Эта битва не будет проиграна!

Здравствуйте, дорогие читатели! Вот уже целый год прошел с того момента, как я поздоровался с вами впервые. С тех пор мы встречаемся на страницах этой газеты каждую неделю, и я говорю с вами о том, что меня волнует и тревожит. И какого же было мое удивление, а затем и радость, когда я начал получать от вас письма. Вы говорили, какие эмоции вызвали у вас мои статьи и репортажи, вы соглашались и спорили со мной, вы рассказывали мне истории из своей собственной жизни, и я понимал, что иду по верному пути. Ваши письма показали, что то, о чем я пишу, не только меня волнует, это проблема, которая близка многим, а значит, я иду правильной дорогой, есть смысл двигаться дальше. Вы, мои дорогие неравнодушные читатели, были для меня лучшими критиками. Поэтому спешу поделиться с вами информацией, нет, даже не информацией, а упреком, возмущением, недоумением…, которое было в послании, адресованном мне совсем недавно. Итак, вот примерное его содержание.

«Некоторые ваши заметки очень заинтересовали меня, – пишет автор этого письма, который пожелал остаться анонимным. – Вы говорите об очень нужных вещах: политике, праве, затрагиваете бытовые проблемы, не забываете об экологической катастрофе, даже затронули проблему влияния гаджетов на здоровье и психику общества. Надо признать, публикации Ваши читаю с удовольствием, жду с нетерпением следующих выпусков, так как очень остроумно, весьма талантливо, интересно и смело вы подходите к каждой наболевшей проблеме, к каждому вопросу, на который порой дерзко даете ответ. В ваших текстах есть и наблюдения и аналитика, но нет ЖИЗНИ? Где душа и все многочисленные аспекты, ее касающиеся?» (Если честно, я насторожился: вот так поворот! Что же я такого мог упустить? А экология, гаджеты, политика… – разве не жизнь?!)

«Я не вижу человека, потому что не вижу примеров человеческих поступков, – продолжал автор этого необычного письма. – Многие обижаются, когда слышат, что человек произошел от обезьяны, а я считаю, это обезьянам должно быть оскорбительно слышать, что они дали начало такой странной популяции, как человек. Все это время вы были философом, философия проскальзывает у вас везде и раскрывается иногда очень неожиданно и оригинально, это, пожалуй, и зацепило меня и дало надежду, что Вы, именно Вы, должны рассказать о главном. О человеке, да, о Человеке с большой буквы. Что нужно сделать, чтобы сохранить в себе ЧЕЛОВЕКА?! Не растерять то лучшее, что в нас заложено и еще не потеряно?! Я недавно слышал, как компания школьников обсуждала вашу статью. Ребята спорили, комментировали и даже цитировали Вас. Стало быть, среди Ваших читателей есть и представители подрастающего поколения. Это, надо Вам сказать, показатель успеха. Но на что же они (я имею в виду, молодежь) должны ориентироваться? Одна голая философия не может убедить человека и преподать ему должного примера. Я предлагаю Вам действовать и на конкретных примерах учить жить, жить качественно, «чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы». Это будет правильный ход: философствуя, действовать».

А ведь проблема, затронутая им, действительно, более чем злободневна, задумался я всерьез. Автор говорит, что не видит человечности в жизни, что человек разочаровывает его, а кому, как не нам, журналистам, показывать жизнь «во всей ее красе», найти корень зла? Да прав, тысячу раз прав этот незнакомец, нужно выяснить – когда, при каких обстоятельствах гомо сапиенс начал терять самое важное: забывать, что он должен быть человечным, потому что он Человек. А примеры? А за ними я отправлюсь в путешествие во времени. Где, если не в литературных произведениях, не у великих Мастеров можно поискать ответы на все интересующие нас вопросы и выяснить истоки причины этой глобальной катастрофы. Так чего тянуть?! Вперед, ведь только идущий осилит дорогу.

Вы не поверите, я стою, дорогие мои читатели, около одного их московских домиков на Остоженке. Должно быть, вы уже догадались, что я у дома старой барыни из произведения Тургенева «Му-му». То, чему мы были свидетелем, читая это произведение, – пример подлинной бесчеловечности. Попробуем разобраться в ее причине.

Признаюсь, начать разговор о человечности я решил с самого красивого, яркого и поэтичного периода нашей истории и поговорить об этом с представителями высшего сословия, «сливок», так сказать. На дворе девятнадцатый век, век изящества, манер, французского языка. Я был искренне уверен, что российские дворяне, при всей их обеспеченности и благополучии, уж точно не забывают о долге, чести, уважении, а значит, человеке. И я решился пообщаться с героиней Тургенева – барыней, которая, пожалуй, как никто отражает общее настроение, царящее в среде русских помещиков. Ее серый дом показался мне при всей роскоши каким-то одиноким и никому не нужным. По двору сновала многочисленная дворня. Я не из робкого десятка, но тут немного растерялся и с осторожностью ступил на чисто выметенный двор. Прежде чем быть приглашенным в покои для аудиенции я подвергся пристальному осмотру, но произвел, по-видимому, впечатление человека достойного. При всей надменности, с которой встретила меня хозяйка, престарелая вдова лет шестидесяти пяти, мне в глаза не могло не броситься ее печальное лицо, тяжелое выражение которого говорило лишь об одном: жизнь ее прошла безрадостно. Аккуратно подбирая слова, я завел разговор о ее жизни, о детях. Увы, интуиция не подвела меня: барыне не принесли счастья ни замужество, ни дети. Она одиноко доживает свои дни: сыновья и дочери разъехались и не навещают свою мать.

Но ничем нельзя оправдать жестокости и самодурства. Все это время я наблюдал за поведением барыни, так жестоко пользующейся своей властью, и уверенный в своей правоте, приступил к главному…

– Я провел у Вас совсем немного времени, но и этого мне хватило, чтобы по достоинству оценить вашу поразительную «гуманность». Вы совсем не считаетесь с мнением окружающих Вас людей? Неужели Вы, действительно, считаете себя вправе вершить судьбы и калечить жизни людей?

– Не понимаю, о чем ты говоришь. Какое такое «мнение людей»? Это ты о холопах моих, что ли говоришь? Вот насмешил! Какое у них может быть мнение? Их мнение – это мое мнение!

– Но ведь они тоже люди, такие же, как и вы. Они тоже имеют право быть счастливыми.

– Позвольте поинтересоваться, а как Вы обходитесь со своей челядью? Неужели эти темные люди не раздражают Вас?

– У меня нет прислуги, я благополучно справляюсь сам со своими проблемами, могу сам обслужить себя.

– Так Вы не дворянин?! – недоуменно и презрительно воскликнула старуха

– Я – человек, просто человек.

– Что такое человек? – приподняла удивленно брови барыня. Послушайте, не морочьте мне голову. Есть господа, есть прислуга, и ее счастье заключается в том, чтобы служить своим хозяевам. Так было всегда. Так жила моя родительница (царство ей небесное), так жили мои предки, так жила и живет вся Россия.

– Вы, действительно, уверены в своей правоте?

– Несомненно!! А теперь я устала, хочу отдохнуть. Вы со своими странными вопросами утомили меня. И впредь попрошу больше не беспокоить меня и забыть дорогу в мой дом. Я всегда общалась только с людьми своего круга, Вы не входите в него, потому что человек, сам наливающий себе чай и не имеющий прачки, мне неровня!

Признаюсь, дорогие читатели, это интервью оставило меня в недоумении. Эта женщина даже не подозревает, что творит беззакония и преступления против морали. Что же движет этими людьми? Чем они оправдывают себя и оправдывают ли вообще? Увы, они даже не пытаются этого делать, потому что среда, в которой они росли и были воспитаны, тот образ жизни, который вели они сами и их предки, навсегда исковеркали их картину мира. Но пример хорош тем, что мы должны научиться уважать людей не по их родословной, статусу, одежде, профессии, образованию, а по поступкам и делам.

Я вышел за ворота дома, на город опустился туман. Как ужасно, что нет у многих здесь выхода из «тумана». Может быть, дальнейшее наше путешествие поможет нам отыскать из него выход. Тогда быстрее, в путь!

Друзья, а приходилось ли вам бывать в Киргизии? Именно здесь я сейчас и нахожусь. Признаюсь, окружающие меня виды просто лишают дара речи. Горы, поросшие вековыми соснами, чистое и величественное озеро Иссык-Куль – такой вид открывается с окрестностей заповедного кордона, в котором я остановился. И тем трагичнее картина, разворачивающаяся в этом благословлённом Богом месте, свидетелем которой я становлюсь. Вы, должно быть, уже догадались, где я оказался? Конечно, в гостях у семьи егеря Орозкула из рассказа Айтматова «Белый пароход». В поисках человечности я прибыл сюда, но нашел, увы, прямо противоположное. Что движет взрослым сильным мужчиной Орозкулом, когда он обижает сироту, оскорбляет его старенького деда, бьет свою бессловесную жену? Зададим этот вопрос ему самому.

– Я стал свидетелем вашего бесчеловечного отношения практически ко всем окружающим Вас людям. Что сделали эти люди? В чем провинились перед Вами? За что Вы так жестоки с ними?

– Легко вам говорить о добре! А кто меня поймет? Кто меня пожалеет?!Вот недавно этот мальчишка, которого Вы называете «сирота», подбегает ко мне и хвастается новым портфелем? Верх наглости с его стороны! Я соскочил с лошади и пошел к реке, по какой, по-вашему, причине?

– Наверное, Вы устали или у Вас разболелась голова. (Странно было бы, если она не болела у человека, который постоянно раздражается!)

– Разболелась голова! Да что ты понимаешь, чужак! А ведь я плакал. Да-да, плакал (повторил он, видя мой удивленный взгляд). Я плакал от того, что это не мой сын выбежал встречать меня на дорогу, что приветствует меня чужой мальчишка, которого я ненавижу за то, что он живет, радуется, а мой сын нет. И виновата в этом моя жена, она не смогла сделать меня отцом, а значит, счастливым человеком. Вот за что я буду бить ее сегодня и завтра, и всегда.,.

– А Вы бы пробовали жить по-другому? Вдруг прощение и смирение станет Вашим утешением и Вашим смыслом жизни? Возможно, забота о других смогла бы исцелить Ваше истерзанное сердце, впрочем Вы, увы, уже и не слушаете меня. Дай Бог, чтобы Вы открыли для себя это необыкновенное счастье – делать счастливыми других! – произнес я уже вслед своему собеседнику, бесцеремонно уходящему от меня.

Итак, урок второй жесток, но очень поучителен: если судьба не благоволит вам, если «скатилась со счастья вожжа», нужно найти в себе силы жить, делая счастливой жизнь других, а если это невозможно, тогда просто жить, не срывая злость за свои неудачи на других.

Я удаляюсь от заповедного кордона, окруженного необыкновенными пейзажами, но завораживающие виды уже не восхищают меня, прекрасные пейзажи не дают утешения и отрады. Человек в этом благословенном уголке не способен быть счастливым сам и не хочет ничего сделать для других. Странно, страшно и обидно! Меня вновь окружает туман, и кажется, что я не иду, а плыву в толще густой белой воды. И где же выход из этой пучины?!

Отправимся дальше, не может быть, чтобы путешествие не увенчалось успехом!

Есть книги и фильмы, прочитав или посмотрев которые чувствуешь: время, которое только что было нынешним, кончилось. Что дальше − неизвестно, но понятно: как прежде, уже не будет. Такую роль сыграло в жизни многих детей, взрослевших в 80-е, произведение «Чучело». А ведь тогда детей учили любить родину, маму, труд и природу. «Пионер – всем ребятам пример». История простой девочки-подростка Лены Бессольцевой из повести В. Железникова разворачивалась именно в это время… Итак в поисках Человека я завернул в провинциальный городишко на берегу Оки. Лена, как вы помните, стала изгоем за то, что новенькая, за то, что «рот до ушей», за дедушку, которого все в городе считали чудаком, в конце концов, за то, что она не похожа на всех. Мы увидели, как в свободное от «подачи примера» время пионеры ленились, грубили взрослым, прогуливали уроки, объявляли бойкоты. То есть были обычными детьми со своими проблемами и страхами. А как жить ребенку, на которого ровесники смотрят как на пустое место? Страшное противостояние одиночки и толпы – противостояние, незамеченное взрослыми. Сначала Лена сильно боялась класса, но потом, когда она поняла, что ее никто не защитит, в ней произошла серьезная перемена. Она перестала бояться и бросила травившему ее классу вызов и… победила! Что поняли эти «детки из клетки»? Хочется верить, что выводы сделали. А вот и они: Валька, Мариша, Миронова. Шмакова... Ребята переглядываются и шепчутся, их глаза полны любопытства: все-таки не каждый день в их городок заносит корреспондентов из столицы. Я узнаю всех по манере поведения, по их внешнему виду, по их вопросам.

–А где же Дима Сомов? Что-то я его не вижу.

На минуту воцарилось всеобщее молчание. В толпе послышался шепот, улавливаю отдельные фразы: «бойкот», «суд», «откуда знает Сомова» – недоумевают. Наконец сказала, как отрезала, «Железная Кнопка»:

– Ему нет места среди нас: он предатель!

– «Суд», «предатели»… Откуда у вас такие слова? Поймите, если человек виноват, это не значит, что его обязательно надо жестко наказать. Каждый из нас имеет право на ошибку. Неужели случай с Леной ничему вас не научил? Лена показала вам пример настоящей человечности: она первая заявила, что не станет участвовать в травле Димы, хотя больше всех имела права на это.

Ребята молчали. А ведь они, по сути совсем ещё дети, уподобляются взрослым с их лицемерием, обманом, жестокостью. Как не стать жестокими, когда тебя окружает обида, зависть и злоба? Когда взрослые сплетничают о соседях и коллегах, а в СМИ постоянно призывают обнаружить и покарать предателей и тунеядцев, поборников «социалистического труда»? Как объяснить шестиклассникам необходимость остаться человеком в любых условиях и обстоятельствах, и никогда не разменивать свои лучшие качества. Но урок доброты и благородства не прошел незамеченным: эта ситуация взбудоражила весь класс: Рыжий раскаялся в своей жестокости, Лохматый бросает дружить с Валькой. Железная Кнопка плачет. А значит всё не зря, потому что миром должны править доброта, сострадание, терпимость, а не жестокость.

 Я посетил героев гоголевских «Петербургских повестей», простых маленьких людей, столкнувшихся с вопиющей бесчеловечностью, наблюдал за историей Льва Николаевича Мышкина из романа «Идиот» Достоевского, душевно чистого человека, который в развращенном обществе оказался «белой вороной». Все эти отвергнутые, никому не нужные «маленькие люди» заслуживают сострадания и уважения. Они как укор совести каждому из нас: ведь в нас, настоящих героях жизни, вдруг появляется и деспотичная и жестокая барыня, и вечно раздраженный, черствый Орозкул, и подростки, живущие по законам стаи. А настоящее произведение, подобно древнегреческой трагедии, должно рождать катарсис. Именно к возвышению и очищению подталкивают нас герои вечных произведений русских классиков, оставляя за каждым право выбора.

 «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей», – читаем мы у Ф.М. Достоевского. Так неужели мы с вами проигрываем эту битву? Неужели прав автор анонимного письма, потерявший веру в человека? Нет, этого не может быть, потому что добро, сколь бы ни было оно мало, гораздо сильнее, чем большое зло.