Musinova

И мне теперь доступна тайна, что я весь мир в себе несу

Размышляя на тему влияния космоса на события и поступки в жизни людей, я наткнулась на удивительное стихотворение Александра Леонидовича Чижевского «О беспредельном этом мире...». Перечитывая его много раз, я вдумывалась в каждое написанное автором слово, ища в любой фразой глубокий и понятный смысл. Герой, находясь на «необычайной высоте», «горней высоте», размышляет о бесконечности мира, бесконечном числе вселенных, наблюдает, как «Шар Земной в живом эфире небесный свод круговращал». Его внутренние чувства смешиваются с происходящим, быстрая смена мыслей, идей, как круговорот небесного свода, охватывает его. «Ничтожество земное» останавливает, дразнит, язвит его «окрыленный дух». Одновременно он испытывает смятение, головокружение, «величие родное». Герою кажется, что ему подвластен весь мир, что высота держит его на весу и открывает тайну человеческой силы. Поражает и заинтересовывает мысль автора, что человек несет в себе целый мир.

Что стоит за этой идеей? Наверное, существует множество теорий, подобных взглядам Чижевского. А какая теория у меня? Какой мир я несу в себе? Поиск ответов начался в глобальной сети, и что же произошло? Оказывается, что ни одна я интересуюсь вопросами взаимосвязи человека и космоса, человека и вселенной. Читая мнения многих авторов: известных ученых, психологов, врачей, и просто, такие как я – «искателей», я поняла, что существует бесконечное количество смыслов и трактовок данной идеи. Но где же истина? Решением было обратиться к первоисточнику, а именно к статьям ученых теории русского космизма. Идея космизма – теория взаимосвязи человека и космоса, учения о познании человека и окружающего мира, как части Вселенной, идея, основанная на вере, преобразовании сознания, стремлении к новому этапу жизни, появлении космического мышления.

Одним из основоположников и создателей «русского космизма» был Николай Фёдорович Фёдоров. Он полагал, что человеческий разум и наука помогут раскрыть все тайны освоения мира. Особенностью его философии является ее религиозность, потому что всё его учение опирается на «Новый Завет Христа», который «создатель» раскрывает с космической точки зрения. Автор считал, что каждый человек имеет долг перед своими предками, а смерть – источник зла и причина бедности человеческой жизни, поэтому главной идеей его философии был вопрос воскрешения ранее живших. Именно из-за того, что его теория кажется не реальной, ее стали считать утопической, но все же, Николай Фёдоров имеет множество последователей в области науки, например Константин Эдуардович Циолковский и Алексей Леонидович Чижевский. Так же его идеи, изложенные в «Философии общего дела», оказались поразительно созвучными умонастроениям и мироощущениям поэтов, чутко воспринимающих трагический разрыв человека и природного мира, взаимосвязь Вселенной и всего живого, бессмысленность жизни без борьбы со смертью. Такими поэтами были и Николай Заболоцкий, и Велимир Хлебников, и другие.

Опираясь на труды Николая Фёдорова, Константин Циолковский изложил новую теорию, еще более интересную для меня. Он считал, что все вокруг «порождено Вселенной», человек или другое высшее существо, его воля, есть только проявление «воли Вселенной». Получается, что все наши действие заранее определены, за каждым поступком следует отклик всей Вселенной, меняемся мы, следовательно, происходят перемены в мире. Так же используя термин «живая Вселенная», он полагал, что смерти не существует, а сама смерть является переходом к новой жизни. Его предположение заставило меня задумать. Днями и ночами перебирая в голове множество идей, поддерживая и опровергая взгляды К.Э. Циолковского, я пришла к выводу, что нельзя точно утверждать или отказываться от его суждений. Сейчас мы не можем доказать или поверить на слово людям, побывавшим в «переходе к новой жизни», при этом вернувшись обратно, возможно, строя предположения сейчас, потом мы придем к единственному верному итогу.

Переписываясь с Константином Циолковским, интересуясь «научной этикой» ученого, рожденной наукой о космосе, Николай Заболоцкий черпал идеи для своих произведений. Особенно близка поэту была мысль Циолковского, выраженная в «воле Вселенной». Именно эта идея отразилась в таких его стихотворениях, как «Это было давно», где показано, как на горе лирического героя откликается весь мир, вся вселенная разделяет его трагичные чувства:

... И как громом ударило
В душу его и тотчас
Сотни труб закричали
И звезды посыпались с неба...

Или в стихотворении «Когда вдали угаснет свет дневной», в котором поэт акцентирует внимание на существовании и взаимосвязи множества вселенных:

...В который раз томит меня мечта,
Что где-то там, в другом углу вселенной,
Такой же сад, и та же темнота,
И те же звезды в красоте нетленной...

Так же Константин Циолковский своими научными трудами, а именно изучением новых космических миров, делился с другом Алексеем Чижевским, который, в отличие от первого, интересовался влиянием различных вселенских сил на человека и окружающий мир. В своих работах Алексей Леонидович Чижевский показал, что процесс развития жизни на Земле есть результат действия земных и космических факторов, мир космический и земной связаны воедино. Ученый создал «модель строения и механики Вселенной», противопоставляя ее существующему мнению, что «жизнь есть результат случайной игры только земных сил». Его «модель», основывалась на том, что во главе всего стоит Солнце, а его лучи являются передатчиками космической энергии на землю. Его идея «солнца и лучей» увиделась мной в совершенно случайно просмотренном фильме «Меняющие Реальность», режиссера Джорджа Нолфи. Смысл кинокартины в том, что существует «верховный – Солнце», у которого есть «подчиненные-корректоры – Лучи», имеющие способность влиять на происходящее в мире посредством передачи своеобразной космической энергии. Но все, что они делают, происходит не просто так, а следует определенному «плану», я бы назвала это «волей верховного», то есть «волей Вселенной», следовательно, в этом можно найти отголосок не только идеи Чижевского, но и Циолковского о «воле Вселенной», влияющей на судьбы всего живого. Именно поэтому у меня сложилось впечатление о некой взаимосвязи, которую с трудом можно уловить, если не искать ее всюду.

Что же из этого может следовать? Я бы сказала то, что идеи космизма не утратили свою актуальность и сейчас. Теории о взаимосвязи Вселенной, людей и окружающего мира строятся и доказываются сейчас. Возможно ли, что режиссеры современных кинокартин, поэты, писатели и музыканты черпают свои идеи из трудов Фёдорова, Циолковского или Чижевского? Думаю, это определенно можно утверждать, конечно, они вкладывают в это свой замысел, возможно, ищут собственный смысл в этом, строят теории, не доказанные научно, но все же мы можем заметить, что явный интерес к космическим силам остается вечно открытым и актуальным.

Возвращаясь к поэтам, вдохновленным идеями космизма, я бы хотела подробней затронуть Николая Заболоцкого. Его загадочная поэзия, построенная на символах, ее сложно понять, не вникая в проблему и не интересуясь творчеством космистов. Поэтическое творчество Николая Заболоцкого звучит и как сегодняшнее, и как всевечное, кажется, что автор находится вне времени и пространства, но все равно, его произведения поражают своей законченностью, внутренней логикой. Поэт все время писал по-разному, менял стиль, образный строй, говорил о величии и одновременном ничтожестве человека в круговороте вселенской жизни. В поэзии Николай Заболоцкий сочетал множество идей и точек зрения о влиянии космических сил, возможно, он так же имел свою теорию космизма, свой «построенный» на его мыслях мир, который он нес в себе.

А какой же мир несу в себе я? Ведь сейчас мы находимся во множестве систем взглядов, тонем и вязнем в мыслях и идеях других людей. В современном мире, чтобы развиваться не только физически, но и духовно, интересуясь глобальными вопросами и ища на них ответы, следует не хвататься за фразы, не рассеиваться по теориям, а найти свою собственную, свое призвание, свой мир, который несем в себе. Что сейчас является для меня важным на данном этапе, так это то, что на протяжении всей жизни каждым поступком и мыслью я строю свою Вселенную, и какой она будет, зависит от меня самой. Иногда мне кажется, что все происходящие события подвластны мне, что весь мир, окружающий меня построен по моей собственной модели мира. Это можно доказать даже на том примере, что в данный момент я пишу это сочинение, ведь совсем недавно мне была безразлична эта тема и я даже не задумывалась над определенными закономерностями в мире, происходящими вокруг меня. Но, что интересно, незадолго до этого моя мама поделилась со мной «идеей контроля мира», то есть она раскрыла мне тайну моих мыслей, о чем надо думать и что делать, чтобы произошло желаемое. Позже моя учительница предложила попробовать написать это сочинение. Увлекательно то, что с каждым новым материалом, получаемым при написании сочинения, я стала чаще обращать внимание на происходящие со мной события, искать во всем закономерности и скрытый смысл, начиная от книг, которыми неосознанно начала увлекаться и заканчивая случайным просмотром фильма, о котором я говорила, описывая теории ученых русского космизма. В итоге, заканчивая свою работу, я уверена, что в скором времени, открою мир, который несу в себе и обязательно докажу, что все вокруг происходит не просто так.

​