О культурных ценностях

Всему миру предстоит испытание восприятием культуры, и это испытание труднее средневековых – огнем, водой и железом, – отмечал в своих трудах всемирно известный деятель культуры Н.К. Рерих, именем которого назван международный Договор в защиту культурных ценностей (Пакт Рериха).

Воспринять культуру – значит, перейти от созерцания к ее осознанию и пониманию (В помощь педагогу. «Культура» – методич. пособие).

Именно от понимания культуры,– как пишут сегодня ученые-социологи, – зависит направленность социальных действий, зависит сохранение жизненных сил социальных субъектов, политика и идеология. «Понимание культуры становится задачей и обязанностью общества», – отмечается в публикациях, посвященных проблемам культурологии и современной социологии [1] .

Существует множество определений культуры. С точки зрения разных наук – культура может рассматриваться и как состояние (уровень), и как процесс. Распространенным является деятельностный подход к осмыслению культуры как совокупности человеческих достижений в материальной и духовной сферах деятельности, а также аксиологический, ценностный подход – когда культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей. Критерием культурной ценности явлений выступает их гуманистическое содержание; духовно-культурные ценности вечны – в процессе их потребления не происходит «снашивание».

Ценности имеют основополагающее значение в системе мотивации деятельности и, наряду с оценкой, являются критериями при выборе целей деятельности, определения путей и средств. Какой жизненный путь выберет человек или общество, какие при этом будут использоваться средства достижения целей – от этого будет зависеть судьба как отдельного человека, так и общества в целом.

Общечеловеческие ценности определены наукой как высшие духовные ценности; проявляются они в формах духовного, нравственного, эстетического развития человеческих индивидов [2] .

Культурные ценности, освоение которых способствует развитию человека, утончению его чувств и расширению его сознания условно можно разделить на материальные и духовные (см. схему).

 Скачать схему для печати

К материальным культурным ценностям можно отнести объекты, предметы, произведения художественного, исторического или научного значения, которые олицетворяют собой или отображают достижения человечества в поисках гармонии и совершенства.

Духовные культурные ценности находят свое воплощение в идеях, нормах, убеждениях гуманистической направленности (теории, цели, идеалы, традиции), а также в нравственных и волевых качествах личности.

Особенно необходимо отметить, что к культурным ценностям можно отнести только жизненные проявления, которые основаны на гуманизме, и что, лежащие в основе Культуры гуманистические идеи, среди которых идеи нового космического мышления, эволюционного значения Культуры и идея Общего Блага должны стать доступными для понимания и осознания подрастающим поколением как самые передовые и необходимые.

В приведенной схеме не случайно качества личности, отражающие ее гуманистическую направленность, выделены в особую категорию культурных ценностей. Именно проявление высшей степени различных нравственных качеств людей позволило создать все остальные культурные ценности и преодолеть многие, порой трагические, препятствия на пути эволюции человечества. И именно эта категория культурных ценностей сегодня подвергается наибольшим нападкам и высмеиванию со стороны «массовой культуры».

Поэтому, для того, чтобы человечество имело шанс решить возникшие перед ним глобальные проблемы, необходимо всеми мерами укреплять сотрудничество в области охраны материальных культурных ценностей и утверждении в жизни духовно-нравственных ценностей.

Это необходимо еще и потому, что «сегодня не только в средствах массовой информации, но даже и в среде профессионалов-гуманитариев нередко можно услышать суждения примерно следующего содержания: мы живем в эпоху плюрализма и свободы, когда каждый имеет право на выражение своей точки зрения и когда жесткие границы между истиной и ложью, добром и злом, высшим и низшим, светом и тьмой безнадежно уходят в прошлое. Поэтому надо учиться жить в атмосфере терпимости и толерантности, бесконечного разнообразия мнений и мировоззрений, воздерживаясь от жестких ценностных суждений и тем более от всяких осуждений. Если так называемая духовность и существует – то она состоит в абсолютной свободе твоего самовыражения и в признании такого права за другими людьми.

Насколько разрушительны и опасны даже малые уступки такой духовной всеядности и ценностному релятивизму, хорошо видно на примере современных западных стран…» >>> полный текст

Таким образом, защищая и утверждая в жизни культурные ценности, заботимся о духовном здоровье человечества, сохраняя тем самым здоровье физическое – как людей, так и самой планеты. В этом заключается неоценимое значение движения в защиту Культуры.

Уварова Лариса Ивановна,
специалист Санкт-Петербургской Академии
постдипломного педагогического образования,
ответственный редактор журнала «Педагогика Культуры ».

____________________________________

[1] Попов Е.А. Культурология и современная социология // СОЦИС, 2006, № 12. – С.65.

[2] Общечеловеческие и национальные ценности в изменяющемся обществе / [Р.К. Кадыржанов, К.Ж. Нугманова, А.Г. Косиченко и др.; М-во науки, Акад. наук Респ. Казахстан, Ин-т философии. – Алматы, 1997.– 219 с.