Человек, будь человечнее!
Мы в ответе за тех, кого приручили
Каждый человек на Земле однажды задумывается – кто он такой и в чем его сущность. Людей определяет множество факторов: характер, внешность, умение вести себя в обществе, семейное положение… Человечный и человеческий. Эти два прилагательных как маркер: человек ли перед нами. «Человеческий»? Вспомним Маугли, он для всех в джунглях был «человеческим детёнышем». Не волк, не медведь, не тигр… «Человеческий» – это принадлежность физическая, к своему виду, к людям разумным. Выходит, человеческий – это о теле и разуме. А что же такое «человечный»? И в чем человечность проявляется?
Некоторые думают, что человечность – это проявление такта, заботы и уважения только к себе подобным. Но это не так. Гуманное отношение должно проявляться не только со стороны одного человека к другому, но и проявлением заботы и ласки к животным, в особенности к тем, кто лишен любви. Человек не рождается человечным, а становится им в процессе воспитания и накопления жизненного опыта.
Часто людям хочется иметь у себя породистого домашнего питомца, с хорошей родословной и прекрасной внешностью. А беспородных животных без сожаления выбрасывают. И мало кто заботится об их дальнейшей судьбе. Но животные – это тоже живые существа. Выброшенные на улицу, они чувствуют не только голод или холод. Им также может быть страшно или грустно. И они, также как и мы, не должны лишаться заботы. Бездомные животные, как заблудшие души, всеми покинутые, невинные и потерянные. Они страдают ни за что. К ним особенно нужно проявлять человечное участие! Проявить «участие» – это сделать или сделаться частью чего-то или кого-то. Сделать бездомных собаку или котёнка частью своей семьи, например. Взять за них ответственность. Только не на несколько недель, как герои «Кусаки» Леонида Андреева, а навсегда. Нельзя быть то человечным, то немножко отдохнуть. Это работа без выходных.
Многие писатели, поэты и скульпторы посвятили свои произведения гуманному отношению к животным. Например, в повести Федора Абрамова «О чем плачут лошади» рассказывается о доброй знакомой главного героя – о лошади Рыжухе. О том, что перед лошадьми может быть стыдно, стыдно за бесчеловечное обращение с ними, за отсутствие человечности в обращении с зависимыми от нас и доверяющими нам существами. Рассказ Федора Абрамова учит не только бережному отношению к животным, но и проявлению милосердия, душевной чуткости к окружающим людями и окружающему миру. Лошади тоже могут плакать. И плачут они не только в рассказе Фёдора Абрамова, но и в стихотворении Владимира Маяковского. И только участие, поддержка, человечность могут поднять на ноги. И упавшую лошадь, и упавшего духом.
И скульпторы затрагивали тему брошенных животных. В Екатеринбурге в 2015 году появился памятник бездомной собаке. Она призвана напомнить горожанам, что без нашей помощи четвероногие друзья не смогут выжить. Трогательный ищущий взгляд, опущенные грустные уши и приподнятая лапа – будто в ожидании, что её пожмут и оценят, что эта собака умеет подавать лапу. В фигуре собаки все говорит о том, что ей пришлось нелегко, но она надеется на нашу человечность, на то, что найдется её Человек.
Наш мир устроен так, что зачастую животным приходится терпеть лишения больше, чем людям. Они не могут сказать, что им требуется помощь или они одиноки. Поэтому человек должен проявлять милосердие к братьям нашим меньшим. Как сказал Антуана де Сент-Экзюпери в сказке «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили».