Человек, будь человечнее!
– Что случилось? – спросила мама, едва я переступил порог нашего дома.
– Ничего, – как-то не очень убедительно прозвучал мой ответ.
– Ничего? – в её взгляде проскользнула тревога.
Милая, добрая мама! У меня действительно всё хорошо. Нет, я не получил плохих оценок. Нет, я не поссорился с друзьями. Просто грустно. Вот если бы у меня была собака… Мой верный друг. Он с неподдельной радостью встречал бы меня из школы, весело помахивая хвостом. Я бы мог с ним играть, я бы смотрел в его преданные собачьи глаза и делился своими секретами.
– Ничего особенного, – ответил я и тяжело вздохнул.
В своей комнате я увидел небольшую коробку, которая в какой-то момент показалась мне живой: странные звуки доносились из неё. С замиранием сердца я протянул к крышке руку: неужели сбылась моя мечта?! Да! Я увидел маленький пушистый комочек с испуганными глазками-бусинками. Щенок был весь белый, только мордочка чёрная, а вдоль носика шла белая полоска. Одно ушко чёрное, а другое – наполовину чёрное, а наполовину белое.
– Ну, сынок, как мы назовём нашего питомца?
– Что тут гадать? Бимом! Посмотри: это же белый Бим, чёрное ухо, как в повести Г.Н. Троепольского.
Повесть «Белый Бим, чёрное ухо» я прочёл совсем недавно. Увидел на одном из сайтов заметку «Книги-юбиляры 2021 г.» и красочную обложку с изображением собаки. Подумать только: пятьдесят лет назад в 1971 году книга вышла в свет! Г.Н. Троепольский назвал повесть « трагическим романом о собачьей жизни». Поразили слова писателя: « В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности». Г.Н. Троепольский хотел, чтобы люди «заглянули внутрь себя и стали добрее и чище, немного благороднее и человечнее».
– Это очень грустная история, В ней много боли, страдания, преданного ожидания. Эту книгу нужно читать сердцем, сынок, – папина сильная рука легла мне на плечо. – Ты готов увидеть мир обычных людей глазами собаки?
Так я познакомился с одиноким пенсионером Иваном Ивановичем, бывшим журналистом, спасшим от смерти бракованного щенка. Разве так важна родословная, когда рядом с тобою живое существо? На твою любовь и заботу оно отвечает преданностью и спасает от жуткого одиночества, а потом вырастает в умного, сообразительного и интеллигентного пса. Читая о прогулках Ивана Ивановича с Бимом, я вместе с ними гулял на лугу, резвился, барахтался в траве, учился различать запахи птиц и зверей, постигая азы охотничьей науки. «Тёплая дружба и преданность стали для двоих настоящим счастьем, потому что они понимали друг друга, и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать».
Но старые ранения давали о себе знать. С каждым днём Ивану Ивановичу становилось всё хуже и хуже. Требовалась сложная операция на сердце. Осколок… Добродушная соседка Степановна пообещала заботиться о Биме. Я очень переживал, как он останется один в пустой квартире, в окно которой луна «светит мёртвым холодным светом». Утром Бим бросился искать хозяина. Тревога закралась в сердце: как Бим, такой добрый, будет жить без хозяина в этом огромном городе? Кого встретит на своём пути?
А люди встречались разные: и хорошие, и плохие. Хороших, наверное, было больше. Это соседка Степановна, которая волновалась за Бима, хотя и не понимала его тревоги и боли. А девушка Даша успела стать для него настоящим другом. Она понимала, что Бим тоскует о хозяине, поэтому ничего не ест. Это Даша сделала на ошейнике жетон-пластинку с просьбой не обижать Бима. Добрая душа! А с Толиком и его товарищами сразу же сложились доверительные отношения. Прикосновения ласковых рук, добрый голос, теплота душевная помогли Биму увериться, что «маленькие люди все хорошие».
Я радовался, когда паренёк-работяга приветливо здоровался с Бимом, выкладывая припасённую для него еду. А вот женщина наклонилась над умирающим псом, когда тот пытался догнать поезд с уезжающей Дашей. Ах, если бы я был рядом, обязательно взял бы в ладони голову Бима и напоил изнывающего от жажды Бима водой. Женщина словно услышала меня – принесла в брезентовой рукавице воды и погладила его по спине. Когда же Биму на железной дороге защемило лапу, его боль стала моей болью. От страха я оцепенел: вот-вот гремящее существо с двумя «огромными яркими белыми глазами» раздавит моего Бима. И только когда совсем рядом машинист остановил поезд, я перевёл дух. А как я благодарен Степановне и Толику! Это их старания помогли Биму поправиться.
К сожалению, в ожидании хозяина Биму пришлось столкнуться и со злыми людьми. Жестокими, бессердечными. Мне стыдно за их поступки. Толстая, визгливая Тётка вызывает неприязнь и отвращение. Бим «лизнул ей руку, потому что любил всё человечество», а она стала писать жалобы, пытаясь убедить, что он бешеный. Серый дядька заманил Бима, чтобы снять для коллекции пластину с его ошейника, а потом избить. Но я был рад, когда Бим отомстил дядьке, укусив его за интересное место. Так ему и надо! А сцену продажи Бима в деревню нельзя читать без грусти. Да, люди могут совершать и страшные поступки: могут продать, могут предать. Казалось бы, в селе за Бима можно быть спокойным: хозяева любят его, а Алёша, сын пастуха, прикипел всей душой. Но… Поселковый вор Клим заставлял Бима сделать то, что он не мог «сделать против своей собачьей чести и совести», за что был жестоко избит. Я словно слышал стон: «О-о-х! Ой… За что?!» и видел этот мучительно страдающий взгляд. Я не мог понять, почему люди так жестоки?! В чём виноват пёс? Разве такому человеку, как Клим, ведомы чувства любви и сострадания?! А ведь Бим просто хотел найти своего хозяина, друга. Он шёл к «двери доверия и жизни». И вот она, последняя дверь… Без слёз невозможно читать эти строки: «Как мало он просил. Свободы и доверия – больше ничего». И ещё: «Две снежинки упали на нос Бима и… Не растаяли».
Ночь опустилась над нашим посёлком. Окутала землю волшебным одеялом. Луна заглянула в окно. Интересно: мой маленький Бим тоже будет побаиваться её? Надо присмотреться. А пока он спит со мной на кровати, иногда повизгивая во сне и перебирая своими маленькими лапками. А большой Белый Бим всё бежит навстречу людям, обнимая всё человечество преданным собачьим сердцем.