Человек, будь человечнее!

Мы в ответе за тех, кого приручили

Каждый человек на Земле однажды задумывается – кто он такой и в чем его сущность. Людей определяет множество факторов: характер, внешность, умение вести себя в обществе, семейное положение… Человечный и человеческий. Эти два прилагательных как маркер: человек ли перед нами. «Человеческий»? Вспомним Маугли, он для всех в джунглях был «человеческим детёнышем». Не волк, не медведь, не тигр… «Человеческий» – это принадлежность физическая, к своему виду, к людям разумным. Выходит, человеческий – это о теле и разуме. А что же такое «человечный»? И в чем человечность проявляется?

Некоторые думают, что человечность – это проявление такта, заботы и уважения только к себе подобным. Но это не так. Гуманное отношение должно проявляться не только со стороны одного человека к другому, но и проявлением заботы и ласки к животным, в особенности к тем, кто лишен любви. Человек не рождается человечным, а становится им в процессе воспитания и накопления жизненного опыта.

Часто людям хочется иметь у себя породистого домашнего питомца, с хорошей родословной и прекрасной внешностью. А беспородных животных без сожаления выбрасывают. И мало кто заботится об их дальнейшей судьбе. Но животные – это тоже живые существа. Выброшенные на улицу, они чувствуют не только голод или холод. Им также может быть страшно или грустно. И они, также как и мы, не должны лишаться заботы. Бездомные животные, как заблудшие души, всеми покинутые, невинные и потерянные. Они страдают ни за что. К ним особенно нужно проявлять человечное участие! Проявить «участие» – это сделать или сделаться частью чего-то или кого-то. Сделать бездомных собаку или котёнка частью своей семьи, например. Взять за них ответственность. Только не на несколько недель, как герои «Кусаки» Леонида Андреева, а навсегда. Нельзя быть то человечным, то немножко отдохнуть. Это работа без выходных.

Многие писатели, поэты и скульпторы посвятили свои произведения гуманному отношению к животным. Например, в повести Федора Абрамова «О чем плачут лошади» рассказывается о доброй знакомой главного героя – о лошади Рыжухе. О том, что перед лошадьми может быть стыдно, стыдно за бесчеловечное обращение с ними, за отсутствие человечности в обращении с зависимыми от нас и доверяющими нам существами. Рассказ Федора Абрамова учит не только бережному отношению к животным, но и проявлению милосердия, душевной чуткости к окружающим людями и окружающему миру. Лошади тоже могут плакать. И плачут они не только в рассказе Фёдора Абрамова, но и в стихотворении Владимира Маяковского. И только участие, поддержка, человечность могут поднять на ноги. И упавшую лошадь, и упавшего духом.

И скульпторы затрагивали тему брошенных животных. В Екатеринбурге в 2015 году появился памятник бездомной собаке. Она призвана напомнить горожанам, что без нашей помощи четвероногие друзья не смогут выжить. Трогательный ищущий взгляд, опущенные грустные уши и приподнятая лапа – будто в ожидании, что её пожмут и оценят, что эта собака умеет подавать лапу. В фигуре собаки все говорит о том, что ей пришлось нелегко, но она надеется на нашу человечность, на то, что найдется её Человек.­

Наш мир устроен так, что зачастую животным приходится терпеть лишения больше, чем людям. Они не могут сказать, что им требуется помощь или они одиноки. Поэтому человек должен проявлять милосердие к братьям нашим меньшим. Как сказал Антуана де Сент-Экзюпери в сказке «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили».