Эссе «Размышление о человечности»

 «Люди, будьте человечны!

Это ваш первый долг»

Ж.-Ж. Руссо

В этом году на уроках литературы мы читали повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Что извлекли мы, прочитав это произведение? Уроки человечности. Уроки милосердия. Уроки доброго отношения к людям.

Как только Петруша Гринёв покидает родной дом, начинается путь взросления героя, время принятия взрослых решений. И первым взрослым поступком, на мой взгляд, нужно считать раскаяние Петра и примирение с Савельичем после проигрыша Зурину. Дорожные размышления героя были неприятны. Он осознавал глупость своего поведения, чувствовал вину, всё это мучило его; он хотел помириться с Савельичем, но не знал с чего начать: «Ну, ну, Савельич! полно, помиримся, виноват; вижу сам, что виноват. Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел. Обещаюсь вперед вести себя умнее и слушаться тебя. Ну, не сердись; помиримся», – читаем у Пушкина. Казалось бы, что здесь должно привлечь наше внимание? Прежде всего, настораживает то, что дворянин просит прощение у крепостного. Но у Пушкина всё не просто так. Для него человеческие отношения выше сословных предрассудков! Важно, что Пётр Гринёв не барин, не помещик, не дворянин, а человек! В этом, казалось бы, незначительном событии и заключается одна из важных идей повести: жестокое пугачёвское восстание – это доведённая до предела сословная рознь, и только отношения, построенные на человечности, способны победить раздоры и войны.

Интересна для меня была встреча Гринёва с вожатым, к которому он проявляет доброе, милосердное отношение, и это не просто благородство дворянина. Пушкин показывает, что Пётр способен на жалость как проявление человечности. «Что, брат, прозяб?» – спрашивает вожатого Гринёв. И в этом вопросе мы снова видим нарушение сословных условностей: в «пьянице оголелом», «собаке», «бродяге» Пётр увидел человека, брата. Нужно в каждом уметь разглядеть человека. И Гриневу это удаётся. Перед ним не бродяга, не пьяница, а человек, которому холодно, а, значит, ему нужна помощь. Ведь пройти мимо человека, нуждающегося в помощи, – значит показать своё безразличие, равнодушие.

Однако главной деталью в данном эпизоде является «заячий тулупчик». Как у любого нормального человека, у Петра возникает желание отблагодарить вожатого за своё спасение. «…заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок...», – читаем в повести. Но, распоров по швам, вожатый всё-таки умудрился надеть тулуп. «Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». Что вожатый называет добродетелью, милостью, за что благодарит Гринёва, за тулуп, который ему мал? Для Пугачёва тулуп – это проявление человечности, жалости к человеку, которому холодно. Для Гринёва тулуп – это воспоминания о родном доме, семье, где так уютно и тепло. Получается, Гринёв делится с вожатым частичкой семейной жизни, кусочком домашнего тепла. Не это ли проявление человечности?

Человечность – это внимание, уважение к человеческой личности, доброе отношение ко всему живому. Оно проявляется в честных, добрых и бескорыстных людях. Именно таким Пушкин показывает Петра Гринёва.

А есть ли место человечности в нашей жизни? Конечно. Ярким примером проявления доброго отношения к человеку, животному, природе является волонтёрство и добровольчество. Добровольцы нашей гимназии постоянно участвуют в социально значимых акциях, собирают подарки, делают открытки ветеранам ВОВ, блокадникам, детям войны, пожилым людям, оказавшимся в приютах, онкобольным детям, защитникам Отечества, медикам, находящимся в «красной зоне», не обходят стороной и обитателей ленинградского зоопарка.

Воспитывать человечность нужно с детства! И не только в школе. Основным источником формирования человечности является пример поведения взрослого человека. Для меня такой пример – мой папа. Он никогда не остается равнодушным, когда видит, что человеку плохо, по возможности оказывает посильную помощь. Так совсем недавно произошел случай.

Приехав с дачи, родители разгружали багажник, а мы ожидали их у лифта. Вдруг в парадную вошёл мальчик, держа в руках самокат. Увидев нас, он моментально отвернулся в сторону. Мы тоже отвернулись и стали ждать лифт. Вскоре подошел папа и, увидев мальчика, поинтересовался, все ли хорошо. Мальчишка повернулся. Увидев его окровавленное лицо, мы испугались. Оказалось, ребёнок упал с самоката лицом на асфальт. У мальчика были выбиты передние зубы и сдвинута нижняя челюсть. Не растерявшись, мой папа повел мальчика до квартиры. Но отца ребёнка не было дома, а мать растерялась и не знала, что делать. Тогда мой папа отвёз ребёнка в травматологию. Я считаю, что папа в данном случае показал нам, своим детям, пример человеческого отношения. Он не оставил мальчика в беде, оказал ему помощь и поддержку, несмотря на то, что в этот день у нас были совсем другие планы на вечер. А меня долго терзал вопрос: почему мы не поинтересовались, что случилось у мальчика, почему этот вопрос задал папа? Нужно быть внимательнее к людям!

В современном мире многие стыдятся проявить человечность, милосердие, сочувствие. Люди в наше время стали более равнодушными, мерилом ценностей человека является его материальное благополучие. Много говорят о добре и милосердии, но это только слова. Жаль, но по-прежнему существуют такие люди, как Швабрин. Возможно, из-за таких людей в мире не прекращаются войны. А ведь всё изменится, всё в мире будет иначе, если человеческие отношения начать строить на добре, взаимопонимании, взаимоуважении и милосердии. И главное, что такие люди тоже есть в нашем мире! Люди, умеющие проявить человечность, проявить заботу о других, о тех, кто в ней нуждается! Недаром в народе говорят: «Мир не без добрых людей!» А для меня символом человечности навсегда останутся «заячий тулупчик», поступки Петра Гринёва и, конечно же, поведение моего папы.