Почему надо защищать культурные ценности
Над вопросом защиты духовных ценностей человечество начинает задумывается лишь тогда, когда оно их безвозвратно теряет по своей вине. Войны, перестройки, религиозный фанатизм или страшное безбожие – вот основные причины разрушений. Человек сам лишает себя возможности накопления достояний культуры, сам выступает в роли палача. А почему? Вот над этим вопросом необходимо задуматься, чтобы ответить на все последующие.
Древние, изготавливая домашнюю утварь, пытались украшать ее примитивными штрихами, рисовали на стенах пещеры сцены из жизни, таким образом, не осознавая, они создавали культурные ценности. Но вскоре человек стал сам творцом прекрасного, перестал делать лоханки для еды, а стал изготовлять изысканные чаши с орнаментом или резьбой, писать дивные картины. Это целая ступень в развитии общества!
Культурные ценности играют важную роль в развитии человека. Настоящие произведения искусства привлекают взор даже непросвещенного человека, помогают развить хороший вкус и прививают любовь к прекрасному.
Культурные ценности очень важны для государства. Как можно называться «патриотом», не зная истории и не понимая красоты своей Родины?
Культурные ценности разных эпох равносильно бесценны: будь то какая-нибудь древнерусская икона или картины Малевича. В каждом произведении отражается облик страны: набожная Русь или непонятная Советская Россия.
Богатство страны заключается не только в том, что она имеет огромный золотой запас, залежи полезных ископаемых, но и в том, как мы умеем хранить и приумножать духовные ценности. Во многих городах, крупных и малых, есть музеи, выставочные залы, где собраны творения живописцев, предметы быта, ювелирные изделия и многое другое. Названия одних – у всех на слуху, а о других, малых, знают немногие. Например, краеведческие музеи в областных городах, музей «мышей» в городе Мышкине, музей деревянного зодчества в Малых Карелах (г. Арахангельск) и т.п.
А те святые места, где культурные и духовные ценности слились воедино: Соловки, Валаам, Святогорский монастырь? Все это и составляет огромный пласт русской культуры.
И в последнее время крайне остро стоит проблема сохранения и защиты культурных ценностей. В годы Великой Отечественной войны фашистские солдаты разграбили огромное количество музеев страны. Многие великие произведения были уничтожены, многие теперь находятся в музеях других стран, многие «осели» в частных коллекциях. Пропало одно из Чудес Света – знаменитая Янтарная Комната...
И очень хорошо, что наши реставраторы не стали ждать, пока найдут Янтарную Комнату, а долгие годы восстанавливали ее по старым фотографиям и зарисовкам. И свершилось чудо, рукотворное чудо: возродилась во всей красе одна из самых интересных, значимых сокровищниц, и мы можем любоваться ею, размышляя не только о красоте интерьера, но и о вкладе людей, об их золотых руках и огромном таланте. Разрушить – легко, восстановить – очень, очень трудно.
Когда живешь в таком городе, как Санкт-Петербург, часто уже не обращаешь внимания на окружающую тебя красоту: дворцы, памятники культуры, парки. И только когда едешь на экскурсию, то снова и снова восхищаешься красотой любимого города. Так уж водится: «большое видится на расстоянии». Значит, необходимо время от времени совершать прогулки по знакомым местам, отыскивая для себя что-то новое, неизведанное, чем не перестаешь восхищаться никогда.
В современном обществе сфера культурных ценностей стала крупным бизнесом. Недавно меня поразила новость, что знаменитые произведения из Эрмитажа и других музеев можно получить... на мобильный телефон! С одной стороны это хорошо: даже очень занятой человек теперь в состоянии насладиться прекрасными произведениями, но с другой, копия не оригинал! Вскоре мы сможем посещать музеи, сидя у себя на диване? А это неправильно!
Вот так «массовая культура» и подменяет настоящую. Словно метастазы, расползающиеся по телу больного, этот суррогат проникает в души людей, разрушая их. Человек перестает активно интересоваться новостями культуры, вот уже лень посещать музеи, выставки, концерты. И на самом деле, зачем? Включи «ящик» – там без всяких хлопот и забот все увидишь, услышишь да еще и с комментариями. Не надо ни думать, ни стараться понять – «глотаешь» готовое мнение ведущих.
Конечно, для людей, живущих далеко от центра, это может стать выходом. Но для нас, жителей Санкт-Петербурга, это костыли, которыми мы, обленившись физически и духовно, пользуемся, забывая, что лучше увидеть своими глазами, прочувствовать своим сердцем, пропустить через свою душу, тем самым приблизиться к истокам культуры.
А еще одним из бичей «псевдо-культуры» является то, что нас пытаются «приобщить к прекрасному» при помощи рекламных роликов, спичечных этикеток, использующих произведения гениальных художников и поэтов. Возникает такое чувство, что дикари занимаются каннибализмом, а в качестве жертвы выступает наша многострадальная культура.
О современной эстраде говорить трудно, невыносимо больно, потому что зачастую непонятно, о чем же там поют нам сотни и сотни сверхновых звезд. Создаются даже целые «фабрики звезд», штампующие молодых артистов. Разве это культура, искусство? Нет! А вот такой «пищей», нас, молодых, пытаются активно кормить с экранов телевизоров, со сцен.
Совсем недавно, когда мы изучали творчество писателей военной поры, мы слушали на уроках песни в исполнении Марка Бернеса, и перед нами открылся совершенно новый мир. Вот что значит настоящее искусство эстрады, способное через десятилетия пробиться через душу человека даже со старой, заигранной пластинки.
И совсем здесь ни при чем качество звука, главное – душа, которая так щедро дарит нам, живущим в 21 веке, песни о журавлях, настоящей мужской дружбе, мужестве.
Вот такое эстрадное искусство способно оздоровить психологический климат нашего общества.
Так надо задуматься, какие же задачи надо нам поставить перед собой, чтобы возникла гармония между Культурой и цивилизацией.
Конечно же, материальное благополучие очень важно, не нельзя же все сводить к банальному сытому существованию. Иногда полезно и поголодать, чтобы оценить то прекрасное, что нас окружает. А еще очень важно самому участвовать в создании культурных ценностей. А уж если Богом не дано таланта создавать, то надо хотя бы с трепетом относиться к тому, что досталось нам в наследство от предшествующих поколений: хранить памятники архитектуры, полотна художников, историческую память человечества, и тогда появится надежда, что культура и цивилизация будут находиться в гармонии, и тогда жизнь станет прекрасной.