Культурный переполох

Однажды ночью в школьной библиотеке одного маленького городка случился переполох. Школьные учебники давно не были так взволнованы. Виновником переполоха выступила книга с методическими пособиями по родной литературе.

Ещё утром был обычный школьный день. На одной из перемен пособие спокойно наслаждалась лучами последнего осеннего солнца на учительском столе и неожиданно для себя подслушала разговор учеников в коридоре.

– Так что же ты толком услышала? – спросил учебник по биологии. – Я пока ничего не понял.

– Рассказывай подробно и с самого начала, – добавил учебник по музыке.

– Я сама в смятении и растерянности, – ответила Методичка, – ученики так сильно кричали, что я не все разобрала. Но отчетливо услышала про новый компьютерный класс, экспозицию, посвященную родной культуре, и циф-ро-фи-зацию библиотеки.

– Цифровизацию, – машинально поправил учебник русского языка.

– Может и так, я точно не расслышала, – отмахнулась Методичка, – но все это странно и непонятно.

– Да все понятно, – вздохнул учебник по обществознанию,– библиотеку нашу закроют, на ее месте разместят новые компьютеры, а книги уберут пылиться куда-нибудь.

Все разом зашумели.

– Давайте не будем паниковать раньше времени, – попытались всех успокоить контурные карты по истории, – лучше расспросим учебник информатики, он-то точно в курсе дела. А где он?

– He is absent today, – сказал учебник по английскому языку.

Книги на мгновение опешили.

– Нашёл время выделиться, – пробурчал англо-русский словарь, и перевел для всех: нет Информатики сегодня. Забыли его в кабинете.

– Значит, про цифровизацию узнаем завтра, а пока подумаем, чем нам грозит экспозиция по родной культуре, – сказала Литература.

– Я так думаю, что оставят только книги по этой самой культуре, а все прочее как раз и уберут, – ответила Химия.

– Не велика потеря, – усмехнулась Алгебра, – уж нас, учебников, точно оставят.

– Ты расчетливая и сухая, как твои цифры, особа, – укорила ее География, – только о себе думаешь. Хотя у тебя и родни-то никакой в библиотеке нет, разве что книга о Лобачевском из серии «Жизнь замечательных людей». А у нас? У меня вот две полки, и это только по нашей области. А у Истории сколько книг родных? Про Литературу я вообще молчу.

– Ну, моей родне уж точно волноваться не о чем, – сказала История, – мы к культуре ближе всего.

– Это почему ты так решила? – удивился учебник по Изобразительному искусству.

– Да потому, что культура – это «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей». Так большой энциклопедический словарь трактует.

– Ну и причём тут ты, это же мое определение, – возразило Обществознание.

– Вы оба заблуждаетесь! – вмешалась Литература. – Именно книжное слово несло в массы просвещение. Русскую культуру за рубежом знают по творениям А.Толстого и Ф.Достоевского. А Пушкин – вообще наше всё!

– Друзья, давайте не ссориться. Экспозиция будет посвящена родной культуре, то есть культуре нашего края, верно? – заявила География. – А кто же знает об этом больше, чем я? Вообще-то первым определением слова «культура» было именно земледелие. Наш уникальный чернозём определил культуру сельского хозяйства в наших местах, и тем самым быт людей. У нас много природных ресурсов: леса, реки, степи. А наше Дивногорье с меловыми дивами – просто чудо природы. Что на это скажете?

– Слабенько, – ответила История России. – Может, вы не знаете, но наши Костёнки были самым древним поселением в Европе. А где зародилась разумная жизнь, там и зародилась культура. Кроме того, наш край – это колыбель русского флота. У меня ещё много разных примеров. Да хоть Катюшу вспомните, наше легендарное оружие победы, – так ее изготавливали в Воронеже! – гордо закончила История России.

– Не у одной тебя есть ещё аргументы. Наш регион известен такими именами как И.Бунин, И.Никитин, А.Кольцов, Г.Троепольский, – сказала Литература.

– А Кольцов как раз про золотую рожь и крестьян стихи писал, – встряла География.

– Подождите, – вмешался учебник по Изобразительному искусству, – но культура – это результат творчества человека. А творчество не ограничивается одной литературой. Это ещё и живопись, и скульптура, и архитектура. Всем известны такие художники, как Крамской, Ге, Соловьев.

– А кто такой Соловьев? – спросил учебник по химии. – Что-то я такого художника не знаю.

– Знаете, его даже наш двоечник Курочкин знает. (Стоит заметить, что оболтус Курочкин был знаменит на всю школу своей фантастическим невежеством). Как только он получает очередную двойку, то всегда говорит: «Картина Репина "Приплыли"», – ответил учебник по ИЗО.

– А Репин-то тут причём?

– А притом, что надо культуру свою знать! Лев Соловьев написал картину «Монахи. (Не туда заехали)». Сюжет публике понравился. Но, поскольку рядом выставлялись полотна Репина, ему и эту картину тоже приписали. Вот и пошло в народ такое выражение, – пояснил учебник по ИЗО.

– Извините, коллеги, но мне кажется, что вы забыли о том, что ещё одно достояние нашего края – это музыка, – вклинился учебник по музыке. – Наш ансамбль «Воронежские девчата» известен и в России, и за рубежом. А кто не знает композиторов Пятницкого и Массалитинова, певиц Мордасову и Рюмину?

– Я не знаю, – простодушно сказал учебник по ОБЖ*.

Кто-то захихикал, и учебник по музыке обиженно замолчал.

– Вы все ошибаетесь, – сказал учебник по обществознанию. – Я уже говорил, что «родная культура» – это мое определение. Культура – это быт, традиции, народное творчество, обряды, ремесла и промыслы.

– И чем же в этом плане наш край знаменит? – поинтересовалась Физика.

– Ну, не то чтобы знаменит, да только в нашем краю издавна занимались кружевоплетением, вышивкой, гончарным делом, резьбой по дереву и бересте, глиняной игрушкой и лозоплетением, – ответил учебник по обществознанию.

– А можно о лозоплетении подробнее, – спросил учебник по ОБЖ.

– Можно, только Вам зачем?

– Хочется вернуться к культурным истокам воспитания, розги бы сплести для Курочкина, – мечтательно сказал ОБЖ.

– Всё-то вам шутки шутить, – обиделась ОПК*, – а мы тут серьезную тему обсуждаем. Хотя я Вас понимаю. Курочкин уж точно не подарок. В прошлом году на уроке, посвященном православному Рождеству и сочельнику, учитель задал на дом выучить и рассказать колядку. В тот же вечер Курочкин с приятелями пришли к учителю домой и завели песню про коляду, сундучки и пятачки.

– Ну и что, получил он пятерку? – поинтересовалась Физика.

– Нет, – ответила ОПК, – двойку получил. Потому, что пришёл 24 декабря, в католический сочельник.

Учебники рассмеялись.

– А все-таки культуру формирует родной язык, – сказал учебник по родному русскому языку. – Ведь о какой культуре могла бы идти речь, не понимай мы друг друга? И наш уникальный говор…

– Ну и в чем тут особая культура, чем гордиться? – перебила История. – Вот уж, прям, культурное явление наше фрикативное «г». Кстати, Курочкин знать не знает, что «грядушка» это не грядка в огороде, а спинка кровати и что «квашенка» это не квашеные овощи, а что-то наподобие йогурта, и ничего, разговаривает, и все его понимают. А ещё я слышала, что вообще грядет реформа русского языка, – добавила она ехидно.

– Что за реформа? – испугался учебник по русскому языку.

– Все правила отменят. Можно будет писать все, как слышится. И Курочкин сможет писать слово «искусство» хоть через «з», хоть с одной «с», и «чаща» через «я».

Послышался грохот – это в углу упал в обморок Словарь Ожегова.

– Дошутились, – укорил учебник по ОБЖ, – пойду, окажу первую помощь пострадавшему.

– Да прекратите вы балаган! – воскликнула Литература. – В реформе речь идет не об этом. Не отменяются никакие нормы правописания, просто уточняются формулировки, делаются более логичными описания.

Спор разгорелся с новой силой.

Физика шумела, что культурный человек – это образованный человек и вспоминала ученых и университеты, Биология пыталась рассказать про заповедники и орловских рысаков, кто-то твердил про культуру поведения, а кто-то наперебой перечислял памятники, музеи, храмы и монастыри. Хорошо, что в школе не было учебника по физической культуре, а то бы дело точно дошло до драки.

Шум разбудил большую старую Энциклопедию.

– Что за переполох вы тут устроили? – спросила она.

Книги рассказали о том, что случилось и попросили их рассудить. Энциклопедия надолго задумалась, а потом ответила.

– Я считаю, что культура – это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях. Культура многогранна и цельна, как организм человека. В ней все важно и нужно. Потому вы все по-своему правы.

Постепенно учебники успокоились и заснули.

А на утро в дверь школьной библиотеки зашёл Курочкин.

– Что тебе нужно? Ты мне ещё сказки Маршака за 3 класс не сдал, – нелюбезно встретила его библиотекарь.

– Здравствуйте, – вежливо поздоровался Курочкин.

– И тебе не хворать, – удивилась Анна Ивановна, – Так чего тебе?

– Мне к экспозиции по родной культуре задали написать сочинение по этой самой культуре, – шмыгнул носом Курочкин, – а дома, как назло, компьютер сломался.

– Что, неоткуда списать? Так иди в компьютерный класс.

– Я бы и пошёл, но только там старые ноутбуки убрали. Новый компьютерный класс будет. А у вас тут, сказали, циф-ру-фи-зацию какую-то провели – пустите?– жалобно посмотрел Курочкин.

Цифровизацию, – поправила библиотекарь, и добавила, – пущу, только компьютеров у нас пока нет, через неделю поставят. Я электронный каталог для любимых книг сделаю. Видеоконференции будем проводить, уроки лучших учителей со всей России смотреть, культуру обучения повышать.

– И что мне делать? – огорчился Курочкин.

– Жди здесь, – сказала Анна Ивановна. И через пару минут вернулась со стопкой книг.

– Вот, читай, изучай, смотри. Повышай свою культуру. Может, чего поймешь и сам напишешь.

Курочкин обречено открыл первую книжку.

На соседнем стеллаже облегченно и радостно вздохнули учебники.

А через неделю в школьной библиотеке случился новый переполох. Курочкин впервые в жизни получил «отлично» за сочинение о родной культуре! Правда едкая Химия не преминула заметить, что за грамотность он все-таки получил тройку, но радости учебников это не убавило. Тем более что вдохновленный успехом Курочкин записался в группу «Друзей книги» при библиотеке и даже взялся помочь Анне Ивановне с электронным каталогом книг.

Впрочем, это уже совсем другая история…

 

Примечание:

ИЗО – учебник по изобразительному искусству.

ОБЖ – учебник по основам безопасности жизнедеятельности.

ОПК – учебник по основам православной культуры.

Цифровизация – внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни для повышения её качества и развития экономики. Она помогает выполнять рутинные задачи и принимать решения без участия человека.

-------------------------

От оргкомитета конкурса сочинений «Человек, будь человечнее», посвященного Дню Культуры:

Благодаря авторам таких сочинений, цифровизация в образовании, рассчитанная на отлучение человека от Культуры, нашему обществу не грозит.