Morar

Человек Будущего – человек нравственный

– Грустно уходить, – вздохнул спутник.

– Хочется пожить еще пару циклов, чтобы посмотреть на тех, кто придет нам на смену. Какими они будут? – Смелыми, отважными, – улыбнулся седой, – справедливыми. Они будут нашими потомками... Их назовут славопоющими русами, то есть светловолосыми. Они заселят Святой материк и никому его не отдадут.

В.Головачев. Из фантастического романа.

Как и многие подростки, я люблю книги и фильмы о будущем. Но только я не помню ни одной книги о светлом будущем, кроме Четвертого сна Веры Павловны из романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?», хотя это совсем другая литература.

И вот я задумался: почему же все фантасты, словно сговорившись, изображают будущее человечество мрачным, агрессивным, извечно воюющим ? Неужели нет другого будущего? И я бы, наверное, очень долго искал ответ на волнующий меня вопрос, если бы не прочитал письма художника и ученого Николая Рериха. Не буду пересказывать его биографию, хотя она меня очень поразила, лучше расскажу о том, на какие вопросы я получил ответы.

Рериха часто называли Вестником (1).

Он нес весть о единстве всех людей на Земле;

– об умении направить мышление молодых людей (он имел в виду и своих сыновей) к светлым путям будущего;

– о том что пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь;

– в мирном труде познается и мир всего мира. В мире идет строительство и светлое будущее... Полюбите Родину всеми силами – и она вас возлюбит. Шире дорогу! Идет строитель! Идет народ русский! – такой завет оставил ВЕЛИКИЙ РЕРИХ (2)

И разве это не о будущем? - Только о светлом будущем?

И ознакомившись с Заветами Вестника, я окончательно понял главный принцип: Человек будущего – человек нравственный

Каким же я себе представляю человека будущего?

Во-первых, он должен быть очень образованным, при этом я не имею в виду несколько дипломов, а внутренне образованным, знающим свою родословную и историю своего государства, историю отдельных государств и всего мира;

– во-вторых, он должен уметь «учиться радости, учиться видеть лишь доброе и красивое» (Н.К.Рерих)(3), уметь видеть лучшее, а не худшее;

– в-третьих, уметь приходить на помощь не только дальнему (это мы умеем делать очень оперативно, когда нужно помочь другим), но и ближнему и в трудную минуту, и в радостную, потому что разучились радоваться счастью других.

И если государство наше будет населено такими людьми, то и будущее окажется светлым, то есть нравственность станет главным оружием государства. Но и государство должно быть особенным, именно про такое писал еще Пифагор: «Слушайте, дети мои, чем должно быть государство для добрых граждан. Оно более чем отец и мать, оно более чем дитя и друг... Но еще дороже должна быть честь государства» (4). Какие старые слова, но как современно звучат!

И вновь я хочу вернуться к книге Рериха, так поразившей меня. В ней есть статья «Врата в будущее», в которой дана целая программа того, как строить это светлое будущее (5). Когда я ее прочел, то был поражен совпадению наших мыслей о том, что будущее нашей планеты может быть без войн, без агрессии, без завоеваний.

И если верить словам князя Мышкина о том, что «мир спасется красотой», то почему бы не поверить словам Рериха, что (переиначим идею Ф.М.Достоевского), мир спасется Искусством и Культурой, Любовью, Красотой, Действием, Единением, Дружелюбием, Справедливостью.

К этому добавить просто нечего.

 

_________________________________

Примечание: в работе использована книга: Рерих Н.К. Избранное. - М.: Правда, 1990.

(1) – стр.З-5

(2) – стр.24

(3) – стр.227

(4) – стр.393

(5) – стр.427-430

​