UglovaD_2013

Через Прекрасное мы учимся любить


Обычно мы не задумываемся, как проходит становление личности, прежде всего в духовном плане. Я говорю о развитии «человека в человеке». А по моему мнению, первую и, быть может, главную роль в этом процессе играет искусство во всех его многообразных проявлениях. Это и музыка, и литература, и живопись, и театральное искусство. Не зря в культурных семьях с раннего возраста детей начинают приобщать к искусству: посещают музеи, театры, филармонии. Культурное развитие человека затрагивает и образование, особенно в учебных заведениях с художественным уклоном. Одним из таковых является Гимназия №190.

А теперь расскажу немного о себе. В детские годы я посещала детский сад при Государственном Русском Музее, а затем и ГРМ. Даже в начальных классах нам преподавались предметы, через которые началось наше познание мира искусств. Ещё нас часто водили на экскурсии в Русский музей, Этнографический музей, Эрмитаж. Именно тогда я полюбила искусство и творчество и решила стать художником. С четырнадцати лет я учусь в художественно-эстетической гимназии №190. Там мне особенно нравятся уроки живописи и рисунка, а также Мировой художественной культуры. А особенно хочу отметить особую атмосферу этой гимназии – атмосферу творчества во всем, доброжелательное отношение к ученикам, но в то же время строгость и требовательность учителей по основным школьным предметам. Думаю, подобное знакомство с миром через искусство крайне важно, особенно в детстве. Именно благодаря ему в ребенке развивается чувство прекрасного, любовь к искусству и всему возвышенному.

Душа человека всегда стремилась к Прекрасному. Более того, чувство красоты было одним из первых проявлений разума у древнего человека, и оно же способствовало его развитию.

Именно чувство прекрасного развивает человеческую душу, оно же делает человека отличным от животных. Оно порождает любовь в душе человека как единственного существа, способного чувствовать, созерцать и создавать Прекрасное вокруг себя, преобразовывать окружающее его пространство.

Но искусство не только развивает личность, оно ведет к развитию общества и поддерживает его стабильность в социально-культурном и духовно-моральном плане.

Именно на «знакомстве с Прекрасным» было построено образование в Новое время. Романы писателей-классиков, французских романистов, чтение Библии и подробное изучение истории, различных видов искусства – вот что делало человека по-настоящему образованным. Мы не можем не восхищаться героями произведений А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя и других писателей Золотого века русской литературы. Любимой героиней многих девушек является Наташа Ростова из романа Л.Н. Толстова «Война и мир», да и как может быть иначе? Невозможно не влюбиться в эту девушку с её завораживающей воздушной красотой и изысканными манерами, выросшую на французских романах. А «тургеневская девушка»? А Татьяна Ларина? И в наше время идеалы человеческой красоты (да и красоты как таковой) не изменились. Наоборот, ещё больше ценится «обыкновенная девочка». По-настоящему благовоспитанная девушка – это девушка с исконно русской красотой и изысканными манерами. К сожалению, последние становятся крайне редким явлением.

И что же мы можем сказать про современное образование? Все меньшую роль играет книга – инициальный элемент приобретения какого-либо знания, величайшее открытие всех времен и народов. Абсурдно, не правда ли? Польза интернета, онлайн-обучения бесспорна, особенно для людей с ограниченными возможностями. Но, к сожалению, современное поколение злоупотребляет подобными средствами получения информации и, более того, зачастую не умеет разумно ими пользоваться. Не стоит и говорить про библиотеки. Кладовая знаний с появлением интернета окончательно утратила свою популярность, особенно среди подрастающей молодёжи. Наша страна всегда славилась своими Великими умами и лучшей системой образования во всем мире. И я считаю, что не малую роль в этом сыграл богатейший фонд библиотек. Конечно, в нашей истории были и позорные страницы – в советское время вся литература должна была носить идеологический характер и подвергалась тщательнейшему контролю со стороны властей. В те годы многие из «сокровищ» отечественной литературы были уничтожены. Но, как это всегда бывает, нашлось немало людей, понимающих катастрофический ущерб, наносимый интеллектуальному богатству общества. Большинство «запрещенных» книг были спасены (многие переписывались вручную, часть из них уцелела благодаря находчивости и храбрости библиографов). К счастью, национальный фонд России был возрожден. Но сейчас библиотечные фонды сокращаются во всем Санкт-Петербурге – культурной и библиотечной столице (стоит предположить, и по всей России).

А вот ещё один далеко не безызвестный факт – образование в скором времени в высших учебных заведениях должно стать почти все платным, бесплатными планируют оставить только несколько бюджетных мест. В результате многие умные дети, воспитанные в культурных семьях, не смогут поступить в ВУЗ из-за отсутствия денег. Зато троечники с «денежными» родителями легко поступят, но какие из них получатся специалисты? Не привыкшие трудиться и работать в школе, они и по жизни останутся такими.

А в школах, к сожалению, сократили часы уроков русского и литературы, истории. А ведь именно на этих уроках мы получаем азы воспитания, культуры, учимся любить и понимать прекрасное, любить Родину, искусство, оставленное нам в наследство величайшими классиками, художниками-живописцами. И это в условиях нашего общества с экстенсивным типом экономики, страны в которой есть все условия, чтобы стать богатейшей и процветающей в мире. Такая политика позволяет сделать вывод о том, что из россиян хотят сделать необразованную рабочую силу, покупателей-потребителей, толпу, которая будет слепо идти туда, куда ей скажут и делать то, что ей скажут. Разве это то, за что отдали жизнь предыдущие поколения, то, за что сражались наши деды и прадеды? Неужели превратить «Великую Россию» в необразованную страну – это лучшее будущее для всех нас??? К этому ли мы шли всю свою долгую историю? Действительно ли достойны наши дети и все следующие поколения жить в таком обществе???

Проблема безграмотности и ограниченности кругозора, мировосприятия, «узколобия» сейчас особенно актуальна. Неужели современное общество действительно нуждается в подобных мерах?

Я полагаю, что прежде всего необходимо делать образование более доступным (особенно высшее) широким слоям населения, тем самым повышая уровень образованности, грамотности и культуры россиян. В настоящий момент это единственный правильный выход из того положения, в котором находится Россия.

«Через Прекрасное мы учимся любить» – так звучит тема этого сочинения. А что такое Прекрасное? Быть может, именно книги учат нас любить? Читая о борьбе добра со злом, где добро непременно побеждает зло, читая повести о доброте, романы о любви и красоте человеческих взаимоотношений, мы учимся жить согласно законам нравственности. Многие люди могут сказать, что именно с книги (особенно прочитанной в детстве) началось их увлечение каким-либо делом, часто становящимся их будущим призванием. Наиболее известный пример – Генрих Шлиман, открывший Древнюю Трою.

Знаменитый археолог Генрих Шлиман долгие годы жил в России, и впоследствии занялся поисками легендарной Трои, что сделало его мировой знаменитостью. С детства его любимой книгой была «Илиада», которую он знал практически наизусть.

Если тебя не совсем Одиссеева кинула сметка,
Дело исполнить свое вполне ты надеяться
можешь. (Гомер. «Одиссея»)

Вот яркий пример того, как обычный человек благодаря общению с книгами поставил правильные цели в жизни, достиг их, принес пользу обществу и оставил свой след в истории человечества, был высококультурным и образованным человеком.

Я живу в прекрасном городе Санкт-Петербурге, культурной столице, как ее называют.

Но всех ли жителей можно назвать культурными людьми? К сожалению, есть люди, даже родившиеся в нашем городе, прожившие всю жизнь в этом уникальном городе, где почти каждый дом – памятник, не знают даже дату его основания, не бывают в Эрмитаже, в других музеях и т.д. Как же они научатся любить Прекрасное, если не имеют понятия о том ПРЕКРАСНОМ, которое их окружает на каждом шагу?

Художники, писатели, ученые, жившие до нас в нашем городе, продолжали традиции тех, кто закладывал основы Российской просвещенности, благородства, гражданственности и совестливости со времен рождения Санкт-Петербурга.

Все они формировали тип петербургского интеллигента – эрудированного, наделенного тонким вкусом, вежливостью, независимостью и остротой мышления, и, конечно, любящего прекрасное.

Разумеется, эти черты встречаются у людей не только в Санкт-Петербурге, но здесь они сконцентрировались и стали доминирующими. Хочется верить, что на все времена!

Современному человеку совершенно ясно, что без Красоты (слова, картины или отношений) – красоты жизни в целом – невозможно полноценное существование человека, особенно в обществе.

​