя сам.
А что там, на вершине? Истинная красота – это Бог. Следовательно, чем ближе ты к вершине лестницы, тем ближе ты к Богу. Однако человек не может достигнуть идеальной чистоты своей души. Поэтому мы должны всю жизнь идти вверх по ступеням Красоты, не останавливаясь ни на мгновение.
В качестве эпиграфа к сборнику приводится высказывание Павла Флоренского: «Красота есть Красота и понимается как Жизнь, как Творчество, как Реальность». Стоит обратить внимание на то, что Красота, Жизнь, Творчество и Реальность в данном контексте – не обычные понятия, а философские категории. Они взаимосвязаны между собой, существуют нераздельно и дополняют одна другую. Ведь и в самом деле, если задуматься, то что есть Красота? Красота – это абсолютная гармония, сочетание идеалов. Красота – это Бог. А Бог – это жизнь. Жизнь, в свою очередь, – это непрерывный процесс творчества. Как в спорах рождается Истина, так и в поисках идеалов рождается Красота. Поэтому можно сказать, что Красота – вершина творческого познания. А познание – это Реальность. Мы можем предполагать, мечтать, строить догадки, однако познание – понятие, неразрывно связанное с Реальностью. Именно поэтому Красота как философская категория есть сочетание Жизни, Творчества и Реальности.
В творчестве Марианны Озолини с понятием «Красота» неразрывно связаны еще два понятия – Любовь и Вера. Любовь к ближнему, к природе, к миру в целом. По христианским канонам, Любовь есть дар Божий, который служит проявлением Веры. Любовь – это опора человека на его земном пути. И Марианна Озолиня, как никто другой чувствует это, и проводит эту нить через все свое творчество.
В сборнике «По ступеням Красоты» поэтесса обращается не только к Красоте и Любви, но и к их антиподам – зависти, малодушии, скупости, подлости, лени… Мир, в котором правит Красота, не может быть гнилым и черствым. Поэтому, если человек искренне желает подняться по ступеням Красоты, то он должен искоренить эти пороки, причем не только в себе, но и в своем окружении. Конечно, без желания самих окружающих это невозможно. Однако человек, поднимающийся по ступеням Красоты, должен приложить все усилия, чтобы хоть немного изменить этот мир к лучшему. Причем важно не только достигать результата, но и сохранять его, передавая следующим поколениям.
В данном сборнике мое особое внимание привлекло стихотворение «Чей-то возглас: «Зачем…»». В этом стихотворении поэтесса говорит о том, что у нас от рождения есть советчик, который наставляет нас на путь Красоты, помогает подниматься по ее ступеням. Этот советчик – сердце. Вся проблема в том, что далеко не каждый способен прислушаться к нему. А наше сердце устами Бога говорит нам, что страдания и боль – это «тревожный охранный сигнал всем упавшим, попавшим в капкан своего же безволия». Действительно, мы даже не задумываемся над тем, что в большинстве своих бед виноват сам человек. Поэтому мы познаем истину через боли и горе, которые очищают нас от греха. Ведь именно свой опыт – самый запоминающийся, его мы ощущаем гораздо острее, чем предостережения родных и близких.
Таким образом, можно сказать, что все страдания, выпадающие на долю человека, есть ступень к достижению духовной Красоты.