Познай себя – познаешь мир, изменишь себя – изменится мир
На протяжении веков люди очень внимательно присматривались к себе. В человеке всегда жила и живет жажда знания и самопознания. «Познай себя», – так советовали философы. В самом деле, в этих простых, но очень вместительных словах сконцентрировано все то, что должно вести человека путем жизни, все то, благодаря чему мы сможем жить лучше и спокойнее. Заглянуть в глубь своей души нужно, но что я увижу, что я смогу понять в себе сегодняшнем, ведь мы с возрастом меняемся, значит и душа наша скудеет или обогащается, как с годами меняются жизненные ценности и наше восприятие жизни.
Мы на пороге выбора. Скоро мы окончим девять классов, придет время принимать решение – выбирать свой дальнейший путь. Есть несколько вариантов выбора: десятый класс, работа и вечерняя школа, училище, колледж, техникум. Большинство из нас плохо представляет свое будущее, даже те из нас, кто уже принял решение.
Мы учили формулы, теоремы, правила, химические и физические законы, можем решать задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: зачем всё это? кто я? какой я? каким хочу быть? Мы не всегда умеем владеть собой, считаться с желаниями и интересами других людей, не всегда можем плодотворно взаимодействовать в коллективе, доводить начатое дело до конца. Объясняем всё своим характером, тем, что нас не понимают, что не считаются с нашими желаниями и запросами, а если и заглядываем себе в душу, то не всегда понимаем, что в ней.
Характер – что это? Виктор Гюго утверждал, что у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и тот, который есть в действительности. Как же узнать свой характер, как понять себя? В каждом из нас есть положительные и отрицательные черты. Подростковый возраст и характер – в чем их взаимосвязь? Хорошо, когда рядом есть тот, кому ты доверяешь, кто может дать верный совет, оказать поддержку, к кому ты захочешь прислушаться, кто сможет объяснить, что зависит от характера, а что от неумения работать над собой. Совершенствовать себя, ставить цель и добиваться ее – этому тоже надо учиться, и важно, чтобы было желание это делать, а оно есть далеко не всегда. Мы живем на всем готовом, за нас думают, решают, опекают, и эти условия формируют наше отношение к будущей жизни. А, может быть, и потому, что за спиной многих из нас нет надежного «тыла», умения самостоятельно принимать решения, нет уверенности в себе, мы объясняем свое отношение к жизни своим характером.
Ясность, беззаботность, спокойствие детских лет, проведенных в интернате, уходит. Сегодня я стою на пороге выбора дальнейшего пути, необходимости самостоятельно принимать решения – как самые простые, так и определяющие мою дальнейшую жизнь. Сомнения, неуверенность, нерешительность или, наоборот, излишняя самоуверенность и дерзость как способ самоутверждения – всё это потому, что я не знаю, что будет дальше? какой я? что я смогу? какой дорогой идти дальше? Конечно, не все так думают, если они вообще задумываются об этом. В интернате на протяжении многих лет нас кормили, одевали, учили, терпели, объясняли, оберегали, любили, и, казалось, так будет всегда! А как будет дальше? Что ждет нас в этой взрослой жизни?
Эти вопросы приходят на ум каждому, но не каждый ищет на них ответ. В 15-17 лет вступаешь в сложный взрослый мир, становишься самостоятельным – ведь воспитатель уже не будет будить тебя по утрам, отправлять в школу и решать за тебя твои проблемы. Какой он, этот мир? Другой, это я, может быть, понимаю, но что значит другой? Чем я отличаюсь от всех других, таких же вышедших на дорогу новой, взрослой жизни, как я могу использовать свою непохожесть на других, а, может быть, это отличие работает против меня? Может не всё зависит от меня, многое, но не всё? Какую профессию я выберу, как смогу работать, как смогу общаться с окружающими, от которых будет зависеть моя жизнь – это сегодня зависит от меня. Но даже выбор профессий для меня ограничен, ведь мне нужно общежитие, государственное обеспечение, а значит уже не все дороги передо мной открыты. И еще: как научиться жить в обществе, которого ты не знаешь? Как идти одному в этот бурный водоворот современной жизни? Кто поможет, подставит плечо или просто приласкает и приободрит в трудную минуту? Как совпадет мое отношение к жизни и нравственные приоритеты, заложенные во мне, с приоритетами моего будущего окружения?
Конечно, учителя приводят нам в пример жизнь исторических деятелей: Николая Островского, Антона Павловича Чехова и других. Но это всё было давно, жизнь у меня совсем другая, да и страна, в которой я живу, тоже уже другая, даже политический строй менялся в ней уже несколько раз. Хорошо было учить кроху – сына Маяковскому, а теперь он смог бы с такой же легкостью ответить на вопрос: что такое хорошо, а что такое плохо? Нет у меня убежденности и сил Николая Островского, таланта А.П.Чехова, но я хочу жить, быть счастливым и нужным кому-то, полезным своей стране и близким, которые у меня будут. Если я задумываюсь о себе, своем будущем, если я пытаюсь анализировать себя и свою жизнь, то это можно назвать самопознанием, желанием изменить мир, свой собственный мир?
На уроке литературы учительница рассказала нам притчу. Один человек видел несправедливость устройства мира. Ему очень хотелось изменить мир, сделать его лучше. Мужчина молился: «Господи, помоги мне изменить мир к лучшему». Прошли годы, и он понял, что изменить мир ему не по силам. Тогда человек стал молиться: «Господи, помоги мне изменить, сделать лучше хотя бы моих самых близких людей – жену и детей». И вот, будучи уже совсем старым человеком, он почувствовал скорый приход смерти и снова обратился к Господу с молитвой: «Господи, мне не удалось изменить ни мир, ни даже семью. Так помоги же мне изменить хотя бы себя самого!» «Поздно, – ответил Господь. – С этого надо было начинать..." Если вы хотите изменить мир к лучшему, начните с себя.
Действительно, почему люди так часто пытаются изменить мир, но редко кто прикладывает усилия (а если и прикладывает, то часто чисто символические, «для очистки совести», как говорят) для того, что бы изменить себя. Наверное, потому, что задача изменить мир кажется куда более простой, чем задача изменить себя. К тому же сплошь и рядом люди считают себя совершенными (открыто они могут этого и не признавать, но всеми своими словами и поступками они демонстрируют именно такое отношение к себе), и поэтому менять себя им видится просто ненужным.
Человеку свойственно желание перемен. Виктор Цой пел: «Перемен, мы хотим перемен». Мир плох, велик, и это очень трудно, что-то менять, но это мой мир, другого у меня нет. Может быть, не решать проблемы всего мира, а попробовать изменить свой собственный мир, заглянув в свою душу? Почему бы не начать с себя, со своего сердца, разума, отношения к миру? Если ты изменил свою жизнь, ты уже изменил целый мир – свой собственный мир. Я верю, что каждый человек может изменить себя, если, конечно, он захочет этого, и если у него появится потребность в этой тяжелой работе, в сознание ее необходимости.
Есть выражение «храм души», т. е. духовный, нравственный мир человека. Каким он будет – зависит от самого человека, от его нравственных и духовных запросов. Отношение не только к близким, но и к окружающим тебя людям, к природе, сознание ответственности перед обществом за свои поступки, понятие долга, чести и обязанности. И если появится стремление к самосовершенствованию, то и мир изменится, и «храм души» будет достойным человека. И чем больше людей сумеют построить и сохранить в своем сердце «храм», тем лучше и счастливее будет наша жизнь на Земле.
Присмотреться к себе, заглянуть в свою душу, захотеть изменить что-то в ней к лучшему – это и есть самопознание, изменение мира. Изменить следует себя, а мир и так прекрасен.