Учитель сеет разумное, доброе, вечное

2010 год объявлен годом Учителя... И не зря, ведь учитель дает нам, детям, знания, чтобы помочь стать полезным человеком в обществе, помогает развитию личности. «Учителем» с большой буквы можно назвать Дмитрия Сергеевича Лихачева. В своих «Письмах о добром» ученый рассуждает о смысле жизни, говорит о том, что она – самая большая ценность. «Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание». В своих письмах Лихачев рассуждает о том, что объединяет людей, об истинной и ложной чести, о воспитанности. Он осуждает такие пороки человечества, как жадность, зависть, упоминает о природе, как в России, так и в других стран, рассказывает про сады, парки и памятники архитектуры... Дмитрий Сергеевич учит людей добру, пониманию, поистине «великий сеятель».

Жаль, что известный ученый не так давно умер. Но его размышления, чувства, идеи навсегда останутся с нами.

Образ учителя встречается во многих произведениях русской классики, которые мы изучали на уроках литературы. Например, в повести Льва Николаевича Толстого «Детство» один из персонажей – Карл Иванович является учителем главного героя Николеньки и его брата. Он был очень справедливый, помогал отлично усваивать материал. Но Карл Иванович не просто преподавал свой предмет. Он любил своих воспитанников, относился к ним с нежностью, стал своим человеком в доме, чувствовал детей родными. В этом произведении приобретает звучание такая тема, связанная с учительством, как неблагодарность. Всегда ли ученики и их родители ценят учительский труд, способны ли понять душевные усилия тех, кто отдает себя всецело тем, кого учит. Так Карл Иванович обижен, когда отец Николеньки хочет с ним расстаться, потому что дети выросли.

В произведении «Детство» М. Горького в роли учителя выступают бабушка и дедушка Алеши Пешкова, главного героя повести. С маленьким Алешей они говорят о Боге, учат мальчика понимать Господа. Только «бабушкин» Бог более понятен Алеше –Господь добрый и справедливый. Бог в душе мальчика ассоциировался с образом бабушки, он ему нравился больше, чем Бог деда. Дедушка подчеркивал в Боге жестокость, «дедушкин» Бог наказывает людей за малейший грех. У Алеши этот Бог вызывал неприязнь и страх. Первые уроки о Боге, полученные от бабушки, навсегда остались в душе у набожного мальчика. Разумеется, Алеша больше верит в «бабушкиного» Господа. Мальчик понимает, что Бог не может быть злым, наоборот, благодаря бабушке, он понимает, что Бог стремится помогать людям. Если люди грешат, то Всевышний наказывает грешников в аду, а праведники попадают в рай. А за дедушку Алеше стыдно: паренек даже убежал, стыдясь за деда, от нищего, которому тот отказал в крове и еде.

Про учение бабушки Алеша говорил: «До нее как будто спал я, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и стала сразу на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком».

Злой учитель не может посеять добрые знания, даже если он дает объективную информацию. «Сеять разумное, доброе, вечное» может только добрый человек, таким человеком и учителем стала для Алеши Пешкова, будущего русского писателя М.Горького, бабушка. Этим летом я была в музее М. Горького, так называемом «Доме Пешковых», который находится в Нижнем Новгороде, там живет моя любимая бабушка. Больше всего меня потряс огромный деревянный крест во дворе, под тяжестью которого погибает любимец бабушки Цыганок. «Всякий несет свой крест» – это слова экскурсовода, которые я вспоминаю часто. Бабушка Алеши Пешкова несла свой крест со смирением, и в этом тоже ее «учительство».

В произведении В.Г.Распутина «Уроки французского» главный герой тоже встречает в своей жизни удивительную учительницу – Лидию Михайловну. Она пытается помочь ему, узнав, что он голодает, пытается отвлечь его от игр на деньги, приглашая к себе в дом якобы на дополнительные занятия по французскому языку. После занятий добрая учительница просит ученика к столу, но тот отказывается и под любым предлогом покидает гостеприимный дом Лидии Михайловны. В глазах мальчика это «испытание» – сесть за стол с учительницей – кажется ему страшнее смерти! Как только ни ухищрялась она, но герой не принимает помощи, потому что – гордый, так воспитан. Но следующий шаг учителя – игра с мальчиком на деньги – дает желаемый результат. Ребенок вновь может покупать молоко и хоть как-то питаться. Она поступает смело, ведь если бы об этом узнали, то ее бы уволили. В игре паренек видит Лидию Михайловну совсем другой – не строгой учительницей, а простой девчонкой. Но, к сожалению, внезапно в квартире появился директор, заставший «заговорщиков» в самый разгар игры. «Это преступление. Растление. Совращение», – кричал Василий Андреевич, не собираясь ни в чем разбираться. Лидия Михайловна вела себя достойно, не пререкалась с директором. Она проявляет смелость, честность, чувство собственного достоинства. Ее поступком руководили доброта, милосердие, щедрость, отзывчивость, но Василий Андреевич не захотел увидеть этого.

Вина Лидии Михайловны в том, что она не думала о педагогике, она просто хотела помочь голодному ребенку по доброте душевной. И главный герой на всю жизнь запомнил ее уроки милосердия и сердечности. В жизни я не встречала таких учителей, правда, голодающих учеников в нашем классе, слава Богу, тоже нет!

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» еще один образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное». Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них. Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания», он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось. Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным», как другие учителя. Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного».

У меня тоже была любимая учительница – преподаватель по музыке – Елена Александровна Болтенко. Преподавала она у меня, правда, недолго – всего два года... Но за эти два года я научилась играть на фортепьяно, учительница не просто со мной каждую нотку разбирала, пока я не запомню, она хотела, чтобы я чувствовала музыку, понимала ее красоту. С Еленой Александровной я каждый экзамен сдавала на пять, принимала участие в отчетных концертах. Благодаря ей я полюбила музыку, хотела самостоятельно писать произведения, да, и сочиняла небольшие этюды... Мечтала поступить в консерваторию. Но Елена Александровна стала мамой, наверное, такой же доброй, какой она была учительницей...

А сейчас у меня другой педагог по музыке – заслуженный деятель искусств. Она немолода, и, безусловно, опытней Елены Александровны... Но почему-то мне не хочется сочинять, да и планы насчет консерватории поменялись...

Мне кажется, что учитель должен понимать своего ученика, героям тех произведений, которые я прочитала, повезло. Учителя, которые были в их жизни, не просто преподавали предметы, а повлияли на их дальнейшую судьбу. Все они были добры необыкновенно и самоотверженны. Только такие и «сеют доброе, разумное, вечное».

​