Человек Будущего – человек нравственный

"Мораль (лат. moralis – нравственный, от mos, множественное число mores – обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики. Содержание и характер деятельности людей в обществе обусловлены, в конечном счёте, объективными социально-историческими условиями их бытия и законами общественного развития. Но способы непосредственной детерминации действий человека, в которых эти условия и законы преломляются, могут быть самыми различными. Одним из таких способов является нормативная регуляция, в которой потребности совместной жизни людей в обществе и необходимость согласования их массовидных действий фиксируются в общих правилах (нормах) поведения, предписаниях и оценках. Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них" – такое определение понятия нравственности даётся в Большой Советской энциклопедии.

Что же означает понятие "нравственный человек"? Кого можно назвать нравственным? Вряд ли это будет всего лишь тот, кто безукоризненно следует правилам, установленным обществом. Этого далеко не достаточно. Как мне кажется, это понятие чувственное. ему нельзя дать определение в словах, .любые слова, какими бы красивыми и точными они ни были, не могут передать его истинную суть.

Нравственность, хотя и является личным качеством каждого человека, в целом определяет поведение всего общества. Поэтому духовные ценности требуется формировать не только у каждой личности в отдельности, но и вырабатывать общие нравственные ценности. Общие духовные ценности являются одним из главных факторов, объединяющих людей, наполняющих повседневную жизнь смыслом. Ведь индивидуальные ценности всё-таки зависят от общих. Когда теряются общие ценности, моментально то же самое происходит и с индивидуальными.

Такая ситуация происходила в нашей стране в 90-е годы. Перестройка. Рушится Советская власть. Все идеалы социалистического общества уничтожены. А взамен... в первое время в новом государстве идеологи ничего предоставить не могли. В результате огромная масса людей, в особенности молодёжь, начала активно создавать субкультуры со своими идеалами и пониманием нравственности, что привело к сильнейшей разобщенности и утрате общих ценностей.

В наши дни, к счастью, ситуация быстро меняется. Появляется новое поколение. Молодые люди стали мыслить абсолютно по-другому: они ставят перед собой цели, стремятся к их достижению. Это даёт надежду на то, что в будущее мы можем смотреть с оптимизмом. Все проблемы, которые существуют на сегодняшний день, тянутся из ошибок, совершённых в недалёком прошлом, и когда на смену тем людям, которые их совершили, придут молодые, перспективные, деятельные люди, для которых власть сама по себе будет не целью, а средством для того, чтобы изменить мир вокруг себя в лучшую сторону – ситуация изменится. Для этого создаются все условия – вкладываются огромные средства в науку для того, чтобы развивать новые разработки, открывается большое количество научно-исследовательских институтов. Но для того, чтобы что-то менять, всегда необходимо задумываться о последствиях и оценивать свои действия с точки зрения морали. Практически невозможно, совершив аморальный поступок, прийти к благой цели. Если каждый будет хоть на секунду задумываться, что последует за тем или иным поступком, на свете будет совершаться гораздо меньше таких ошибок, за которые впоследствии придется расплачиваться горькой ценой. Конечно, невозможно предугадать всё, но маленький вклад в общую победу будет внесен.

В литературе будущее писатели-фантасты видят абсолютно по-разному. Часть говорит, что всё будет очень трагично, некоторые даже предсказывают конец человеческой расы. Такие произведения называются антиутопическими. К их числу относятся такие романы как:"Потонувший мир" Джеймса Балларда, "День Триффидов" Джона Уиндхема, "Долгие сумерки Земли" Брэйна Элдиса. На мой взгляд, то, что в них описывается, не всегда можно воспринимать всерьез, но необходимо задуматься над тем, что может произойти, если не просчитать последствия своих действий. Авторы показывают худший исход, чтобы призвать читателя не допустить его.

Но большая часть писателей всё-таки настроена более оптимистично. И в этих произведениях, как правило, провозглашаются такие вечные ценности, как любовь, дружба, уважение. Например, книга "В стране наших внуков" Яна Вайсса. Самое главное, что нужно извлечь из этих книг, это то, что духовность остается в цене независимо от уровня развития науки и техники. Ведь как сказал Рэй Бредбери: "Сами машины – это пустые перчатки, но их надевает человеческая рука, которая может быть хорошей или плохой".

Для того, чтобы всё-таки будущее было больше похоже на утопический роман, чем на роман-антиутопию, необходимо начинать менять мир в лучшую сторону. И начать, как я думаю, правильнее всего с себя. Мы, подрастающее поколение должны осознать ошибки прошлого, проанализировать их, и не допустить их повторения. Не менее важно сохранять традиции – как семейные так и общенациональные, потому что они являются базой культурного развития личности. Всегда для достижения поставленных целей должна быть вера. Вера в себя, в свои силы. И самое важное – сохранять оптимизм. Пусть даже он не будет ничем обоснованно всё равно должен иметь место. Только он помогает в самых тяжелых ситуациях не сломаться, остаться человеком и преодолеть все препятствия, встречающиеся на жизненном пути.

И пройдя через все испытания, познав себя, мир вокруг нас, ощутив под ногами твердую почву, нельзя забыть тех, кто поставил тебя на ноги, помог в трудную минуту. Тех, кто по скользкой лестнице жизни, не отходя ни на шаг, шел рядом с тобой, подставлял плечо, когда ты оступался, и своим добрым словом, мудрым советом или просто проникновенным понимающим взглядом давал тебе веру в себя и силы для новых побед. Сумей ответить тем же. Только когда в душу приходит понимание того, что в этом мире всё взаимосвязано, и каждый в ответе за каждого: за своих родственников, друзей, просто знакомых, соседей, в конце концов, тогда становится возможным понять, что такое нравственность в самом широком смысле. Око за око – и весь мир ослепнет, добро за добро – и вся Вселенная, каждая ее мельчайшая частица, засияет.

​